Колоссянам 3 глава

Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толковая Библия Лопухина

Перевод Еп. Кассиана

1 Итак, если вы были воздвигнуты со Христом, ищите горнего, где Христос сидит по правую сторону Бога;
2 о горнем помышляйте, не о том, что — на земле.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге:
4 когда будет явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за что приходит гнев Божий,
7 в чём и вы некогда ходили, когда жили так.
8 А теперь и вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие уст ваших.
9 Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, обновляемого к познанию по образу Сотворившего его.
11 Здесь нет Еллина и Иудея, нет обрезания и необрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но всё и во всех — Христос.
12 Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 терпя друг друга и прощая взаимно, если кто на кого имеет обиду: как и Господь простил вам, так и вы;
14 а сверх всего этого, облекитесь в любовь, которая есть связь совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Христов, к которому вы и были призваны в одном Теле; и будьте благодарны.
16 Слово Христово да живет в вас обильно, когда вы во всякой премудрости учите и вразумляете друг друга псалмами, славословиями, песнями духовными, в благодати поя в сердцах ваших Богу.
17 И всё, что бы вы ни делали словом или делом, всё — во имя Господа Иисуса, благодаря Бога Отца чрез Него.
18 Жёны, подчиняйтесь своим мужьям, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жён и не будьте суровыми к ним.
20 Дети, повинуйтесь родителям во всём, ибо это благоугодно в Господе.
21 Отцы, не ожесточайте детей ваших, чтобы они не унывали.
22 Рабы, повинуйтесь во всём господам по плоти не с показными услугами, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Господа.
23 Что бы вы ни делали, делайте от души, как для Господа, а не для людей,
24 зная, что вы в воздаяние от Господа получите наследство. Господу Христу служите.
25 Ибо кто совершает неправду, получит за ту неправду, которую совершил, и нет лицеприятия.

Толковая Библия Лопухина

Нравоучительные наставления к христианам вообще (1−17). Наставления к членам христианской семьи (18−25).

Кол 3:1. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;

В нравоучительной части своего послания Ап. прежде всего говорит, что истинная христианская жизнь состоит в отрешении от всего земного и в общении с Богом (Кол 3:1−4). В виду этого христиане должны освобождаться от страстей и украшать себя добродетелями, какие соответствуют существу нового человека (Кол 3:5−17). Христиане воскресли со Христом (см. Рим 6 и Еф 2:6) к новой жизни и потому все мысли их должны стремиться туда, где находится Христос, т. е. к небу. — «Одесную Бога» — см. Мк 16:19.

Кол 3:2. о горнем помышляйте, а не о земном.

Христиане должны «помышлять», т. е. всем своим внутренним настроением быть привязаны к горнему миру. Но это не значить, что Ап. совершенно не признавал надобности заботиться и о земном: тут же, во второй половине главы, Ап. напр. научает верующих быть особо внимательными к обязанностям, налагаемым земной, именно семейной, жизнью, и вообще он не отрицал возможности для христианина пользоваться и наслаждаться благами земными (ср. 1Кор 6:12; 10:23). Только эти блага никак не должны в сердце христианина вытеснить главной заботы — о вечном, небесном.

Кол 3:3. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге;

Кол 3:4. когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Почему земное не может особенно привлекать к себе ум верующего? Потому что он умер для греховной жизни, какою обычно является жизнь земная (Рим 6:2). — «И жизнь» — т. е. и ваша истинная жизнь, будущая, к которой вы теперь должны готовиться, пока еще «сокрыта со Христом в Боге» или у Бога. Придет Христос для последнего суда над миром — и тогда откроется эта ваша истинная жизнь, жизнь во славе.

Кол 3:5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

Кол 3:6. за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

Кол 3:7. в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

В виду этого славного, нас ожидающего, будущего, мы должны бороться с страстями, которые так срастаются с человеком, что могут даже быть названы земными его членами, т. е. членами его земного тела. Из этих страстей Ап. прежде всего упоминает о страстях чувственных (блуд с лежащими в его основе нечистыми плотскими настроениями), а потом о страсти духовной — любостяжании. «Блуд» и «любостяжание» — это два порока наиболее свойственные язычникам: они, по выражению одного древнего писателя, были могильщиками, которые рыли могилу для древнего мира. — Ап. называет любостяжание «идолослужением», потому что «те, кто работает мамоне, удалили себя от служения Богу» (Златоуст). — «Грядет» (έρχεται), т. е. постоянно идет, постоянно проявляется (ср. Рим «открывается» ). — «Сынов противления» — см. Еф 2:2. — «В которых», т. е. в пороках. — «Между ними» , т. е. между сынами противления.

