Библия » Сравнение переводов

Римлянам 1 глава

Послание к Римлянам апостола Павла

Перевод Еп. Кассиана

1 Павел, раб Христа Иисуса, призванный апостол, избранный для Евангелия Божия,
2 которое Он прежде обещал чрез Своих пророков в Святых Писаниях:
3 о Сыне Своем, родившемся от семени Давидова по плоти,
4 поставленном Сыном Божиим в силе, по духу святости, в воскресении из мёртвых, об Иисусе Христе, Господе нашем,
5 чрез Которого мы получили благодать и апостольство, к послушанию веры ради имени Его во всех языческих народах,
6 к которым принадлежите и вы, званые Иисуса Христа,
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым, – благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всём мире.
9 Ибо свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в Евангелии Сына Его, как я непрестанно вспоминаю вас,
10 всегда в молитвах моих прося, чтобы волею Божией был наконец управлен мой путь к вам.
11 Ибо я жажду увидеть вас, чтобы уделить вам некоторое дарование духовное для утверждения вашего,
12 то есть утешиться, вместе с вами, общей верою, вашею и моею.
13 Я не хочу, чтобы вы оставались в неведении, братья, что я много раз намеревался придти к вам – но я встречал препятствия до сих пор, – чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих языческих народов.
14 Должник я как Еллинам, так и варварам, как мудрым, так и несмысленным.
15 Таким образом, что касается меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь Евангелия, потому что оно есть сила Божия ко спасению каждому верующему: как Иудею, первому, так и Еллину.
17 Ибо праведность Божия в нем открывается от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, держащих истину в плену у неправды,
19 так как то, что можно знать о Боге, явно для них, ибо Бог им явил.
20 Ибо то, что незримо в Нем, созерцается от создания мира чрез размышление над творениями: и вечная Его сила и Божество, так что нет у них извинения,
21 потому что познав Бога, они Его, как Бога, не прославили и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.
22 Называя себя мудрыми, они обезумели
23 и изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека, и птиц, и четвероногих и пресмыкающихся.
24 Поэтому предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они бесчестили свои тела:
25 они заменили истину Божию ложью и поклоняются и служат твари, вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь.
26 Поэтому предал их Бог страстям бесчестным: ибо и женщины их заменили естественные сношения противоестественными;
27 подобным же образом и мужчины, оставив естественные сношения с женщиной, разгораются в вожделении своем друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
28 И поскольку они не рассудили иметь познание Бога, предал их Бог безрассудному уму делать недолжное:
29 исполнены они всякой неправды, лукавства, любостяжания, злобы; полны зависти, убийства, ссор, коварства, злонравия, наговоров;
30 они клеветники, богоненавистники, обидчики, высокомерны, хвастливы, изобретательны на зло, родителям непокорны,
31 несмысленны, вероломны, нелюбовны, немилосердны.
32 Они, познав суд Божий, что делающие таковое достойны смерти, не только то творят, но и делающих одобряют.

Новой Женевской Библии

1:1 Павел. В древности письма начинались общепринятой формулой: "А приветствует Б" (см. Деян. 23,26). Употребив свое римское имя, Павел далее наполняет эту формулу христианским смыслом, заключенном в том, как он характеризует себя самого (ст. 1-6), и в стиле его приветствий (ст. 7,8).

Апостол. Посланник, обладающий авторитетом пославшего его. Это звание применяется к двенадцати первым ученикам Христа и к Павлу – свидетелям воскресшего Христа (Деян. 1,22; 1 Кор. 9,1; 15,7.8; Гал. 1,15.16), а также к посланникам, которые направлялись от лица церковных общин (16,7).

к благовестию Божию. Бог – источник и содержание проповеди. Здесь, как и в других местах послания, прослеживается учение о триединстве Божием (1,3.4; 5,1-5; 8,3.4.9-11,16.17; 14,17.18; 15,16.30).

1:2 которое Бог прежде обещал. Благовестие было провозглашено в виде обетований через ветхозаветных пророков. Апостолы изложили благовестие в соответствии с этой пророческой проповедью (14,24-26).

