От Луки 9 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новой Женевской Библии

Перевод Еп. Кассиана

1 Созвав же Двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и лечить болезни,
2 и послал их проповедывать Царство Божие и исцелять больных,
3 И сказал им: ничего не берите в дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни денег, и не имейте по две рубашки.
4 И в какой бы вы дом ни вошли, там оставайтесь, и оттуда снова выходите в путь.
5 А где не будут принимать вас, — выходя в путь из города того, отряхните пыль с ног ваших во свидетельство на них.
6 И выходили они в путь, и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
7 Услышал, же Ирод тетрарх о всём происходящем и недоумевал, так как некоторые говорили, что Иоанн восстал из мертвых,
8 а некоторые, что Илия явился, другие же, что некий из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил. Кто же Этот, о Ком я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 И апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали. И взяв их с Собою, Он удалился отдельно от других в направлении города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, последовал за Ним, и Он, приняв их, говорил с ними о Царстве Божием и нуждавшихся во врачевании исцелял.
12 День начал склоняться к вечеру; подойдя же. Двенадцать сказали Ему: отпусти народ, чтобы они отправились в окрестные селения и деревни и нашли себе кров и пропитание, потому что мы здесь в пустынном месте.
13 Но Он сказал им: вы им дайте есть. Они же сказали: у нас только пять хлебов и две рыбы, если, конечно, мы не пойдем купить пищи для всего этого народа.
14 Было, ведь, их около пяти тысяч мужчин. Но Он сказал ученикам Своим: расположите их группами человек по пятидесяти.
15 И сделали так, и расположили всех.
16 Взяв же эти пять хлебов и эти две рыбы, поднял Он глаза к небу, благословил их и преломил и давал ученикам разносить народу;
17 и ели и насытились все. И оставшихся у них кусков собрано было двенадцать коробов.
18 И было: когда Он молился в уединении, ученики были с Ним, и Он спросил их: за кого Меня почитают в народе?
19 Они ответили: за Иоанна Крестителя, другие же за Илию, а иные, что некий пророк из древних воскрес.
20 И сказал им: а вы за кого Меня почитаете? Петр ответил: за Христа Божия.
21 Он же строго повелел им никому не говорить об этом,
22 сказав, что надлежит Сыну Человеческому много пострадать и быть отвергнутым старейшинами и первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день восстать.
23 Говорил же Он всем: если кто хочет за Мною идти, да отречется от самого себя и да берет крест свой всякий день, и следует за Мною.
24 Ибо, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня, тот и спасет ее.
25 Ибо что выгадает человек, приобретя весь мир, а себя самого погубив, или повредив себе?
26 Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия.
28 И было после этих слов дней через восемь: Иисус, взяв Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору помолиться.
29 И когда Он молился, сделался вид лица Его иным, и одеяние Его белым, сверкающим,
30 И вот, два мужа беседовали с Ним. Были они Моисей и Илия.
31 Явившись во славе, они говорили о Его исходе, который предстояло совершить Ему в Иерусалиме.
32 Петр же и бывшие с Ним отягчены были сном, но, очнувшись, увидели славу Его и двух мужей, стоящих с Ним.
33 И было: когда они расставались с Ним, сказал Петр Иисусу: Наставник, хорошо нам здесь быть, сделаем три шатра: один Тебе, и один Моисею, и один Илии, — не зная, что он говорит.
34 И пока он это говорил, появилось облако и осенило их; и устрашились они, когда вошли в облако.
35 И голос раздался из облака: Это Сын Мой Избранный; Его слушайте.
36 И когда голос прозвучал, оказался Иисус один. И они сохранили молчание, и никому не возвестили в те дни ничего из того, что видели.
37 И было: на следующий день, когда спустились они с горы, встретила Его большая толпа.
38 И вот, человек из толпы закричал: Учитель, прошу Тебя взглянуть на сына моего, потому что он один у меня.
39 И вот, дух схватывает его, и внезапно вскрикивает, и сводит его судорогой с пеной и, изнуряя его, насилу отходит от него.
40 И я просил учеников Твоих изгнать его, и они не смогли.
41 Иисус же ответил: о род неверный и развращенный, доколе буду с вами и буду выносить вас? Приведи сюда сына твоего.
42 И пока тот еще подходил, бес бросил его на землю и свел сильной судорогой. Но Иисус возбранил духу нечистому и исцелил отрока и отдал его отцу его.
43 И изумлялись все величию Божию. Когда же все дивились всему тому, что делал Иисус, Он сказал ученикам Своим:
44 вложите вы себе в уши слова эти: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45 Они же не понимали речи этой, и была она скрыта от них для того, чтобы они не постигли ее. И боялись они спросить Его об этой речи.
46 И возникла у них мысль, кто из них больше.
47 Иисус же, зная мысль сердца их, взял дитя, поставил его около Себя
48 и сказал им: кто примет это дитя во имя Мое, Меня принимает, и кто Меня примет, принимает Пославшего Меня. Ибо кто меньше между всеми вами, — тот и велик.
49 Иоанн же сказал: Наставник, мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и препятствовали ему, потому что он не следует за Тобою вместе с нами.
50 И сказал ему Иисус: не препятствуйте : ибо кто не против вас, тот за вас.
51 И было: когда подходили к концу дни перед Его вознесением. Он решил идти в Иерусалим,
52 и послал вестников пред лицом Своим. И отправившись, они вошли в селение Самарянское с тем, чтобы приготовить для Него.
53 И не приняли Его, так как путь Его был в Иерусалим.
54 Увидев же это, ученики Иаков и Иоанн сказали: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их.
55 Но обернувшись, Он возбранил им.
56 И отправились в другое селение.
57 И когда они шли, кто-то в пути сказал Ему: я буду следовать за Тобою, куда бы Ты ни шел.
58 И сказал ему Иисус: у лисиц есть норы, и у птиц небесных гнёзда, Сыну же Человеческому некуда голову приклонить.
59 И сказал другому: следуй за Мною. Он же сказал: Господи, позволь мне сперва пойти похоронить отца моего.
60 Но Он сказал ему: предоставь мертвым хоронить своих мертвых. Ты же иди возвещать Царство Божие.
61 Сказал и другой: я последую за Тобою, Господи, но сперва позволь мне проститься с домашними моими.
62 Иисус же сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не пригоден для Царства Божия.

