1 Петра 2 глава

Первое соборное послание святого апостола Петра
Перевод Еп. Кассиана → Новой Женевской Библии

Перевод Еп. Кассиана

1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие,
2 как новорождённые младенцы, возжелайте духовного неповрежденного молока, чтобы от него вы возросли во спасение,
3 если только вы вкусили, что благ Господь.
4 Приступая к Нему, камню живому, людьми отвергнутому, но избранному, драгоценному пред Богом,
5 и сами как камни живые, созидайте из себя дом духовный, чтобы быть вам священством святым для принесения духовных жертв благоприятных Богу чрез Иисуса Христа;
6 потому что стоит в Писании: Вот Я полагаю в Сионе камень избранный, краеугольный, драгоценный, и верующий в Него не будет посрамлен.
7 Итак, вам верующим честь; а для неверующих: Камень, Который отвергли строители, Он сделался главою угла,
8 и: камень преткновения и камень соблазна. Они претыкаются, не повинуясь слову, на что они и были определены.
9 Но вы — род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел, чтобы возвестить совершенства Призвавшего вас из тьмы в дивный Свой свет,
10 вы — некогда не народ, теперь же народ Божий, некогда непомилованные, теперь же помилованные.
11 Возлюбленные, прошу вас, как странников и пришельцев, удаляться от плотских похотей, воюющих против души,
12 проводя добрую жизнь вашу между язычниками, чтобы они за то, за что злословят вас, как делающих злое, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
13 Подчиняйтесь ради Господа всякому человеческому установлению: царю ли, как верховной власти,
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания делающих злое и для похвалы делающим доброе,
15 потому что такова воля Божия, чтобы вы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,
16 как свободные, а не как прикрывающие свободою зло, но как Божии рабы.
17 Всех почитайте, братство любите. Бога бойтесь, царя почитайте.
18 Слуги, подчиняйтесь со всяким страхом господам не только добрым и снисходительным, но и суровым.
19 Ибо это благодать, если кто по совести ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо какая слава, если вы будете терпеть, подвергаясь ударам за проступки? Но, если делая добро и страдая, вы будете терпеть, это благодать пред Богом.
21 Ибо на то вы были призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы следовали по стопам Его:
22 Он греха не сотворил и не было найдено лукавства в устах Его;
23 будучи злословим. Он не злословил в ответ; страдая не угрожал, но предавал Судящему праведно;
24 Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, чтобы мы, умерши для грехов, жили для праведности: язвами Его вы были исцелены.
25 Ибо вы были как овцы блуждающие, но возвратились теперь к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Новой Женевской Библии

2:2 как новорожденные. Петр продолжает сравнение с новым рождением (1:23). Верующие должны так же стремиться к духовной пище, как здоровый младенец жаждет материнского молока.

чистое словесное молоко. Хотя в общинах, которым пишет Петр, несомненно, было много новообращенных, главная тема здесь — не христианское учение для новоначальных (в отличие от «твердой пищи» или зрелого учения, 1Кор 3:2), а истинность и самодостаточность Слова Божия (1:22−25) как духовной пищи для всех христиан.

2:4 Приступая к Нему. Первое приближение ко Христу в покаянии и вере переходит именно в постоянное общение.

камню живому. Из контекста ясно, что это сказано о Христе. Образ «камня», «скалы» часто встречается в ВЗ (напр., Пс 117:22; Ис 8:14; Ис 28:16); его употребляет и Сам Христос (Мф 21:42). Слово «живому» указывает, что Христос — источник и податель жизни (Ин 1:4; 1Кор 15:45).

2:5 живые камни. Выражение подчеркивает единство христиан со Христом и их подобие Ему, «камню живому» (ст. 4).

дом духовный. Символизм основан на представлении о ветхозаветном храме как месте обитания Бога. Церковь, в которой живет Дух Святой, есть истинный храм Божий (2Кор 6:16−18; Еф 2:19−22).

священство святое. Каждый верующий — священник (ст. 9) в том смысле, что все могут равно и непосредственно приступать к Богу и служить Ему лично.

духовные жертвы. Искупительная жертва Христова, раз и навеки принесенная на кресте, явилась завершением ветхозаветного установления о жертвах и упразднила его (Евр 10:1−18), однако «жертва» (как ответная благодарность искупленных) сохраняет свое место. Эта жертва духовна, в противоположность всем вещественным жертвам, предписанным ветхозаветными установлениями. Такой жертвой являются христианское благочестие и образ жизни, достойный христиан (Рим 12:1; Флп 4:18; Евр 13:15; Откр.8:3−4; ср. Пс 50:18−19).

благоприятные Богу Иисусом Христом. Священство каждого верующего (ст. 9) обусловлено вечным Первосвященническим званием Христа. Посредством Его раз и навсегда принесенной жертвы и непрестанного Его ходатайства за них, и христиане, и приносимые ими жертвы (см. выше) приятны Богу (4:11; Евр 13:15−16).

2:6 камень краеугольный. Большой камень, который кладется в основание там, где сходятся две стены; обеспечивает прочность всего здания. Основание Церкви покоится на пророках и апостолах, которых связывает «краеугольный камень» — Христос (Еф 2:20).

2:7 главою угла. Т.е. краеугольным камнем.

2:8 на что они и оставлены. Подразумевается державный выбор Божий и Его предопределение (1Фес 5:9). Этот стих говорит и о Божественной власти, и о человеческой ответственности.

