Иакова 2 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Еп. Кассиана → Елизаветинская на русском

 
 

Братья мои, не держитесь веры в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, — с лицеприятием.
 
Братие моя, не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы.

Ибо, если войдет в ваше собрание человек с золотым перстнем, в блестящей одежде, войдет же и бедный в грязной одежде,
 
Аще бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищь в худе одежди,

вы же посмотрите на носящего одежду блестящую и скажете: ты сядь здесь, пожалуйста, а бедному скажете: ты стань там или сядь у подножья моего, —
 
и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре: и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем:

то не впали ли вы в противоречие с самими собой и не оказались ли судьями с мыслями дурными?
 
и не разсмотристе в себе, и бысте судии помышлений злых.

Послушайте, братья мои возлюбленные: не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?
 
Слышите, братие моя возлюбленная, не Бог ли избра нищыя мира сего богаты в вере и наследники Царствия, еже обеща любящым его?

Вы же обесчестили бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
 
вы же укористе нищаго. Не богатии ли насилуют вам, и тии влекут вы на судища?

Не они ли хулят доброе имя, наречённое над вами?
 
не тии ли хулят доброе имя нареченное на вас?

Если, однако, вы исполняете закон царский по Писанию: возлюби ближнего твоего, как самого себя, вы хорошо делаете.
 
Аще убо закон совершаете царский, по писанию: возлюбиши искренняго своего якоже себе самаго, добре творите:

Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники,
 
аще же на лица зрите, то грех содеваете, обличаеми от закона якоже преступницы.

Ибо кто весь Закон соблюдет, но согрешит в одном, тот во всём повинен,
 
Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен.

Ибо Сказавший: не прелюбодействуй, сказал также: не убей. Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, — ты преступник Закона.
 
Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть и: не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона.

Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
 
Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущии суд прияти.

Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость торжествует над судом.
 
Суд бо без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на суде.

Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, дел же не имеет? Может ли такая вера спасти его?
 
Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его?

Если брат или сестра наги и лишены дневного пропитания,
 
Аще же брат или сестра нага будета и лишена будета дневныя пищи,

и скажет им кто из вас: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дадите им необходимого для тела, — какая польза?
 
речет же има кто от вас: идита с миром, грейтася и насыщайтася? не даст же има требования телеснаго: кая польза?

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
 
Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе.

Но скажет кто: ты веру имеешь, а я дела имею, — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе веру из дел моих.
 
Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою.

Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут.
 
Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут.

Но хочешь ли узнать, о пустой человек, что вера без дел не действительна?
 
Хощеши же ли разумети, о, человече суетне, яко вера без дел мертва есть?

Авраам, отец наш, не делами ли был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник?
 
Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес исаака сына своего на жертвенник?

Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства,
 
Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера?

и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность, и он был назван другом Божиим.
 
И совершися писание глаголющее: верова же авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся.

Видите, что делами оправдывается человек, а не верою только.
 
Зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?

Подобным же образом и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив их иным путем?
 
Такожде же и раав блудница не от дел ли оправдася, приемши сходники и иным путем изведши их?

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
 
Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.