Деяния 19 глава

Деяния святых апостолов
Перевод Еп. Кассиана → Елизаветинская на русском

 
 

И было, что в то время, как Аполлос был в Коринфе, Павел, пройдя горные области, пришел в Ефес и нашел неких учеников.
 
Бысть же внегда быти аполлосу в коринфе, павел, прошед вышния страны, прииде во ефес, и обрет некия ученики,

И он сказал им: приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали? А они ему: мы даже и не слышали, есть ли Дух Святой,
 
рече к ним: аще убо Дух свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже аще Дух святый есть, слышахом.

А он сказал: во что же вы были крещены? Они сказали: в крещение Иоанново.
 
Рече же к ним: во что убо крестистеся? Они же рекоша: во иоанново крещение.

И сказал Павел: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря народу, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть в Иисуса.
 
Рече же павел: иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса.

И услышали они, и были крещены во имя Господа Иисуса.
 
Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса,

И когда Павел возложил на них руки, пришел на них Дух Святой, и они начали говорить языками и пророчествовать.
 
и возложшу павлу на ня руце, прииде Дух святый на ня, глаголаху же языки и пророчествоваху.

Было их всех человек около двенадцати.
 
Бяше же всех мужей яко дванадесять.

И войдя в синагогу, он дерзновенно проповедовал в течение трех месяцев, споря и убеждая о Царстве Божием.
 
Вшед же в сонмище, дерзаше, не обинуяся три месяцы беседуя и уверяя, яже о Царствии Божии.

Но когда некоторые начали ожесточаться и не верить, злословя этот Путь перед собранием, то он, отстав от них, отделил учеников и каждый день вел беседы в училище Тиранна.
 
И егда нецыи ожесточахуся и пряхуся, злословяще путь Господень пред народом, отступль от них отлучи ученики, по вся дни стязаяся во училищи мучителя некоего.

Так было в течение двух лет, так что все населяющие Асию услышали слово Господне, как Иудеи, так и Еллины.
 
Сие же бысть два лета, яко всем живущым во асии слышати слово Господа Иисуса, жидом же и еллином.

Силы же необычайные Бог творил руками Павла,
 
Силы же не просты творяше Бог рукама павловыма,

так что и на больных переносили с тела его платки и опоясания, и их покидали болезни, и злые духи выходили.
 
яко и на недужныя наносити от (пота) тела его главотяжы и убрусцы, и исцелитися им от недуг, и духом лукавым исходити от них.

А некоторые и из бродячих Иудейских заклинателей попытались призывать над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаю вас Иисусом, Которого проповедует Павел.
 
Начаша же нецыи от скитающихся иудей заклинателей именовати над имущими духи лукавыя имя Господа Иисуса, глаголюще: заклинаем вы Иисусом, егоже павел проповедует.

Делали это семь сыновей некоего Скевы, Иудейского первосвященника.
 
Бяху же нецыи сынове скевы иудеанина архиереа седмь, иже сие творяху.

Но злой дух сказал им в ответ: Иисуса я знаю, и Павел мне знаком, а вы кто?
 
Отвещав же дух лукавый рече: Иисуса знаю и павла свем, вы же кто есте?

И бросился на них человек, в котором был злой дух, одолел их всех, и взял над ними такую силу, что они нагие и израненные, выбежали из того дома.
 
И скачя на них человек, в немже бе дух лукавый, и одолев им, укрепися на них, якоже нагим и ураненым избежати от храма онаго.

Это сделалось известным всем Иудеям и Еллинам, живущим в Ефесе, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
 
Сие же бысть разумно всем живущым во ефесе иудеем же и еллином, и нападе страх на всех их, и величашеся имя Господа Иисуса:

И многие из уверовавших приходили, исповедуя и объявляя дела свои.
 
мнози же от веровавших прихождаху, исповедающе и сказующе дела своя:

А из занимавшихся колдовством довольно многие снесли в кучу свои книги и жгли перед всеми; и подсчитали их цены, и оказалось пятьдесят тысяч серебром.
 
доволни же от сотворших чародеяния, собравше книги своя, сожигаху пред всеми: и сложиша цены их и обретоша сребра пять тем.

С такой силой Господне слово возрастало и укреплялось.
 
Сице крепко слово Господне растяше и крепляшеся.

Когда это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, говоря: побывав там, надо мне видеть и Рим.
 
И якоже скончашася сия, положи павел в дусе, прошед македонию и ахаию, ити во Иерусалим, рек, яко бывшу ми тамо, подобает ми и рим видети.

И послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.
 