Новой Женевской Библии

9:1−2 См. статью «Демоны».

9:2 послал их проповедовать Царство Божие и исцелять больных. Для выполнения этих двух поручений Иисус дал ученикам силу (греч.: «динамин» — «духовная способность») и власть (греч.: «эксоусиан» — «право применять силу»).

9:3 См. ком. к Мф 10:8.

9:5 отрясите и прах от ног ваших. См. ком. к Мф 10:14.

9:7 Ирод. Ирод Антипа, правитель Галилеи.

9:8 что Илия явился. См. соответствующее пророчество Малахии (Мал 4:5).

9:10−17 Чудо насыщения множества народа пятью хлебами — единственное, помимо воскресения Христа, о котором рассказывают все четыре евангелиста.

9:10 См. Мк 6:32 и ком.

9:11 Он, приняв их, беседовал с ними. См. Мк 6:34 и ком.

9:20 а вы. Делая ударение на этом местоимении, Иисус показывает, что вопрос обращен не ко всем собравшимся, а только к ученикам.

за Христа Божия. «Христос» означает «Помазанник», «Мессия». См. Мф 14:33 и ком.

9:23 возьми крест свой и следуй за Мной. См. ком. Мф 10:38. Следует отметить, что Иисус не предлагает взять Его крест — это невозможно. Но у каждого последователя Христа есть свой собственный «крест», который он и должен нести, подобно тому, как Христос нес Свой (см. Откр 3:21). Однако обетование Христа: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20) — свидетельствует, что Он разделяет со Своими последователями их бремя и помогает им нести его (см. 2Кор 4:9; Евр 2:18).

