1 Иоанна 2 глава

Первое соборное послание святого апостола Иоанна
Перевод Еп. Кассиана → Новой Женевской Библии

Перевод Еп. Кассиана

1 Дети мои, это пишу вам, чтобы вы не грешили. А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатаем перед Отцом Иисуса Христа, Праведного.
2 И Сам Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, мы узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: я познал Его и заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины.
5 А кто соблюдает слово Его, в том воистину любовь Божия совершенна. Из этого мы узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен и сам поступать так, как Он поступал.
7 Возлюбленные, не заповедь новую пишу вам, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: заповедь древняя есть слово, которое вы слышали.
8 Но притом и заповедь новую пишу вам, что есть истинно в Нем и в вас, потому что тьма проходит, и свет истинный уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот — во тьме и доныне.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна,
11 А кто ненавидит брата своего, тот — во тьме, и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что отпущены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого.
14 Я написал вам, дети, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто от начала. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие в вас пребывает, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире. Если кто любит мир, в том нет любви Отца,
16 потому что всё, что в мире: похоть плоти и похоть очей и гордость житейская — не от Отца, но от мира.
17 И мир проходит, и похоть его; но творящий волю Божию пребывает вовек.
18 Дети, последний час: и как вы слышали, что Антихрист грядет, и теперь появилось много антихристов; отсюда и знаем, что последний час.
19 Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами: но они вышли, чтобы было явлено, что не все наши.
20 Вы же имеете помазание от Святого и знаете все.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, и что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отрицает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отрицающий Отца и Сына.
23 Всякий, отрицающий Сына, не имеет и Отца. Исповедующий Сына, имеет и Отца.
24 Что вы слышали от начала, то да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 И это — обещание Его, которое Он Сам обещал нам: жизнь вечная.
26 Это я написал вам о вводящих вас в заблуждение.
27 А то помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как Его помазание учит вас всему, и оно истинно и не есть ложь, то пребывайте в нем, как оно научило вас.
28 А теперь, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он будет явлен, мы имели дерзновение и не были посрамлены пред Ним в пришествии Его.
29 Если вы знаете, что Он праведен, знайте, что и всякий, делающий правду, рожден от Него.

Новой Женевской Библии

2:1−6 Возможность получить прощение грехов не освобождает от нравственного обязательства повиноваться заповедям Божиим.

2:1 чтобы вы не согрешали. Т.е. не впали в грех по своему неведению, соблазненные лжеучителями.

ходатая. Греч. «параклитос» употребляется в Ин, гл. 14−16 как одно из имен Духа Святого. Дух именуется «иным Утешителем» (Ин 14:16), поскольку Его деятельность в наставлении и утешении явилась продолжением того, что совершал Иисус (Ин 15:18−25).

2:2 умилостивление. Речь может идти о так называемой «жертве умилостивления» (Рим 3:25). Всю кару Божию за грех Иисус принял на Себя (1Пет 2:24).

за грехи всего мира. Иоанн предостерегает своих читателей от сектантского подхода к полученному ими благодатному дару Божию, как принадлежащему исключительно одной какой-либо этнической группе. Иисус умер, дабы искупить избранных во всем мире (см. Ин 10:14−16, 25−29).

2:6 как Он поступал. Иоанн предполагает, что его читатели хорошо знают жизнь Иисуса и то, ради чего Он пришел в мир, — об этом и говорит его Евангелие.

2:7−11 Данная во Христе главная заповедь Божия является одновременно и «древней», и «новой». Она древняя, потому что восходит к самым истокам христианской эры: ученики получили ее «от начала», когда Иисус начал проповедовать. При этом она и новая, потому что стала краеугольным камнем учения Христа и постоянно обновляется «в Нем». Эта истинная любовь и дает возможность отличить власть света от власти тьмы, где все еще продолжает царствовать ненависть. Иоанн говорит о любви к «братьям»; это заповедь, которую Иисус дал самой первой общине христиан (Ин 13:34; Ин 15:17). Любовь друг ко другу проистекает от любви Христа к нам (Ин 15:12); ненависть к другим людям происходит от ненависти ко Христу (Ин 15:18).

2:7 от начала. Хотя Иоанн иногда употребляет это слово, говоря о начале всего (1:1; 2:13−14), в данном случае он говорит о начале христианства через земную жизнь Иисуса и Его учение (2:24; 3:11). Пришествие Иисуса стало поворотным моментом, ознаменовавшим собой наступление новой эпохи.

2:12−14 В этом разделе Иоанн обращается к «детям», «юношам» и «отцам». Они именуются «детьми» (как и в 2:1, 18), поскольку сподобились стать как бы членами семьи Бога, Отца их, через прощение их грехов. Они же называются «отцами», потому что их знание Бога во Иисусе Христе дает им возможность участвовать в передаче этого знания грядущим поколениям. Они же названы «юношами», потому что возрождение к новой жизни открыло перед ними вечность.