Послав же в македонию два от служащих ему, тимофеа и ераста, сам же пребысть время во асии.

Произошел в то время мятеж немалый из-за Пути.
 
Бысть же во время оно молва не мала о пути Господни:

Ибо некто, по имени Димитрий, серебряных дел мастер, делавший серебряные храмы Артемиды, доставлял художникам немалый заработок.
 
димитрий бо некто именем, среброковачь, творяй храмы сребряны артемиде, подаяше хитрецем делание не мало,

Собрав их и работников, занятых таким же делом, он сказал: люди, вы знаете, что от этого заработка зависит наше благосостояние.
 
ихже собрав и ины сицевых вещей делатели, рече: мужие, весте, яко от сего делания доволство житию нашему есть:

И вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии Павел этот своими внушениями совратил немало народа, говоря, что делаемое руками — не боги.
 
и видите и слышите, яко не токмо ефес, но мало не всю асию павел сей препрев, обрати мног народ, глаголя, яко не суть бози, иже руками человеческими бывают:

И опасность для нас не только в том, что это ремесло станет презренным, но что и святилище великой богини Артемиды будет считаться ни во что, и окажется лишенной своего величия и та, которую почитает вся Асия и вселенная.
 
не токмо же сия беду приемлет наша часть, еже бы во обличение не приити, но дабы и великия богини артемиды храм ни во чтоже не вменился, имать же разоритися и величество ея, юже вся асиа и вселенная почитает.

Услышав это и исполнившись ярости, они начали кричать: велика Артемида Ефесская!
 
Слышавше же и бывше исполнени ярости, вопияху глаголюще: велика артемида ефесская.

И город исполнился смятением, и все, как один, устремились в театр, потащив с собой Гайя и Аристарха, Македонян, спутников Павла.
 
И исполнися град весь мятежа: устремишася же единодушно на позорище, восхищше гаиа и аристарха македоняны, други павловы.

Когда же Павел хотел войти в толпу, ученики его не пускали.
 
Павлу же хотящу внити в народ, не оставляху его ученицы:

Некоторые же и из асиархов, будучи ему друзьями, послали просить его не ходить в театр.
 
нецыи же от асийских началник, суще ему друзи, пославше к нему, моляху не вдати себе в позор.

Итак, одни кричали одно, другие другое; ибо собрание было беспорядочное, и большинство не знало, чего ради они собрались.
 
Друзии же убо ино нечто вопияху: бе бо собрание смущено, и множайшии от них не ведяху, чесо ради собрашася.

Тогда выдвинули из толпы Александра, выставленного Иудеями. И Александр, дав знак рукой, хотел защищаться перед народом.
 
От народа же избраша александра, изведшым его иудеем. Александр же, помаав рукою, хотяше отвещати народу.

Когда же узнали, что он Иудей, то все в один голос закричали, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
 
Разумевше же, яко иудеанин есть, глас бысть един от всех, яко на два часа вопиющих: велика артемида ефесская.

Тогда грамматевс, успокоив толпу, сказал: мужи Ефесяне, кто из людей не знает, что город Ефес есть страж великой Артемиды и с неба упавшего образа?
 
Утишив же книжник народ, рече: мужие ефесстии, кто бо есть человек, иже не весть, яко ефесский град служитель есть великия богини артемиды и диопета?

Итак, раз это непререкаемо, надо вам быть спокойными и ничего сгоряча не делать.
 
без всякаго убо прекословия сим сице сущым, потребно есть вам безмолвным быти и ничтоже безчинно творити:

Ибо привели вы этих мужей, не виновных ни в кощунстве, ни в хуле на нашу богиню.
 
приведосте бо мужей сих, ни храм (артемидин) окрадших, ниже богиню вашу хулящих:

Итак, если Димитрий и другие с ним художники имеют на кого-нибудь жалобу, — то суды действуют, и есть проконсулы: пусть приносят жалобы друг на друга.
 
аще убо димитрий и иже с ним художницы имут к кому слово, суды суть и анфипати суть: да поемлют друг на друга:

Если же вы ищете чего-нибудь еще, то это будет решено в законном собрании.
 
аще ли же что о иных ищете, в законнем собрании разрешится:

Ибо мы не сможем оправдаться в этом сборище и подвергаемся опасности быть обвиненными в восстании за то, что без всякого основания произошло сегодня. И сказав это, он распустил собрание.
 
ибо бедствуем порицаеми быти о крамоле днешней, ни единей вине сущей, о нейже возможем воздати слово стремления сего. И сия рек распусти собравшийся народ.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.