2:9−10 Сказанное Петром в этих стихах подчеркивает преемственность между ветхозаветным Израилем и новозаветной Церковью как народом Божиим.

2:9 Но вы — род избранный. Здесь показан контраст между судьбой неверующих (ст. 8) и положением избранных. В этом отрывке выделяется тема Божественного избранничества Христа и Церкви (ст. 6:9).

дабы возвещать. Народ Божий избран и призван не только к спасению, но и к служению. Все верующие призваны нести радостное свидетельство о великих делах Божиих.

2:10 некогда не народ, а ныне народ Божий. Греч. слово «лаос» (народ) в Септуагинте применяется только к Израилю. Продолжая применять к Церкви ветхозаветные тексты об Израиле, Петр использует слова пророка Осии (1:6, 9−10; 2:23). В контексте оригинала это пророчество о том, как Бог, отвергнув Израиль, снова возлюбит его. И Петр, и Павел (Рим 9:25−26) толкуют это место пророчества Осии как указание на то, что в народ Божий войдут и избранные язычники. Такое толкование основано, возможно, на параллели между милостью Божией к недостойным иудеям и язычникам и на преемственности между Израилем и новозаветной Церковью.

2:11 от плотских похотей. Телесные желания не являются порочными сами по себе, но извращены греховной природой человека. Здесь подразумевается не одна только чувственность (Гал 5:19−21), но и все другие влечения нашей падшей натуры.

2:12 за то, за что злословят вас, как злодеев. Во времена Петра христиан, среди прочего, обвиняли в нелояльности к императору (Ин 19:12), распространении недозволенных обычаев (Деян 16:16−21), непочитании богов (Деян 19:23−27) и в нарушении общественного порядка (Деян 17:7).

прославили Бога в день посещения. Божие «посещение» означает Его осуждение или милость.

Христианин в языческом окружении.

2:13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству. Отсюда начинается тема добровольной покорности и послушания всякой власти (2:13 — 3:6).

для Господа. Т.е. чтобы принести доброе свидетельство о Христе и не навлекать укоров на Его имя, а также потому, что повиновение другим уже есть служение Христу (Еф 6:7−8).

царю ли, как верховной власти. В первую очередь римскому императору, в то время — Нерону (54−68 гг. по Р.Х.). Царь — верховная власть по отношению к наместникам и другим правителям. Хотя здесь Петр не обсуждает природу царской власти (ср. Рим 13:1−7), в других местах Священное Писание учит, что покорность власти хороша до тех пор, пока не приводит к нарушению закона Божия (Мф 22:21; Деян 4:19; Деян 5:29).

2:16 как свободные. Подчинение не означает отказа от христианской свободы; в действительности оно является актом свободного человека.

не как употребляющие свободу для прикрытия зла. Христианская свобода не должна служить предлогом для неповиновения (1Кор 7:20−24) или греха (2Пет 2:19−20; Гал 5:13).

но как рабы Божии. В основе христианской свободы — не уход от своих обязанностей, но служение истинному Господину (Рим 6:22).

2:17 Этот стих подводит итог общественным, в частности, гражданским обязанностям христианина.

Всех почитайте. Призыв признавать ценность каждого человека как носителя образа Божия, или, что более вероятно в этом контексте, призыв почитать всех, наделенных авторитетом власти.

Бога бойтесь. См. ком. к 1:17.

2:18 Слуги. Букв.: «домашняя прислуга». В большинстве это были рабы; с ними обращались, как с собственностью. Подобно другим новозаветным авторам, Петр не осуждает рабство, и рабам предписывается повиновение господам. Тем не менее, НЗ требует, чтобы к рабам относились с уважением, и хозяева не должны были дурно обращаться с ними (Еф 6:9; Кол 4:1). Более того, подчеркивается равенство в духовном отношении рабов и свободных людей внутри церковной общины (1Кор 12:13; Гал 3:28; Кол 3:11), а рабам предлагается добиваться свободы законными способами (1Кор 7:21−24). Такое учение, наряду с общим библейским взглядом на бедных и притесняемых (Притч 22:22−23; Лк 6:20−21), подтачивало сам институт рабства и в конечном итоге привело к его отмиранию.

2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример. Страдание — элемент христианского призвания (2Тим 3:12), потому что первым через него прошел Христос (Ин 15:18−20). Это призвание основано на том, что христиане едины со Христом в Его страдании, как и в Его воскресении (2Кор 1:5; 4:10; Флп 3:10−11), и жизнь Христа представляет для христиан образец, с которым они должны соизмерять свою собственную жизнь (ст. 21:22).

2:22 См. статью «Безгрешность Иисуса».

2:24 Он грехи наши Сам вознес. См. Ис 53:12. Христос — не просто пример. Как совершенная жертва (1:19; 2:22) Христос понес проклятие греха, принял наказание вместо грешников и принес им прощение и освобождение от уз греха.

на древо. На крест (Деян 10:39). Здесь подчеркивается, что суть искупительной смерти Христа — в принятии на Себя проклятия (Втор 21:22−23; Гал 3:13).

2:25 к Пастырю. Распространенный ветхозаветный образ попечения Бога о Своем народе (см., напр., Пс 22:1; Иез, гл. 34; 37:24) применяется ко Христу (5:4; Ин 10:1−18; Евр 13:20; Откр 7:17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.