От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Елизаветинская на русском

 
 

В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.
 
В день же той изшед Иисус из дому, седяше при мори.

И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,
 
И собрашася к нему народи мнози, якоже ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше.

И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.
 
И глагола им притчами много, глаголя: се, изыде сеяй, да сеет:

И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.
 
и сеющу ему, ова падоша при пути, и приидоша птицы и позобаша я:

Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.
 
другая же падоша на каменных, идеже не имеяху земли многи, и абие прозябоша, зане не имеяху глубины земли:

Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.
 
солнцу же возсиявшу присвянуша, и зане не имеяху корения, изсхоша:

Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.
 
другая же падоша в тернии, и взыде терние и подави их:

Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.
 
другая же падоша на земли добрей и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять:

Имеющий уши да слышит.
 
имеяй ушы слышати да слышит.

И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?
 
И приступивше ученицы (его) рекоша ему: почто притчами глаголеши им?

И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;
 
Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия небеснаго, онем же не дано есть:

ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
 
иже бо имать, дастся ему и преизбудет (ему): а иже не имать, и еже имать, возмется от него:

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют:

и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
 
и сбывается в них пророчество исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети:

ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».
 
отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и изцелю их.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
 
Ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат:

ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.
 
аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша.

Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.
 
Вы же услышите притчу сеющаго:

Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.
 
всякому слышащему слово Царствия и не разумевающу, приходит лукавый и восхищает всеянное в сердцы его: сие есть, еже при пути сеянное.

А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;
 
А на камени сеянное, сие есть слышай слово и абие с радостию приемлет е:

но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.
 
не имать же корене в себе, но привременен есть: бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется.

А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.
 
А сеянное в тернии, се есть слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает.

А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.
 
А сеянное на добрей земли, се есть слышай слово и разумевая: иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять.

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;
 
Ину притчу предложи им, глаголя: уподобися Царствие небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем:

когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
 
спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отиде:

а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.
 
егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие.

И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»
 
Пришедше же раби господина, реша ему: господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем? откуду убо имать плевелы?

Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»
 
Он же рече им: враг человек сие сотвори. Раби же реша ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я?

Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
 
Он же рече (им): ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними (и) пшеницу:

Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».
 
оставите расти обое купно до жатвы: и во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою.

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.
 
Ину притчу предложи им, глаголя: подобно есть Царствие небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем,

Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.
 
еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более (всех) зелий есть и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его.

Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся.

Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,
 
Сия вся глагола Иисус в притчах народом, и без притчи ничесоже глаголаше к ним:

дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.
 
яко да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя: отрыгну сокровенная от сложения мира.

Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.
 
Тогда оставль народы, прииде в дом Иисус. И приступиша к нему ученицы его, глаголюще: скажи нам притчу плевел селных.

И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;
 
Он же отвещав рече им: сеявый доброе семя есть Сын Человеческий:

поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.
 
а село есть мир: доброе же семя, сии суть сынове Царствия, а плевелие суть сынове неприязненнии:

Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.
 
а враг всеявый их есть диавол: а жатва кончина века есть: а жатели ангели суть.

Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:
 
Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего:

пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
послет Сын Человеческий ангелы своя, и соберут от Царствия его вся соблазны и творящих беззаконие

и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергут их в пещь огненну: ту будет плачь и скрежет зубом:

Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.
 
тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их. Имеяй ушы слышати да слышит.

Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Паки подобно есть Царствие небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.
 
Паки подобно есть Царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей,

Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
 
иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его.

Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.
 
Паки подобно есть Царствие небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу,

Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.
 
иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон.

Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных
 
Тако будет в скончание века: изыдут ангели, и отлучат злыя от среды праведных,

и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубом.

Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!
 
глагола им Иисус: разуместе ли сия вся? Глаголаша ему: ей, Господи.

И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.
 
Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився Царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая.

И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
 
И бысть, егда сконча Иисус притчи сия, прейде оттуду.

И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?
 
И пришед во отечествие свое, учаше их на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду сему премудрость сия и силы?

Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
не сей ли есть тектонов Сын? не Мати ли его нарицается Мариам, и братия его иаков и иосий, и симон и иуда?

И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?
 
и сестры его не вся ли в нас суть? откуду убо сему сия вся?

И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.
 
И блажняхуся о нем. Иисус же рече им: несть пророк без чести, токмо во отечествии своем и в дому своем.

И не сотворил там многих чудес по неверию их.
 
И не сотвори ту сил многих за неверство их.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.