От Марка 14 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Елизаветинская на русском

 
 

А через два дня была Пасха и Опресноки; и искали первосвященники и книжники, как бы Его взять хитростью и убить;
 
Бе же пасха и опресноцы по двою днию: и искаху архиерее и книжницы, како его лестию емше убиют:

ибо они говорили: не в праздник, чтобы не было возмущения в народе.
 
глаголаху же: (но) не в праздник, еда како молва будет людска.

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, пришла женщина с алебастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного. Разбив сосуд, она стала возливать Ему на голову.
 
И сущу ему в вифании, в дому симона прокаженнаго, возлежащу ему, прииде жена, имущи алавастр мира нарднаго пистикиа многоценна: и сокрушши алавастр, возливаше ему на главу.

Некоторые же в негодовании говорили друг другу: к чему эта трата мира?
 
Бяху же нецыи негодующе в себе и глаголюще: почто гибель сия мирная бысть?

Ведь миро это можно было бы продать больше чем за триста динариев и дать нищим. И строго выговаривали ей.
 
можаше бо сие продано быти вящше триех сот пенязь и датися нищым. И прещаху ей.

Иисус же сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Доброе дело сделала она Мне.
 
Иисус же рече: оставите ю: что ей труды даете? добро дело содела о мне.

Ибо нищих вы всегда имеете с собою и, когда хотите, можете им благотворить. Меня же не всегда имеете.
 
Всегда бо нищыя имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: мене же не всегда имате.

Она сделала, что могла: заранее помазала тело Мое для погребения.
 
Еже име сия, сотвори: предвари помазати мое тело на погребение.

Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие во всем мире, и о том, что сделала она, будут говорить в воспоминание о ней.
 
Аминь глаголю вам: идеже аще проповестся Евангелие сие во всем мире, и еже сотвори сия, глаголано будет в память ея.

И Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать Его им.
 
И иуда искариотский, един от обоюнадесяте, иде ко архиереем, да предаст его им.

Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему денег. И он искал, как бы при удобном случае предать Его.
 
Они же слышавше возрадовашася и обещаша ему сребреники дати. И искаше, како его в удобно время предаст.

И в первый день Опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: куда велишь нам пойти приготовить Тебе вкусить пасху?
 
И в первый день опреснок, егда пасху жряху, глаголаша ему ученицы его: где хощеши, шедше уготоваем, да яси пасху?

И посылает двух из учеников Своих и говорит им: идите в город; и встретит вас человек с кувшином воды; последуйте за ним.
 
И посла два от ученик своих и глагола има: идита во град: и срящет вас человек в скудельнице воду нося: по нем идита,

И куда он войдет, скажите хозяину дома: «Учитель говорит: где покой Мой, в котором Я вкусил бы пасху с учениками Моими?»
 
и идеже аще внидет, рцыта господину дому, яко учитель глаголет: где есть виталница, идеже пасху со ученики моими снем?

И он вам покажет горницу большую, убранную, готовую; там приготовьте нам.
 
и той вама покажет горницу велию, постлану, готову: ту уготовайта нам.

И отправились ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
 
И изыдоста ученика его, и приидоста во град, и обретоста, якоже рече има: и уготоваста пасху.

наступлением вечера Он приходит с Двенадцатью.
 
И вечеру бывшу прииде со обеманадесяте.

И когда возлежали они и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас предаст Меня: он ест со Мною.
 
И возлежащым им и ядущым, рече Иисус: аминь глаголю вам, яко един от вас предаст мя, ядый со мною.

Они начали скорбеть и говорить Ему, один за другим: не я ли?
 
Они же начаша скорбети и глаголати ему един по единому: еда аз? И другий: еда аз?

Он же сказал им: один из Двенадцати, обмакивающий со Мной в одно блюдо.
 
Он же отвещав рече им: един от обоюнадесяте, омочивый со мною в солило.

Ибо Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается. Лучше было бы не родиться человеку тому.
 
Сын убо Человеческий идет, якоже есть писано о нем: горе же человеку тому, имже Сын Человеческий предастся: добрее было бы ему, аще не бы родился человек той.

И когда они ели, Он, взяв хлеб, благословив, преломил и дал им и сказал: возьмите, это есть тело Мое.
 
И ядущым им, приемь Иисус хлеб, (и) благословив, преломи и даде им, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое.

И взяв чашу, возблагодарив, дал им; и пили из нее все.
 
И приим чашу, хвалу воздав, даде им: и пиша от нея вси.

