Евреям 7 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Новой Женевской Библии

Перевод Еп. Кассиана

1 Ибо этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретивший Авраама, когда тот возвращался после поражения царей, и благословивший его,
2 которому Авраам отделил десятину от всего, он, во-первых, согласно значению своего имени, царь праведности, а затем и царь Салима, что значит царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Но смотрите, как велик тот, кому Авраам, патриарх, дал десятину из лучших добыч своих.
5 А поскольку получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь брать по Закону десятину с народа, то есть с братьев своих, хотя и они произошли от чресл Авраамовых, —
6 тот, не происходящий от рода их, взял десятину с Авраама и благословил имеющего обещание.
7 А совершенно бесспорно, меньшее благословляется большим.
8 И здесь десятину берут смертные люди, а там Имеющий о Себе свидетельство, что Он жив.
9 И можно сказать, что и Левий, взимающий десятину, чрез посредство Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда встретил его Мелхиседек.
11 Итак, если бы совершенство достигалось чрез левитское священство — ибо оно является основанием Закона для народа, — какая была бы еще нужда восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона ему именоваться?
12 Ибо с переменой священства необходима бывает и перемена Закона.
13 Ибо Тот, о Ком это говорится, принадлежал к иному колену, из которого никто не служил жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священников.
15 И это еще яснее видно, если по подобию Мелхиседека восстает священник иной,
16 который стал им не по Закону заповеди плотяной, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты Священник вовек по чину Мелхиседека.
18 Ибо происходит и отмена прежней заповеди, вследствие её немощи и бесполезности —
19 ибо Закон ничего не довёл до совершенства, — и введение новой надежды, чрез которую мы приближаемся к Богу.
20 И поскольку не без клятвы — ибо те стали священниками без клятвы,
21 а Он с клятвой устами Того, Кто говорит Ему: клялся Господь и не раскается: Ты Священник вовек, —
22 постольку и лучшего завета поручителем стал Иисус.
23 И тех священников было много, потому что смерть мешала им пребывать.
24 Он же, как пребывающий вовек, имеет священство непереходящее.
25 Поэтому Он и может всесовершенно спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
26 Ибо такой и подобал нам Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, сперва за свои грехи приносить жертвы, затем за грехи народа: ибо это Он сделал раз навсегда, принеся Себя Самого.
28 Ибо Закон поставляет первосвященниками людей, имеющих немощь, а слово с клятвой, бывшей после Закона, поставило Сына вовек совершенного.

Новой Женевской Библии

7:1−28 Основная идея данного раздела — обетование, данное в Пс 109:4, исполнилось в Иисусе Христе. Первосвященническое служение Иисуса изъясняется в образах Ветхого Завета на основании Быт 14:17−20 и Пс 109:4.

7:1 царь Салима. Здесь подчеркивается, что Мелхиседек был не только первосвященником, но и царем. Являясь прообразом Христа, он косвенно свидетельствует, что Иисус также является и Первосвященником, и Царем. Салим — древнее название Иерусалима.

7:2 царь правды. Мелхиседек — имя, состоящее из двух слов: «мелек» (евр.) — «царь», «цедек» (евр.) — «праведность».

7:3 Существует предположение, что Мелхиседек — это Христос, явленный до воплощения, однако это трудно увязать с аналогиями, проводимыми в данном послании: 1) о Мелхиседеке сказано, что он уподобляется Сыну Божию (что никак не может быть сказано о Христе, поскольку Он и есть Сын Божий); 2) Сын стал Первосвященником «по чину Мелхиседека» (6:20) позднее — после воплощения, искупительной смерти и воскресения. Далее, в Быт, гл. 14, сказано, что Мелхиседек — живой человек (а не исключительно духовная сущность), поскольку он имеет определенный социальный статус — царь Салима, — что, в свою очередь, противоречит ветхозаветной теофании (богоявлению) — всегда очень непродолжительной по времени и имеющей место в исключительных случаях.

без отца... матери... родословия. В отличие от всех ветхозаветных личностей, Мелхиседек описан исключительно лаконично. Дух Святой сообщил о нем только то, что позволяло увидеть в нем прообраз Христа.

7:4−10 Два момента свидетельствуют о превосходстве священнического служения Мелхиседека над служением священников из рода Левия: Авраам принес Мелхиседеку десятину (ст. 4−6; 8−10), а Мелхиседек благословил Авраама (ст. 6 и 7).

7:5 сынов Левиных. Ветхозаветные священники избирались только из левитов. Левит же — потомок Авраама (Чис 18:21−29).

7:7 меньший благословляется большим. Авраам, как «меньший», принес десятину, Мелхиседек, как «больший», благословил его. Заслуживает особого внимания, что обе стороны безусловно признавали и принимали такое положение вещей.

7:8 человеки смертные. Т.е. левиты. Мелхиседек, в отличие от них, имеет свидетельство, что «он живет». Это свидетельство, содержащееся в Пс 109:4, приводится автором в 5:6 и является основанием для аллюзии в 6:20 и 7:3.

7:9 в лице Авраама дал десятину. Еще не рожденный Левий (глава священнического рода в ВЗ) потенциально был представлен своим предком Авраамом. Данный аргумент не следует переосмысливать в свете того, что все потомки Авраама участвовали в том, что он совершал или имеют к этому непосредственное отношение. Также нет оснований строить теорию о «предсуществовании» Левия.

7:11 совершенство... посредством левитского священства. Имеется в виду, что левитское священство не давало постоянного и свободного доступа к Богу. Как и в 4:8 и 8:7, автор подчеркивает, что ветхозаветные обетования свидетельствуют о несовершенстве самого закона и указывают на свое исполнение в «последние дни» (1:2). с ним сопряжен закон народа. Левитское священство являлось установлением, которое, как и закон Моисея, не столько способствовало примирению с Богом, сколько постоянно напоминало о грехе, но было против него бессильно. Левиты, в сущности, — составная часть закона и обслуживали именно его.

7:13−28 Различие между Иисусом и левитами. Иисус произошел не из колена Левина, а из колена Иудина (ст. 14); Он живет вечно (ст. 16); Его первосвященническое служение зиждется на клятве Самого Бога (ст. 20).

7:16 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса (Пс 109:4) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является (Рим 6:9−10).

7:19 См. ком. к ст. 11.

лучшая надежда. См. 6:17−18 и ком.

7:21 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс 109:4.

7:22 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер 31:31−34).

поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как «поручитель» в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он — источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет — лучший.

7:23 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного.

7:26 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью «Безгрешность Иисуса».

7:27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда.

7:28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.