Иакова 2 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Еп. Кассиана → Перевод Десницкого

 
 

Братья мои, не держитесь веры в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, — с лицеприятием.
 
Братья мои, если верите в славного Господа нашего Иисуса Христа — никого не выделяйте особо.

Ибо, если войдет в ваше собрание человек с золотым перстнем, в блестящей одежде, войдет же и бедный в грязной одежде,
 
Войдет в собрание ваше роскошно одетый человек с золотыми перстнями на пальцах, войдет и бедняк в грязной одежде.

вы же посмотрите на носящего одежду блестящую и скажете: ты сядь здесь, пожалуйста, а бедному скажете: ты стань там или сядь у подножья моего, —
 
Взглянете вы на роскошно одетого и скажете: «тебе будет удобно присесть здесь», а бедняку скажете: «а ты постой» или «садись тут, мне под ноги».

то не впали ли вы в противоречие с самими собой и не оказались ли судьями с мыслями дурными?
 
И так вы вводите разделения в общине и решаете, исходя из дурных помыслов.

Послушайте, братья мои возлюбленные: не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?
 
Послушайте, братья мои возлюбленные! Бог избрал тех, кто беден в этом мире, чтобы обогатить их верой и дать им в наследие царство — Он обещал это тем, кто Его любит.

Вы же обесчестили бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
 
А вы с презрением отнеслись к бедняку! Но разве не богатые угнетают вас и тянут в суды?

Не они ли хулят доброе имя, наречённое над вами?
 
Не они ли оскорбляют доброе имя, которое вы носите?

Если, однако, вы исполняете закон царский по Писанию: возлюби ближнего твоего, как самого себя, вы хорошо делаете.
 
Если вы исполняете царский закон, который дан в Писании: «возлюби ближнего как самого себя», — то поступаете прекрасно.

Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники,
 
А если вы относитесь к людям с лицеприятием, то совершаете грех, и закон обличает ваше преступление.

Ибо кто весь Закон соблюдет, но согрешит в одном, тот во всём повинен,
 
Ведь кто исполнил остальной закон, но что-то одно нарушил, оказался виновным в целом.

Ибо Сказавший: не прелюбодействуй, сказал также: не убей. Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, — ты преступник Закона.
 
Кто сказал «не блуди», сказал и «не убивай», и если ты не блудишь, но убиваешь, ты все равно преступник.

Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
 
Помните, что и за свои речи, и за поступки будете судимы по закону свободы.

Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость торжествует над судом.
 
Кто не проявил милости — того и судить будут без милости, а ведь милость превыше суда!

Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, дел же не имеет? Может ли такая вера спасти его?
 
Что пользы, братья мои, если кто говорит, будто имеет веру, но не подтверждает ее делами? Сможет ли такая вера его спасти?

Если брат или сестра наги и лишены дневного пропитания,
 
Допустим, брату или сестре недостает одежды и ежедневной пищи,

и скажет им кто из вас: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дадите им необходимого для тела, — какая польза?
 
а кто-то из вас им скажет: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», а того, что нужно для жизни, вы им не дадите — какая от этого польза?

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
 
Так и вера, не подтвержденная делами, сама по себе мертва.

Но скажет кто: ты веру имеешь, а я дела имею, — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе веру из дел моих.
 
И тут кто-то скажет: у тебя есть вера, а у меня — дела. Как же ты покажешь мне свою веру, если она бездействует? А я покажу тебе свою веру своими делами.

Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут.
 
Ты веришь, что Бог Един? Прекрасно! Так веруют и бесы — но это лишь ужасает их.

Но хочешь ли узнать, о пустой человек, что вера без дел не действительна?
 
Показать ли тебе, пустой человек, что вера без дел ни на что не годна?

Авраам, отец наш, не делами ли был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник?
 
Как получил праведность праотец наш Авраам? По делам своим, когда готов был принести сына своего Исаака в жертву.

Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства,
 
Ты же видишь, что вера его проявлялась на деле, вера достигла совершенства в его поступках.

и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность, и он был назван другом Божиим.
 
Так и исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность», и был он назван другом Божьим.

Видите, что делами оправдывается человек, а не верою только.
 
Итак, вы видите, что человек признается праведным по своим делам, а не только по вере.

Подобным же образом и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив их иным путем?
 
Точно так же и блудница Раав была признана праведной по своим делам, когда приняла израильских разведчиков и тайно выпустила из города.

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
 
Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.