1:3-4 Здесь дано, скорее, описание двух этапов служения Спасителя, а не двух Его природ. Будучи Сыном Божиим, Он, тем не менее, произошел от семени Давидова, чтобы с нами разделить нашу немощь, но по духу святыни был преображен при воскресении и вступил в новый период Своего личного бытия (1 Кор. 15,45; 2 Кор. 13,4).

1:5-6 Павел считает Христа источником своего спасения и призвания благовествовать язычникам (11,13.14; Деян. 9,15; Еф. 3,8).

1:5 покорять вере все народы. Букв.: "чтобы призывать народы... к послушанию, приходящему от веры". Здесь, возможно, указывается как на послушание, проистекающее из веры, так и на тот факт, что вера подразумевает покорное послушание призыву Божию (14,25).

1:7 в Риме. Рим – столица империи. Не имеется точных данных об основании церковной общины (или общин) в Риме, хотя среди тех, кто слышал проповедь Евангелия в день Пятидесятницы, были и прибывшие из Рима (Деян. 2,10).

возлюбленным Божиим, призванным святым. Выражения, использованные в приветствии, задают тональность всему посланию, исполненному любви, благодати и мира Божиего (1 Пет. 2,9.10).

1:8 благодарю Бога моего. Благодарение Господа за действие Его благодати – характерная черта Павла (1 Кор. 1,4; Флп. 1,3; Кол. 1,3; 1 Фес. 1,2; 2 Фес. 1,3; 1 Тим. 1,12; Флм. 1,4).

во всем мире. Скорее, речь идет о Римской империи.

1:9 воспоминаю о вас. Постоянное молитвенное настроение Павла выражает его полную отдачу служению. Свою молитву он приносит в абсолютной покорности воле Божией (ст. 9-12; ср. Еф. 1,16; Флп. 1,9; Кол. 1,9; 1 Фес. 1,3; 2 Фес. 1,11; 2 Тим. 1,3).

1:11 дарование духовное. Здесь это выражение не имеет функционального значения, как в 1 Кор. 12,1; скорее всего, Павел подразумевает благо, проистекающее от служения полученными дарованиями на пользу другим людям.

1:12 утешиться с вами верою общею. Цель служения – взаимное укрепление всего Тела Христова (Еф. 4,15.16).

1:13 я многократно намеревался. Свидетельства об этих намерениях не сохранились; однако Павел знал, что Бог побуждает его идти в Рим (см. Деян. 19,21; 23,11).

встречал препятствия. Вероятно, то были прочие постоянные обязанности Павла (см. Деян. 16,6.7).

как и у прочих народов. Павел считал церковную общину в Риме преимущественно языческой по составу.

1:14 Я должен. Намерения (ст. 13) и надежды Павла мотивированы его чувством долга. Ему было поручено благовествование язычникам (11,13.14; ср. Еф. 3,1-8).

Еллинам. Т.е. миру эллинистической культуры ("мудрецам").

варварам. Т.е. нецивилизованным народам древнего мира ("невеждам").

1:16 я не стыжусь благовествования Христова. Хотя "мудрецам" Евангелие представляется безумием, Павел видит в своей проповеди Божественную мудрость (1 Кор. 1,22-25.30) и не стыдится Божиего призвания.

сила. Возрождающее, изменяющее жизнь влияние евангельского слова обусловлено действием Духа Святого – силы Божией.

верующему. Спасение даруется не по заслугам, но получают его отнюдь не все: для спасения необходима вера.

во-первых, Иудею. Это утверждение верно с точки зрения истории искупления (2,9.10; Ин. 4,22; ср. Мк. 7,24-30); оно соответствует и образцу миссионерского служения Павла. Поэтому, проходя по городам римского мира, он, где возможно, начинал с того, что разъяснял Священное Писание в синагогах и проповедовал Христа как исполнение ветхозаветных обетований (Деян. 9,20; 13,5.14; 14,1; 17,1.17; 18,4.19.26; 19,8). И в Послании к Римлянам Павел старается не умалить преимуществ, дарованных его родному народу Самим Богом (3,11.12; 9,4.5).

