От Луки 11 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Елизаветинская на русском

 
 

И было; в то время, как Он в некоем месте молился, кто-то из учеников Его сказал Ему, когда Он перестал: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
 
И бысть внегда быти ему на месте некоем молящуся, (и) яко преста, рече некий от ученик его к нему: Господи, научи ны молитися, якоже и иоанн научи ученики своя.

Он же сказал им: когда молитесь, говорите: Отче! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое.
 
Рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш, иже на небесех, да святится имя твое: да приидет Царствие твое: да будет воля твоя, яко на небеси, и на земли:

Хлеб наш насущный подавай нам каждый день.
 
хлеб наш насущный подавай нам на всяк день:

И прости нам грехи наши, ибо и мы сами прощаем всякому, кто должен нам. И не введи нас во искушение.
 
и остави нам грехи нашя, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

И сказал им: у кого из вас будет друг, и придет он к нему в полночь и скажет ему: «друг, дай мне в долг три хлеба,
 
И рече к ним: кто от вас имать друга, и идет к нему в полунощи, и речет ему: друже, даждь ми взаим три хлебы:

потому что друг мой пришел ко мне с пути, и мне нечего предложить ему»;
 
понеже друг прииде с пути ко мне, и не имам чесо предложити ему.

и тот изнутри ему ответит: «не беспокой меня: дверь уже заперта, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе», —
 
И той извнутрь отвещав речет: не твори ми труды: уже двери затворены суть, и дети моя со мною на ложи суть: (и) не могу востав дати тебе.

говорю вам: если он и не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то, по неотступности его, поднимется и даст ему всё, что ему нужно.
 
Глаголю же вам: аще и не даст ему востав, зане друг ему есть: но за безочьство его, востав даст ему, елика требует.

И Я говорю вам: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучитесь, и отворят вам.
 
И аз вам глаголю: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам:

Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят,
 
всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется.

Какой из вас отец, если сын попросит хлеба, подаст ему камень? Или рыбы, — и он, вместо рыбы, подаст ему змею?
 
Котораго же вас отца воспросит сын хлеба, еда камень подаст ему? или рыбы, еда в рыбы место змию подаст ему?

Или, может быть, попросит яйцо? Неужели он подаст ему скорпиона?
 
или аще попросит яица, еда подаст ему скорпию?

Итак, если вы, будучи злы, умеете давать дары благие детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.
 
Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа святаго просящым у него?

И изгонял Он беса; и бес был немой. И было: когда бес вышел, немой заговорил. И изумился народ,
 
И бе изгоня беса, и той бе нем: бысть же бесу изшедшу, проглагола немый: и дивишася народи.

а некоторые из них сказали: Он изгоняет бесов Веельзевулом, князем бесовским.
 
Нецыи же от них реша: о веельзевуле князи бесовстем изгонит бесы.

А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
 
Друзии же искушающе, знамения от него искаху с небесе.

Он же, зная их мысли, сказал им: всякое царство, разделенное внутреннею враждой, обращается в пустыню, и дом на дом падает.
 
Он же ведый помышления их, рече им: всяко царство само в себе разделяяся, запустеет: и дом на дом, падает.

Если же и сатана в самом себе разделился, как устоит царство его? Ведь вы говорите, что я Веельзевулом изгоняю бесов.
 
Аще же и сатана сам в себе разделися, како станет царство его, якоже глаголете, о веельзевуле изгонящя мя бесы.

Если же Я Веельзевулом изгоняю бесов, то сыновья ваши кем изгоняют? Поэтому они будут вам судьями.
 
Аще же аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? Сего ради тии будут вам судии.

Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, — значит, достигло до вас Царство Божие.
 
Аще ли же о персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие.

Когда сильный с оружием охраняет свой дворец, имущество его в безопасности.
 
Егда крепкий вооружився хранит свой двор, во смирении суть имения его:

Когда же сильнейший его нападет и победит его, тогда берет он вооружение его, на которое тот полагался, и делит доставшуюся от него добычу.
 
егда же креплей его нашед победит его, все оружие его возмет, на неже уповаше, и корысть его раздает.

Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает.
 
Иже несть со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то бродит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел» ;
 
Егда (же) нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ищя покоя: и не обретая, глаголет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох.

и придя, находит его выметенным и убранным;
 
И пришед обрящет и пометен и украшен:

тогда он идет и берет других духов, злейших себя, числом семь, и войдя, они поселяются там, и становится для человека того последнее хуже первого.
 
тогда идет и поймет седмь других духов горших себе, и вшедше живут ту: и бывают последняя человеку тому горша первых.

И было: когда Он говорил это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, вскормившие Тебя.
 
Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече ему: блажено чрево носившее тя, и сосца, яже еси ссал.

А Он сказал: еще блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его.
 
Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е.

А когда стало скопляться всё больше народа, начал Он говорить: род этот — род лукавый. Он ищет знамения, и не будет дано ему знамения, кроме знамения Ионы;
 
Народом же собирающымся начат глаголати: род сей лукав есть: знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение ионы пророка:

ибо как оказался Иона знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для этого рода.
 