И Он сказал им: это есть кровь Моя, кровь завета, изливаемая за многих.
 
И рече им: сия есть кровь моя новаго завета, за многи изливаема:

Истинно говорю вам, что не буду больше пить от плода лозы виноградной до того, когда буду пить его новым в Царстве Божием.
 
аминь глаголю вам, яко ктому не имам пити от плода лознаго до дне того, егда е пию ново во Царствии Божии.

И воспев хвалебную песнь, вышли на гору Масличную.
 
И воспевше изыдоша в гору елеонскую.

И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь, ибо написано: «Поражу пастыря, и будут рассеяны овцы»;
 
И глагола им Иисус, яко вси соблазнитеся о мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы.

но по восстании Моем Я предварю вас в Галилее.
 
Но потом, егда воскресну, варяю вы в галилеи.

Петр же сказал Ему: хотя бы и все соблазнились, но не я.
 
Петр же рече ему: аще и вси соблазнятся, но не аз.

И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты сегодня, этой ночью, прежде чем дважды пропоет петух, трижды от Меня отречешься.
 
И глагола ему Иисус: аминь глаголю тебе, яко ты днесь в нощь сию, прежде даже вторицею петель не возгласит, трикраты отвержешися мене.

Он же с еще большей силой говорил: хотя бы надлежало мне умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Так же и все говорили.
 
Он же множае глаголаше паче: аще (же) ми есть с тобою и умрети, не отвергуся тебе. Такожде и вси глаголаху.

И приходят в местность, по имени Гефсимания. И говорит Он ученикам Своим: посидите здесь, а Я тем временем помолюсь,
 
И приидоша в весь, ейже имя гефсиманиа: и глагола учеником своим: седите зде, дондеже шед помолюся.

И берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна. И начал Он ужасаться и томиться.
 
И поят петра и иакова и иоанна с собою: и начат ужасатися и тужити.

И говорит им: объята скорбию душа Моя до смерти; побудьте здесь и бодрствуйте.
 
И глагола им: прискорбна есть душа моя до смерти: будите зде и бдите.

И пройдя немного вперед, повергался на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его этот час;
 
И прешед мало, паде на земли и моляшеся, да, аще возможно есть, мимо идет от него час:

и говорил: Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу эту мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
 
и глаголаше: авва Отче, вся возможна тебе: мимо неси от мене чашу сию: но не еже аз хощу, но еже ты.

И приходит и находит их спящими, и говорит Петру: Симон, ты спишь? Не смог ты один час пободрствовать?
 
И прииде, и обрете их спящих, и глагола петрови: симоне, спиши ли? не возмогл еси единаго часа побдети?

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
 
бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна.

И вновь пошел и помолился и сказал то же слово.
 
И паки шед помолися, тожде слово рек.

И снова придя, нашел их спящими, ибо их глаза отяжелели; и не знали они, что Ему ответить.
 
И возвращься обрете я паки спящя: бяху бо очеса им тяготна: и не ведяху, что быша ему отвещали.

И приходит в третий раз и говорит им: что же, вы спите и почиваете? Довольно, пришел час; вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
 
И прииде третицею и глагола им: спите прочее и почивайте: приспе конец, прииде час: се, предается Сын Человеческий в руки грешником:

Вставайте, идем. Вот, предающий Меня близко.
 
востаните, идем: се, предаяй мя приближися.

И тотчас, пока Он еще говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
 
И абие, еще ему глаголющу, прииде иуда, един сый от обоюнадесяте, и с ним народ мног со оружием и дрекольми, от архиерей и книжник и старец.

А предающий Его дал им условный знак, сказав: Кого я поцелую. Он и есть; возьмите Его и ведите под надежной стражей.
 
Даде же предаяй его знамение им, глаголя: егоже аще лобжу, той есть: имите его и ведите (его) сохранно.

И придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! и поцеловал Его.
 
И пришед, абие приступль к нему, глагола (ему): равви, равви. И облобыза его.

Они же наложили руки на Него и взяли Его.
 
Они же возложиша руце свои на него и яша его.

А один из стоявших тут, выхватив меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо.
 
Един же некто от стоящих извлек нож, удари раба архиереова и уреза ему ухо.

И сказал им Иисус в ответ: как на разбойника вышли вы с мечами и кольями задержать Меня;
 
И отвещав Иисус рече им: яко на разбойника ли изыдосте со оружием и дрекольми яти мя?

каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не взяли Меня; но да исполнятся Писания.
 