9:27 не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. См. ком. к Мк 4:11−32.

взошел Он на гору. Местом преображения принято считать гору Фавор.

9:28 См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».

9:30 Моисей и Илия. Моисей был законодателем Израиля, Илия — величайшим пророком. См. ком. к Мф 17:3.

9:31 говорили об исходе Его. Т.е. о смерти Христа (в 2Пет 1:15 то же греческое слово передано как «отшествие»). Из евангелистов только Лука сообщает об этом разговоре.

9:32 отягчены были сном. См. 2Пет 1:16.

9:34 явилось облако и осенило их. В Библии облако является символом Божиего присутствия (см. Исх 13:21−22; Исх 40:38).

9:35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Букв.: «Этот есть Сын Мой Избранный».

Его слушайте. Эти слова ассоциируются с Втор 18:15 — мессианским предсказанием о том, что народу будет дан пророк, больший чем Моисей.

9:41 род неверный и развращенный! Эти слова, очевидно, обращены к злым духам, которые, вселяясь в человека, посягают на то, что им не принадлежит, т.к. человек — образ и подобие Божие, а кроме того — «храм Святого Духа» (1Кор 6:19). См. Ин 14:17; Ин 17:23.

9:42 отдал его отцу его. Т.е. человеку, который привел его к Иисусу. В духовном смысле эти слова можно понимать и так: «Отдал его Отцу его».

9:45 они не поняли слова сего... оно было закрыто от них. Ср. Ин 13:7; Ин 14:26; Ин 16:12.

9:46 кто бы из них был больше? См. Ин 13:14−15.

9:48 кто из вас меньше всех, тот будет велик. Букв.: «меньший во всех вас пребывающий, этот есть велик». В контексте слов Христа: «...кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня», меньшим, пребывающим в нас, есть Царство Божие — Дух Божий, Который и «есть велик». Ср. Мк 4:26−32 и ком.; см. также Ин 8:54.

9:51 Он восхотел идти в Иерусалим. Начиная с этого момента и до 19:44, Лука повествует о пути Иисуса Христа в Иерусалим. У других евангелистов нет аналогов этому повествованию — имеются лишь параллели отдельным его эпизодам.

Паломничество евреев из Галилеи в Иерусалим.

9:53 не приняли Его... имел вид путешествующего в Иерусалим. Отказ самарян принять Иисуса с учениками был обусловлен их древней враждебностью к евреям. Самаряне полагали, что поклоняться Богу следует не в Иерусалиме, а в Самарии — на горе Кармил. См. Ин 4:20.

9:59 позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Букв.: «Господи, разреши мне, ушедшему, сначала похоронить отца моего». Эти слова, как и ответ Иисуса, содержат подтекст, значительно превосходящий их буквальный смысл. В них иносказательно выражена проблема, актуальность которой сохраняется и для наших современников: это убежденность, что сначала следует избавиться от грехов («похоронить» прежний образ жизни), а потом только приходить Иисусу. Человек, которого позвал Иисус, уже ушел от прежней жизни («разреши мне, ушедшему»), иначе он бы просто не услышал зова Иисуса: «Следуй за мною». См. Гал 3:3.

9:60 предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Под «мертвыми» здесь следует понимать людей, стремившихся достичь праведности делами закона (см. Рим 7:4; Рим 9:31−32; Рим 10:4; Евр 7:19). Поэтому слова Христа означают: пусть те, кто под законом (мертвые), занимаются делами закона (погребают своих мертвецов), если предпочитают это занятие воскрешению из мертвых (1Пет 4:5, 6). См. 15:24, 32; Мф 22:32; Мф 23:27; Ин 5:25; Рим 6:13; Еф 5:14; Кол 2:13; Евр 6:1; Евр 9:14; Откр 3:1.

9:61−62 См. ком. к 9:59 и 9:60.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.