От Матфея 24 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новой Женевской Библии

Перевод Еп. Кассиана

1 И выйдя из храма, Иисус хотел идти, и подошли ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 А Он ответил: видите вы всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, который не будет опрокинут.
3 Когда же сидел Он на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века?
4 И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение.
5 Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение.
6 Предстоит же вам в будущем слышать о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо это должно произойти, но это еще не конец.
7 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения по местам;
8 всё же это начало мук рождения.
9 Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.
10 И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение;
12 от умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
13 Претерпевший же до конца, тот будет спасен.
14 И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, ставшую на святом месте, о которой было сказано чрез Даниила пророка — читающий да разумеет, —
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 кто на крыше, да не спускается взять то, что в доме его;
18 и кто в поле, да не возвращается взять одежду свою.
19 Горе же имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни.
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше ни зимой, ни в субботу;
21 ибо будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет.
22 И если бы не были сокращены дни те, не была бы спасена никакая плоть; но ради избранных будут сокращены дни те.
23 Тогда, если кто вам скажет: «вот здесь Христос», или: «там», — не верьте;
24 ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
25 Вот Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: «вот Он в пустыне», — не выходите; «вот Он во внутренних покоях», — не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
28 Где будет труп, там соберутся орлы.
29 Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
30 И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее становится уже мягкой и пускает листья, вы знаете, что близко лето.
33 Так и вы, когда увидите всё это, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не пройдет род сей, доколе всё это не сбудется.
35 Небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но один только Отец.
37 Ибо как дни Ноя, так будет пришествие Сына Человеческого.
38 Как во дни перед потопом ели и пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 и не понимали, пока не пришел потоп и не унес всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого.
40 Тогда будут двое в поле: один берется, а другой оставляется;
41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
42 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой день Господь ваш придет.
43 Но вот, что вы знаете: если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, он бодрствовал бы и не позволил бы подкопать дома своего.
44 Поэтому и вы готовьтесь, ибо в час, в какой не думаете, придет Сын Человеческий.
45 Кто же верный раб и разумный, которого поставил господин его над челядью своей, чтобы давать им пищу вовремя?
46 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет так поступающим.
47 Истинно говорю вам: над всем имением своим поставит его.
48 Если же скажет злой раб тот в сердце своем: «медлит мой господин»,
49 и начнет бить других рабов, таких же, как и он, есть же и пить с пьяницами, —
50 придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает,
51 и рассечет его надвое и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов.

Новой Женевской Библии

24:1 — 25:46 Главы эти содержат последнюю из пяти основных частей Иисусовых речений. Она называется «эсхатологической» — по содержанию или «Елеонской» — по месту произнесения. Большая часть ее есть у Марка (гл. 13). Толкование затруднено: язык — символический и речь идет не об одном событии, а о нескольких.

Основных подходов к ее пониманию три: 1) вся или почти вся гл. 24 (во всяком случае, до ст. 35) посвящена только разрушению Иерусалима, а «пришествие» здесь — вознесение Иисуса на небо; 2) вся проповедь — о Втором пришествии и суде; 3) то и другое совмещено, Иерусалим — образ суда над миром, так что едва ли возможно четко разделить обе темы.

24:2 камня на камне. Это исполнилось в 70 г. по Р.Х.

24:4−14 Войны, землетрясения, гонения, лжепророки — «родовые схватки», предвещающие возвращение Христа, но не уточняющие, когда это будет. Ст. 6: все это должно случиться («надлежит всему тому быть»), но «это еще не конец», и ст. 8: это — начало «болезней». Тем самым, речь идет обо всем отрезке времени между воскресением Христа и Его судом. Если бы ученики знали, когда Он вернется, они бы могли утратить бдительность и ревность в благовествовании. Единственный намек на время пришествия связан с их делом: после того как Евангелие будет проповедано всему миру.

24:14 См. статью «Миссия Церкви в мире».

24:15−21 Хотя некоторые относили это место, как и всю проповедь, ко Второму пришествию и суду, многое, несомненно, указывает на то, что речь идет и о разрушении Иерусалима в 70 г. Это ясно из параллельного рассказа у Луки (21:20−24).

Эта часть проповеди связана с первым вопросом, заданным учениками (ст. 3). Однако разрушение Иерусалима предвещает Последний суд и, тем самым, может служить прообразом грядущего гнева.

24:15 мерзость запустения. Можно толковать как «мерзость, происходящая от запустения». Вероятно, этот стих надо читать в свете 23:38. Иерусалим претерпевает такую осаду, ибо запущен духовно, так как упорно и нераскаянно отказывался подчиниться Богу (Иер 12:7; Иер 22:5). Такое толкование согласуется с Лукой: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (21:20), и Даниилом (8:13), где мятежность народа Божия приводит к разрушению храма. Большая часть ученых связывают «мерзость» не с самим судом, а с причинами, приведшими к тому, что суд Божий излился на Иерусалим.

«Мерзость запустения» у Даниила (9:27) происходит во время семидесятилетнего плена; Дан 11:31 напоминает о мерзости времен Антиоха Епифана, который осквернил храм жертвами Зевсу в 168 г. до Р.Х.; Дан 12:11, возможно, говорит о разрушении Иерусалима или же о злодеяниях последнего антихриста.

читающий да разумеет. Возможно, это слова не евангелиста Матфея, а Самого Иисуса. В любом случае они означают не «пусть поймет тот, кто читает это Евангелие», а «пусть тот, кто читает Даниила, поймет, о чем на самом деле говорит пророк».

24:16 да бегут в горы. Согласно Евсевию, историку ранней церкви, христиане во время Иудейской войны действительно оставили Иерусалим во исполнение пророчества.

24:22 те дни. Хотя обычно это связывают со ст. 15−21, возможно, что речь идет обо всех «болезнях» (ст. 4−14).

24:24 если возможно. Точнее: «если бы то было возможно». Хотя лжепророки стремятся прельстить именно избранных, успеха они не добьются. См. статью «Сохранение святых».

24:27 как молния. Пришествие Христа явно, очевидно, его нельзя ни с чем спутать.

24:28 где будет труп. Знамения Второго пришествия будут столь же очевидными, как несомненно: где собрались орлы, там — труп. См. ком. к Лк 17:37.

24:29−31 Полагают, что в этих стихах говорится о поражении сатанинского войска, о победе Сына Человеческого и о распространении Евангелия по всему миру (что символически и произошло при разрушении Иерусалима). Но язык ст. 31 — такой же, как 13:41; 16:27 и 25:31, а также 1Кор 15:52 и 1Фес 4:14−17. Это позволяет считать, что речь здесь идет о Втором пришествии и суде.

24:30 знамение. Сам Христос или первые мгновения Его пришествия.

24:34 род сей. Возможно, тип людей — «род лукавый и прелюбодейный» (12:39).

все сие. Соответствует тем же словам в ст. 33, где речь идет еще не о самом конце. Это — «родовые схватки» и знамения, которые только указывают на пришествие Христа (включая осаду и падение Иерусалима). Это пророчество во всех деталях, кроме самого пришествия, так или иначе свершилось еще при жизни апостолов.

24:36 никто не знает. Этими словами пресекаются попытки предсказать, когда вернется Христос. См. статью «Полнота человеческого естества в Иисусе Христе».

24:42 бодрствуйте. Состояние активной деятельности, а не пассивного ожидания (ст. 45−51). См. статью «Второе пришествие Иисуса Христа».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.