якоже бо бысть иона знамение ниневитом, тако будет и Сын Человеческий роду сему.

Царица Юга будет воздвигнута во время суда вместе с людьми рода этого, и осудит их, потому что она пришла от пределов земли послушать мудрость Соломонову, и вот, то, что здесь, больше Соломона.
 
Царица южская востанет на суд с мужи рода сего, и осудит их: яко прииде от конец земли слышати премудрость соломонову: и се множае соломона зде.

Люди Ниневийские восстанут во время суда вместе с родом этим, и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы, — и вот, то, что здесь, больше Ионы.
 
Мужие ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят и: яко покаяшася проповедию иониною: и се, множае ионы зде.

Никто, зажегши светильник, не ставит его ни в дальнем углу, ни под сосуд, но на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
 
Никтоже (убо) светилника вжег, в скрове полагает, ни под спудом, но на свещнице, да входящии свет видят.

Светильник тела есть глаз твой. Когда глаз твой чист, то и всё тело твое светло: а когда он плох, то и всё тело твое темно.
 
Светилник телу есть око: егда убо око твое просто будет, все тело твое светло будет: егда же лукаво будет, и тело твое темно:

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
 
блюди убо, еда свет, иже в тебе, тма есть.

Если же тело твое всё светло, и нет в нем ни одной темной части, то будет оно всё светло, как бывает, когда светильник блистанием освещает тебя.
 
Аще бо тело твое все светло, не имый некия части темны, будет светло все, якоже егда светилник блистанием прсвещает тя.

И когда Он это сказал, просит Его один фарисей поесть у него. Он вошел и возлег.
 
Егда же глаголаше, моляше его фарисей некий, да обедует у него: вшед же возлеже.

Фарисей же удивился, увидев, что Он прежде всего не умылся перед едой.
 
Фарисей же видев дивися, яко не прежде крестися прежде обеда.

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, очищаете снаружи чашу и блюдо, а что внутри у вас, полно хищения и лукавства.
 
Рече же Господь к нему: ныне вы, фарисее, внешняя сткляницы и блюда очищаете, внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства.

Безумные! Кто сотворил внешнее, не Он ли сотворил и внутреннее?
 
Безумнии, не иже ли сотвори внешнее, и внутреннее сотворил есть?

Лишь бы вы дали, как милостыню, то, что внутри, и вот, всё у вас чисто.
 
Обаче от сущих дадите милостыню: и се, вся чиста вам будут.

Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты и руты и всяких овощей и нерадите о правосудии и о любви Божией: это надлежало исполнить и того не опустить.
 
Но горе вам фарисеом, яко одесятствуете от мятвы и пигана и всякаго зелия, и мимоходите суд и любовь Божию: сия подобаше сотворити, и онех не оставляти.

Горе вам, фарисеям, что любите председательство в синагогах и приветствия на площадях.
 
Горе вам фарисеом, яко любите председания на сонмищих и целования на торжищих.

Горе вам, что вы — как могилы, которых не видно, и люди ходят по ним и не знают.
 
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко есте яко гроби неведоми, и человецы ходящии верху не ведят.

И отозвавшись, кто-то из законников говорит Ему: Учитель, говоря это, Ты и нас оскорбляешь.
 
Отвещав же некий от законник рече ему: Учителю, сия глаголя и нам досаждаеши.

Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что возлагаете на людей ноши неудобоносимые, а сами ни единым пальцем не дотрагиваетесь до этих нош.
 
Он же рече: и вам законником горе, яко накладаете на человеки бремена не удобь носима, и сами единем перстом вашим не прикасаетеся бременем.

Горе вам, что строите гробницы пророков, — а отцы ваши убили их;
 
Горе вам, яко зиждете гробы пророк, отцы же ваши избиша их:

значит, вы свидетели и соглашаетесь с делами отцов ваших, потому что они их убили, а вы строите.
 
убо свидетелствуете и соблаговолите делом отец ваших: яко тии убо избиша их, вы же зиждете их гробы.

Поэтому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и апостолов, и некоторых из них убьют и будут гнать,
 
Сего ради и премудрость Божия рече: послю в них пророки и апостолы, и от них убиют и изженут:

чтобы кровь всех пророков, пролитая от основания мира, была взыскана с этого рода:
 
да взыщется кровь всех пророк, проливаемая от сложения мира, от рода сего,

от крови Авеля до крови Захарии, погибшего между жертвенником и святилищем. Да, говорю вам: она будет взыскана с рода этого.
 
от крове авеля даже до крове захарии, погибшаго между олтарем и храмом: ей, глаголю вам, взыщется от рода сего.

Горе вам, законникам, что вы взяли ключ знания: сами не вошли и входящим воспрепятствовали.
 
Горе вам законником, яко взясте ключь разумения: сами не внидосте, и входящым возбранисте.

И когда Он вышел оттуда, начали книжники и фарисеи сильно наступать на Него и выспрашивать Его еще о многом,
 
глаголющу же ему сия к ним, начаша книжницы и фарисее бедне гневатися нань и престати его о мнозе,

ставя Ему западни с целью уловить что-нибудь из уст Его.
 
лающе его, ищуще уловити нечто от уст его, да нань возглаголют.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.