1:17 правда Божия. Точнее: "праведность Божия". Это выражение – ключ ко всему посланию (3,21; 5,19; 10,3), его смысл поясняется как "праведность через веру" (3,22), "праведность от веры" (9,30; 10,6). Это – праведность Христа, вменяемая (приписываемая Богом, как бы принадлежащая) тому, кто верует в Него. Эта вмененная праведность проистекает из личной праведности Бога и является ее выражением. В качестве справедливого и праведного Судии (2,5-16) Бог оправдывает (объявляет праведными) тех грешников, которые приходят к истинной вере во Христа (3,21-26; 5,10). Толкование Лютером этого стиха легло в основу его учения об оправдании.

от веры в веру. Павел подчеркивает, что каждым своим словом Евангелие опирается на веру, а не дела.

как написано. Библейское обоснование сказанного далее и вывод из него содержатся в Книге пророка Аввакума (2,4); это свидетельствует, что путь жизни по вере не является чуждым Ветхому Завету.

жив будет. Эти слова означают постоянную близость с Богом.

1:18 открываете. Суд Божий относится не только к будущему, поскольку Бог наказует зло.

гнев. Т.е. отвращение Бога к нравственным порокам.

нечестие и неправду. Букв.: "безбожие и неправедные дела". Порядок слов не случаен: нравственное падение следует за дерзостью в богомыслии. Возможно, однако, что это просто литературный прием (соединение двух слов для усиления одного понятия – злостного безбожия).

подавляющих истину. Здесь имеется в виду, что, оказавшись лицом к лицу с истиной (которая "видима", ст. 20), люди стремятся скрыть ее, пресечь ее влияние и потому "безответны" (ст. 20), т.е. не имеют извинения. Извинить их могло бы лишь неведение.

1:19 что можно знать о Боге. Павел подчеркивает реальность и всеобъемлющий характер Божественного откровения, которое постоянно ("от создания мира", ст. 20) и явно ("видимы", ст. 20). Бог невидим, вечен и всесилен – все это выражается в мироздании, миропорядке. Невидимый Бог открывается зримо в творении. Это откровение явно, оно совершенно ясно видимо (см. статью "Осознание человечеством своей вины перед Богом").

1:21 познав Бога. Здесь Павел указывает, что человечеству не только дана возможность познать Бога посредством естественного откровения, но что это откровение ведет к истинному знанию. Грех человека в том, что он не соглашается признать истинным то, что сознает таковым. Зная Бога, человек отказывается поклониться Ему как Господу и возблагодарить Его. Отвергнув Бога, люди "осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце". Любые умственные искания в конечном итоге окажутся несостоятельными, если их предваряет отказ от почитания Бога.

1:22-23 называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили. Самонадеянность перед лицом Божиим свидетельствует о превратной системе ценностей: поклонение Богу подменено почитанием идолов, созданных людьми по собственному образу. Изначально присущий человеку инстинкт богопочитания извращен, так как обращен на недостойный его предмет (ст. 25).

1:24 предал их Бог. Суд заключается в том, что Бог снял ограничения, сдерживавшие греховные поступки и их последствия (ст. 26,28).

1:26-27 Вследствие извращения инстинкта богопочитания извращаются и прочие инстинкты, изменяя своему истинному назначению. Писание рассматривает любые формы гомосексуализма именно в таком свете (Лев. 18,22; 20,13). Их следствие – осквернение тела (ст. 24), господство похоти, извращение естественных отношений (ст. 26) и порабощение необузданными страстями (ст. 27).

1:27 получая в самих себе должное возмездие. Даже в мире, который нравственно пал и вследствие этого стал непредсказуем, мы пожинаем плоды, которые сеем (Гал. 6,7.8).

1:28 как они не озаботились. Грех влечет за собой презрение к истинным ценностям и грозит привести человека в состояние оставленности Богом и подчинения духу похоти (ст. 29-31).

1:32 Они знают праведный суд Божий. Люди знают о Божием суде, но это знание не сдерживает их, а только возбуждает еще большую непокорность, что, считает Павел, усугубляет виновность людей и их греховность. Непокорность проявляется в побуждении к греху других людей, одобрении их греховных поступков. Этот текст подтверждает, что откровение Божие через творение отчасти раскрывает Его нравственную природу и сообщает нам чувство нравственного долга.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.