Кол 3:8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

«Отложите» — как негодную грязную одежду. — «Гнев, ярость» — см. Еф 4:31.

Кол 3:9. не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

«Не говорите лжи» — см. Еф 4:25. — «Совлекшись«… См. Еф 4:22.

Кол 3:10. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

См. Еф 4:24. — «В познании» — правильнее: «в познание». Следствием обновления является обогащение человека познаниями о Боге.

Кол 3:11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

См. Гал 4:28. При обновлении себя христианину нужно забыть о своих национальных и общественных преимуществах: один Христос должен стоять у него пред лицом, как высший образец; во Христе должны быть для него сосредоточены все его интересы.

Кол 3:12. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

«Итак» т. е. в виду того, что вы сложили с себя старую одежду. — «Облекитесь» — т. е. вам необходима новая одежда, а такою могут быть только различные христианские добродетели. — «Избранные, святы, возлюбленные» — см. Еф 1:4, 11.

Кол 3:13. снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

См. Еф 4:2. — «Как Христос простил вас» — конечно на кресте, когда молился за Своих врагов (Лк 23:34).

Кол 3:14. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, -

Правильнее: «над всем (вышеописанным одеянием Кол 3:12) вы наденьте любовь, которая есть связь, дающая совершенство всему одеянию». Ап. сравнивает любовь христианскую с поясом, который стягивает все одежды человека и дает стройность его фигуре. В самом деле, без любви не имеют значения никакие добродетели (ср. 1Кор 13 и сл.).

Кол 3:15. и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

Ап. желает христианам «мира Божия» или идущего от Бога (ср. Флм 4:7). Этот мир должен «владычествовать» в сердце христианина, т. е. решать, что нам избрать в сомнительном случае и таким образом помогать нам добиться небесной награды (βραβευέτω ср. Кол 2). — «В одном теле» — ср. Еф 4:4.

Кол 3:16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

При обновлении человека в христианстве большую пользу приносит Слово Христово или Евангелие царствия Божия, и Ап. советует читателям как можно чаще прибегать к этому истинному средству. Когда это Слово вселится в них обильно, то они будут в состоянии «со всякою премудростью» вразумлять и научать друг друга (премудрость в этом деле необходима), а средствами этого взаимного научения будут служить для них различные произведения христианского поэтического вдохновения (псалмы… ср. Еф 5:19). — «Во благодати воспевая», т. е. с особенным христианским благодатным настроением. Ап. вероятно, говорит здесь о вне богослужебных собраниях верующих, когда действительно христиане могли назидать друг друга: в богослужебных же собраниях это назидание лежало на обязанности предстоятелей Церкви.

Кол 3:17. И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.

Кроме того и вся жизнь верующего должна освящаться руководством слова Христова и христиане обязаны все делать во славу Божию. По толкованию Иоанна Златоуста, призывать имя Господа нужно при начале всякого дела, в частности «мы в своих письмах наперед поставляем имя Господа, ибо где есть имя Господа, там все благоугодно».

Кол 3:18. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

См. Еф 5:22.

Кол 3:19. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

См. Еф 5:25, 33.

Кол 3:20. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

См. Еф 6:1.

Кол 3:21. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

См. Еф 6:4.

Кол 3:22. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

Кол 3:23. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

Кол 3:24. зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

См. Еф 6:5−8.

Кол 3:25. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия.

Русский перевод, по-видимому, относит это наставление к рабам: они не должны поступать неправо, потому что и им Бог отплатит по справедливости, не смотря на то, что и при жизни они находились в тяжелом положении. Но лучше этот стих относить к следующему далее увещанию к господам, потому что и в послании к Ефесянам (Еф 6:9) эти слова внесены в увещание, обращенное к господам. По-славянски поэтому правильно первое выражение стиха ό γαρ άδικων передано словом: «обидяй», которое может характеризовать только отношение господина к рабу, а не раба к господину.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.