по вся дни бех при вас в церкви учя, и не ясте мене: но да сбудется писание.

И оставив Его, бежали все.
 
И оставльше его, вси бежаша.

И некий юноша следовал за Ним, завернутый в покрывало по нагому телу. И хватают его.
 
И един некто юноша иде по нем, одеян в плащаницу по нагу: и яша того юношу.

Он же, оставив покрывало, нагой убежал.
 
Он же оставль плащаницу, наг бежа от них.

И отвели Иисуса к первосвященнику; и сходятся все первосвященники и старейшины и книжники.
 
И ведоша Иисуса ко архиерею: и снидошася к нему вси архиерее и книжницы и старцы.

И Петр издали последовал за Ним, до самого двора первосвященника; и сидел со служителями и грелся у огня.
 
И петр издалеча вслед его иде до внутрь во двор архиереов: и бе седя со слугами и греяся при свещи.

Первосвященники же и весь синедрион искали против Иисуса свидетельства, чтобы предать Его смерти, и не находили.
 
Архиерее же и весь сонм искаху на Иисуса свидетелства, да умертвят его: и не обретаху.

Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства эти не совпадали.
 
Мнози бо лжесвидетелствоваху на него, и равна свидетелства не бяху.

И некоторые встав лжесвидетельствовали против Него, говоря:
 
И нецыи воставше лжесвидетелствоваху на него, глаголюще:

мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм этот, рукотворенный, и в три дня воздвигну другой, нерукотворенный».
 
яко мы слышахом его глаголюща, яко аз разорю церковь сию рукотвореную и треми денми ину нерукотворену созижду.

Но и их свидетельства не совпадали между собой.
 
И ни тако равно бе свидетелство их.

И первосвященник, став посредине, спросил Иисуса: Ты не отвечаешь ничего? Что они против Тебя свидетельствуют?
 
И востав архиерей посреде, вопроси Иисуса, глаголя: не отвещаваеши ли ничесоже? что сии на тя свидетелствуют?

Он же молчал и не ответил ничего. Снова первосвященник спрашивал Его и говорит Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
 
Он же молчаше и ничтоже отвещаваше. Паки архиерей вопроси его и глагола ему: ты ли еси Христос, Сын благословеннаго?

Иисус же сказал: Я; и вы увидите Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего с облаками небесными.
 
Иисус же рече: аз есмь: и узрите Сына Человеческаго о десную седяща силы и грядуща со облаки небесными.

Первосвященник же, разодрав одежды свои, говорит: какая нам еще нужда в свидетелях?
 
Архиерей же растерзав ризы своя, глагола: что еще требуем свидетелей?

Вы слышали хулу! Как вам кажется? И все осудили Его, признав повинным смерти.
 
слышасте хулу: что вам мнится? Они же вси осудиша его быти повинна смерти.

И начали некоторые плевать на Него и закрывать Ему лицо и заушать Его и говорить Ему: прореки. И служители осыпали Его ударами.
 
И начаша нецыи плювати нань, и прикрывати лице его, и мучити его, и глаголати ему: прорцы. И слуги по ланитома его бияху.

И когда Петр был внизу во дворе, подходит одна из служанок первосвященника
 
И сущу петрови во дворе низу, прииде едина от рабынь архиереовых,

и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, говорит: и ты с Назарянином был, с Иисусом.
 
и видевши петра греющася, воззревши на него, глагола: и ты с назарянином Иисусом был еси.

Но он отрекся, говоря: я не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор.
 
Он же отвержеся, глаголя: не вем, ниже знаю, что ты глаголеши. И изыде вон на преддворие: и алектор возгласи.

И служанка, увидев его, начала снова говорить присутствующим: этот из них.
 
И рабыня видевши его паки, начат глаголати предстоящым, яко сей от них есть.

Он же стал снова отрекаться. И спустя немного, присутствующие снова стали говорить Петру: поистине ты из них; ты, ведь, и Галилеянин.
 
Он же паки отметашеся. И помале паки предстоящии глаголаху петрови: воистинну от них еси: ибо галилеанин еси, и беседа твоя подобится.

Он же начал усиленно клясться: не знаю Человека Этого, о Ком говорите.
 
Он же нача ротитися и клятися, яко не вем Человека сего, егоже вы глаголете.

И тотчас вторично пропел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды от Меня отречешься. И начал плакать.
 
И второе алектор возгласи. И помяну петр глагол, егоже рече ему Иисус, яко прежде даже петель не возгласит двакраты, отвержешися мене трикраты. И начен плакашеся.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.