От Матфея 5 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Елизаветинская на русском

 
 

Увидев же народ. Он поднялся на гору; и когда сел, подошли к Нему ученики Его.
 
Узрев же народы, взыде на гору: и седшу ему, приступиша к нему ученицы его.

И отверзши уста Свои, Он учил их так:
 
И отверз уста своя, учаше их, глаголя:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
 
блажени нищии духом: яко тех есть Царствие небесное.

Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены.
 
Блажени плачущии: яко тии утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
 
Блажени кротцыи: яко тии наследят землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они будут насыщены.
 
Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
 
Блажени милостивии: яко тии помиловани будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
 
Блажени честии сердцем: яко тии Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими.
 
Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся.

Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
 
Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и злословить и лгать на вас из-за Меня.
 
Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради:

Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас.
 
радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас.

Вы соль земли. Если же соль станет пресной, чем сделать ее соленой? Ни на что она больше не годна, разве только выбросить ее вон, чтобы топтали ее люди.
 
Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки.

Вы свет мира. Не может укрыться город, расположенный наверху горы.
 
Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя:

И когда зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме.
 
ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть).

Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они ваши добрые дела и прославили Отца вашего. Который на небесах.
 
Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех.

Не подумайте, что Я пришел упразднить Закон или Пророков. Я пришел не упразднить, но исполнить.
 
(Да) не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити.

Ибо истинно говорю вам: пока не пройдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не пройдет в Законе, пока всё не сбудется.
 
Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут.

Поэтому, кто упразднит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, малейшим будет назван в Царстве Небесном; а кто исполнит и научит, тот великим будет назван в Царстве Небесном.
 
Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем.

Ибо говорю вам: если ваша праведность не будет больше праведности книжников и фарисеев, не войдете вы в Царство Небесное.
 
глаголю бо вам, яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие небесное.

Вы слышали, что было сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, будет подлежать суду».
 
Слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже (бо) аще убиет, повинен есть суду.

А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, будет подлежать суду; кто же скажет брату своему: «рака» будет подлежать синедриону, кто же скажет: «глупец», будет повинен геенне огненной.
 
Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду: иже бо аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу: а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней.

Поэтому, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, —
 
Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя:

оставь там дар твой перед жертвенником, и иди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
 
остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой.

Мирись с противником твоим без промедления, пока ты с ним на пути, чтобы не предал тебя противник судье, а судья служителю, и не был ты брошен в тюрьму.
 
Буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши:

Истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, доколе не отдашь последнего кодранта.
 
аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант.

Вы слышали, что было сказано: «Не прелюбодействуй».
 
Слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
 
Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем:

Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было брошено в геенну,
 
аще же око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну (огненную):

И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби ее и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое пошло в геенну.
 
и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну.

Было сказано: «Если кто отпустит жену свою, пусть даст ей разводную».
 
Речено же бысть, яко иже аще пустит жену свою, да даст ей книгу распустную.

А Я говорю вам, что всякий, отпускающий жену свою, кроме как по причине блуда, подвергает ее опасности прелюбодеяния, и кто женится на отпущенной, прелюбодействует.
 
Аз же глаголю вам, яко всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати: и иже пущеницу поймет, прелюбодействует.

Еще слышали вы, что было сказано древним : «Не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
 
Паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий;
 
Аз же глаголю вам не клятися всяко: ни небом, яко престол есть Божий:

ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
 
ни землею, яко подножие есть ногама его: ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя:

ни головою твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
 
ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити:

Да будет же слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого — от лукавого.
 
буди же слово ваше: ей, ей: ни, ни: лишше же сею от неприязни есть.

Вы слышали, что было сказано: «Око за око, и зуб за зуб».
 
Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
 
Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую:

и желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду.
 
и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу:

И кто принудит тебя идти с ним тысячу шагов, иди с ним две.
 
и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два.

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся.
 
Просящему у тебе дай, и хотящаго от тебе заяти не отврати.

Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего».
 
Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,
 
Аз же глаголю вам: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы,

чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
 
яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех: яко солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя.

Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
 
Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят?

И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?
 
И аще целуете други вашя токмо, что лишше творите? не и язычницы ли такожде творят?

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
 
Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.