Евреям 12 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Новой Женевской Библии

Перевод Еп. Кассиана

1 Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел по правую сторону престола Божия.
3 Подумайте о Претерпевшем от грешников такое Себе противоборство, чтобы не обессилеть вам, изнемогая в душах ваших.
4 Вы еще не до крови сопротивлялись, подвизаясь против греха,
5 и забыли то увещание, которое обращено к вам, как к сынам: Сын мой, не пренебрегай наказанием Господним и не изнемогай, когда Он обличает тебя;
6 ибо Господь, кого любит, того наказывает, и бьет Он каждого сына, которого Он принимает.
7 Терпите для вашего исправления: как с сынами, поступает с вами Бог. Ибо где тот сын, которого не наказывает отец?
8 Если же вы остаетесь без наказания, которое обще всем, то вы — незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, если мы имели плотских наших отцов, которые нас наказывали, и мы их уважали, не гораздо ли более будем мы подчиняться Отцу духов, чтобы жить?
10 Ибо те для немногих дней наказывали нас по своему усмотрению, Он же — для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в Его святости.
11 Всякое же наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но впоследствии оно приносит мирный плод праведности тем, которые чрез него были научены.
12 Поэтому укрепите опустившиеся руки и расслабленные колени,
13 и прокладывайте прямые тропы для ног ваших, чтобы хромающее не совратилось, а лучше было бы исцелено.
14 Ищите мира со всеми и освящения, без которого никто не увидит Господа,
15 наблюдая, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, выростая, не причинил вреда, и чтобы им не были осквернены многие,
16 чтобы не было какого блудника или далекого от Бога, как Исав, который за одно блюдо продал свое первородство.
17 Ибо вы знаете, что и после того, желая наследовать благословение, он был отвергнут: ибо он не обрел покаяния, хотя и со слезами искал его.
18 Ибо вы не приступили к осязаемому и поглощающему огню, ни к мраку, ни к темноте, ни к буре,
19 ни к звуку трубному, ни к шуму словесному такому, о котором слышавшие просили, чтобы не было сказано им больше ни слова.
20 Ибо не могли они вынести того, что было заповедуемо: если и зверь прикоснется к горе, да будет побит он камнями.
21 И, так страшно было это явление, что Моисей сказал: я — в страхе и трепете.
22 Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога Живого, небесному Иерусалиму, и к тьмам ангелов в торжествующем собрании,
23 и к Церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства,
24 и к Посреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля.
25 Смотрите, не отвергните Говорящего. Ибо, если не избежали наказания те, которые отвергли возвещавшего на земле, — то тем более мы, которые отвращаемся от Того, Который с небес;
26 тогда Его голос поколебал землю, теперь же Он обещал, говоря: еще раз Я потрясу не только землю, но и небо.
27 А слова «еще раз» указывают на изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло не колеблемое.
28 Поэтому, принимая Царство непоколебимое, будем держаться благодати, и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть также огонь поедающий.

Новой Женевской Библии

12:1 облако свидетелей. Т.е. великое множество.

проходить... поприще. Т.е. дистанцию, подобно тому, как пробегали ее древнегреческие атлеты на Олимпийских играх. Под «поприщем» автор послания подразумевает жизненный путь каждого верующего.

12:2 взирая на... Иисуса. Именно так проходили свое «поприще» ветхозаветные герои веры.

начальника. См. ком. к 2:10.

совершителя веры. Как «совершитель» Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10:14; 11:40; 12:28).

вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя «грехи всего мира», понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью — Он принял ее добровольно.

12:3 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить «поругание от грешников» и не падать духом.

12:5 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был «совершен» (воздвигнут) через страдания (2:10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5:8). Поэтому и усыновленные дети Божии, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания.

12:8 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния.

12:9 Отцу духов. Т.е. Богу.

12:12−13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч 4:25−27; Ис 35:3−4).

12:14 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим 12:18.

святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10:10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом «святость» подразумевается праведный образ жизни.

не увидит Господа. Видеть Господа значит «быть с Богом», что является главной целью спасения (Откр 22:4). См. также 1Ин 3:2; 2Кор 3:18.

12:15 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор 29:18.

12:16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божии (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто «потерян» безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на «поношение Христово», поскольку он видел конечную награду (11:26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого «блага» (Быт 25:29−34).

первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие (Быт 25:31−34; Быт 27:36). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства (Втор 21:17). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства.

12:17 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Иаков, который и получил Божие благословение (Быт 27). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму (Быт 12:2−3; Быт 27:29).

не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения (Быт 27:38; ср. 2Кор 7, 10), он уже никак не мог искупить свой грех — пренебрежение Божиим обетованием.

12:18−24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх — доминирующее понятие, связанное с Синаем — горой, на которой был дан закон (ст. 18−21). Блаженство и доверие — основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27).

12:18 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто «осязаемое», гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8:13).

12:19 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их (Исх 20:19), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова.

12:22 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11:13), взирают с верой на град будущий (13:14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10:19−22). См. статью «Небеса».

12:23 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ 3:11−13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются «первородными», посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1:6, 14; 2:11−12). См. статью «Церковь».

достигшим совершенства. Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2Кор 5:8; Откр 14:13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11:2, 4, 5, 39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.

12:24 Атмосфера блаженства и доверия, царящая на небесном Сионе, объясняется присутствием там Иисуса. Кровь Авеля вопиет с земли об отмщении (Быт 4:10), кровь Иисуса молит о даровании прощения детям Божиим (9:12−15; 10:19−22).

12:25 Различие между содержанием ветхого завета и вестью, принесенной с Небес Сыном Божиим, обращает к сказанному в 1:1−14.

12:28 служить благоугодно Богу. Выказывать благодарность, зная, что наши имена написаны на небесах (Лк 10:20) и постоянно осознавая неописуемый дар Божий — Иисуса Христа (2Кор 9:15). Благоговение и священный трепет проистекают из понимания, Кто есть Бог (ст. 29). Благоугодное поклонение включает в себя оба этих момента.

12:29 огнь поядающий. Этот образ, заимствованный из Втор 4:24, подчеркивает Божию святость и подразумевает Суд Божий, как абсолютное проявление Его святости (10:27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.