2:12 прощены вам грехи ради имени Его. Сила имени Иисуса была одной из главных тем раннехристианской проповеди (Деян 2:38; Деян 3:6; Деян 4:12). Имя Иисус (Иешуа), данное Спасителю по повелению Божию, означает «Иегова спасает». Имя Божие по праву принадлежит Сыну Божию и свидетельствует о Его Божественной власти и о служении ради спасения людей Своих от их грехов (Мф 1:21; Лк 1:31; Лк 2:21).

2:13−14 вы победили лукавого. Тема победы еще раз появляется в 5:3−5, где говорится о победе над «миром», который противится Богу. Победа, подразумеваемая Иоанном (сопротивление искушениям и верность слову Божию), противоположна поражению, которое потерпел род человеческий при грехопадении (Быт, гл. 3).

2:15−17 Предостережение не любить мир является как практическим советом, так и нравственным требованием. Слово «мир» в данном случае, как и в Евангелии от Иоанна, означает непокорность и гордыню, восстающую против Бога. При этом те, кто не от мира сего, кто воспринял слово Отца от Иисуса (Ин 17:14), своим откликом на это слово свидетельствуют, что им уготованы спасение и жизнь вечная.

2:16 похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мотивы, движущие теми, кто принадлежит миру сему.

2:17 исполняющий волю Божию пребывает вовек. Иоанн не учит тому, что покорность воле Божией делает человека достойным жизни вечной. Жизнь вечная — дар Божий и получившие этот дар (5:11), преображаются им и отвечают Богу благодарностью (3:16).

2:18−28 С того времени, когда Иисус произнес суд над миром этим, наступил «последний час» — конечное обострение борьбы мира с Богом, ведущее к последнему суду. Предсказание о пришествии «антихриста» взято из учения Иисуса (Мф 24:5, 24) и частично уже исполнилось в отношении тех, кто отрицал Отца и Сына (ст. 22) и извращал Благовестие (ст. 19). Их открытое отвержение Сына подразумевало отвержение и пославшего Его Отца (2:23; Ин 15:23). В противоположность этим антихристам верующие имеют помазание от Духа Святого (ст. 20 и 27), а сердца и умы их открыты к познанию спасительной истины. Сам Дух является их совершеннейшим Учителем. Дух пребывает там, где приняли Благую Весть, возвещенную Церкви от начала. А там, где Дух, пребывают также Отец и Сын (ст. 24).

2:18 последнее время. Чтобы пресечь желание «знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1:7), Иоанн весь период между Первым и Вторым пришествием Христа называет «последним временем» (ср. Деян 2:17; 1Кор 10:11).

придет антихрист, и теперь появилось много антихристов. Некоторые толкователи усматривают здесь два разных предсказания: одно говорит о многочисленных антихристах, появившихся на протяжении всей христианской эпохи, другое — о том антихристе, который явится перед пришествием Христа. Иоанн, однако, не упоминает никого, кроме лжеучителей, которые смущали Церковь (2:22; 4:3).

2:19 Они вышли от нас. Павел также предостерегал от лжеучителей, которые будут появляться в среде верующих (Деян 20:29−30). Видимая принадлежность к Церкви никак не является гарантией действительной причастности к ней. Внутреннее безразличие или враждебность к Евангелию может быть скрыто под маской внешнего благочестия. Лжеучители обнаружили свою скрытую враждебность, выйдя из среды верующих.

2:20 помазание от Святаго. Слово «Христос» означает «Помазанник» и указывает на то уникальное служение, которое Иисус совершал как избранный Богом Спаситель. Согласно НЗ, Христос был помазан Богом непосредственно через Духа Святого, чтобы Он стал совершеннейшим Пророком, Священником и Царем (Деян 10:38; Евр 1:1−9). Верующие тоже имеют пророческие, священнические и царские обязанности и через Иисуса Христа помазаны Духом Святым (2Кор 1:21−22).

2:22 отвергает, что Иисус есть Христос. Докеты не верили в Богочеловека, тем самым отвергая Богосыновство Иисуса (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

2:25 жизнь вечная. Этот величайший дар Бога, утерянный Адамом и Евой при грехопадении (Быт 3:22), вновь обретается через веру во Христа (5:11−13; Ин 3:16).

2:27 вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас. Христиане просвещены непосредственно Самим Богом через служение Духа Святого. Тем не менее, верующие должны прислушиваться со вниманием и к мнению других верующих, поскольку и они имеют помазание от Духа.

2:28 когда Он явится. Иоанн имеет в виду Второе славное пришествие Господа Иисуса Христа в конце времен, когда Он явится как Судия.

2:29 — 3:3 Будучи научены Духом, верующие обладают всей полнотой истины, сокрытой для тех, кто пребывает в мире сем. Главное в этом знании — уверенность, что мы — «дети Божии», «рожденные от Него». Истинные чада Божии непременно должны иметь сходство со своим Отцом Небесным.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.