От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

В то время шел Иисус в субботу засеянными полями. Ученики Его проголодались и начали срывать колосья и есть.
 
Однажды в субботу Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его, проголодавшись, стали срывать колосья1 и есть.

Фарисеи же увидели и сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего нельзя делать в субботу,
 
Фарисеи же, увидев это, говорят Ему: вот, ученики Твои делают то, что не позволено делать в субботу.

А Он сказал им: не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался он и сопровождавшие его?
 
Он же отвечал им: разве не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался со спутниками своими?

Как он вошел в дом Божий, и они съели хлебы предложения, которых нельзя было ни ему есть, ни сопровождавшим его, а одним только священникам?
 
Как вошел он в дом Божий2 и ел священный хлеб,3 который не позволено было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?

Или не читали вы в Законе, что в субботу священники нарушают субботу в храме и вины не несут?
 
И разве не читали вы в законе, что священники в храме могут нарушать заповедь о субботе, оставаясь невиновными?

Но говорю вам: то, что здесь, — больше храма.
 
Но говорю вам: здесь Тот, Кто превыше храма.

Если бы вы понимали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных.
 
И если бы вы знали, что это значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Ос 6:6)

Ибо Сын Человеческий есть господин субботы.
 
ибо Сын Человеческий господин субботы.

И перейдя оттуда в другое место. Он пришел в синагогу их.
 
Уйдя оттуда, Он пришёл в местную синагогу,

И вот человек с сухою рукой. И спросили Его, чтобы обвинить Его: дозволяется ли исцелять в субботу?
 
а там был человек с сухой рукой. И чтобы обвинить Его, они подошли к Нему с вопросом: можно ли исцелять в субботу?

Он же сказал им: если у кого из вас его единственная овца упадет в субботу в яму, неужели он не возьмет ее и не поднимет?
 
Он же сказал им: есть ли среди вас такой человек, который в субботу не вытащит свою единственную овцу из ямы, если она упадет туда?

Насколько же лучше человек овцы! Итак, дозволяется делать добро в субботу.
 
А ведь человека невозможно и сравнить с овцой! Так что можно в субботу творить добро;

Тогда говорит человеку: протяни твою руку; и он протянул; и стала она вновь здоровой, как другая.
 
после этого Он говорит тому человеку: подыми руку свою. Тот поднял, и она стала здоровой, как и другая.

Фарисеи же, выйдя, приняли против Него решение, чтобы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
 
И, выйдя, фарисеи приняли решение: погубить Его, однако Иисус, узнав об этом, удалился оттуда.

И последовали за Ним многие, и Он исцелил их всех.
 
И последовало за Ним множество людей, и Он исцелил их, а всех исцеленных отослал,

И строго приказал им не разглашать о Нем,
 
запретив им разглашать о Нём,

чтобы исполнилось сказанное чрез пророка Исаию, который говорит:
 
во исполнение сказанного пророком Исайей:

Вот Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит язычникам правосудие.
 
вот Сын Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Я ниспошлю на Него Дух Мой, и Он возвестит народам о правосудии.

Он не вступит в спор и не подымет крика, и не услышит никто на улицах голоса Его.
 
Он не подымет ни спора, ни крика, и никто не услышит на улицах голоса Его;

Он тростника надломленного не переломит и фитиля тлеющего не погасит, доколе не даст торжества правосудию;
 
Он тростинку надломленную не переломит и дымящийся светильник не погасит во имя окончательного торжества правосудия.

и на имя Его язычники будут уповать.
 
И на Него будут уповать народы. (Ис 42:1−4; Ис 5:1)4

Тогда приведен был к Нему бесноватый слепой и немой; и Он исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть.
 
И вот, привели к Нему бесноватого, который был слеп и нем, и Он исцелил его, так что тот, будучи немым и слепым, стал говорить и видеть.

И изумлялся весь народ и говорил: уж не Сын ли Он Давидов?
 
И все люди в изумлении спрашивали: может быть, Он и есть Сын Давида?

Фарисеи же, услышав это, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как Веельзевулом, князем бесовским.
 
Услышав это, фарисеи стали говорить: Он бесов изгоняет не иначе как с помощью веельзевула, владыки бесов.

Зная помышления их. Он сказал им: всякое царство, разделенное внутреннею враждой, обращается в пустыню: и ни один город или дом, разделенный внутреннею враждой, не устоит.
 
Он же, зная помышления их, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет, и любой город или дом, в котором начнутся междоусобицы, не устоит.

И если сатана сатану изгоняет, то он в самом себе разделился: как же устоит царство его?
 
И если сатана изгоняет сатану, то, значит, он враждует против себя самого. Как же устоит царство его?

И если Я Веельзевулом изгоняю бесов, сыновья ваши кем изгоняют? Поэтому они вам будут судьями.
 
И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то кто же помогает изгонять их сыновьям вашим?5 Пусть же они будут вам судьями.

Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, значит, достигло до вас Царство Божие.
 
Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, стало быть, приблизилось к вам Царство Божье.

Или как может кто войти в дом сильного и похитить его вещи, если прежде не свяжет сильного? И тогда он расхитит дом его.
 
Разве кто-нибудь сможет зайти в дом сильного человека и, разграбив дом его, похитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
 
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Поэтому говорю вам: всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям.
 
Поэтому говорю вам: любой грех и кощунство могут быть прощены людям, но кощунство на Дух (Святой) не простится им.

И кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощено ему; кто же скажет против Духа Святого, не будет прощено ему ни в этом веке, ни в будущем.
 
И тот, кто скажет слово даже против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто скажет против Духа Святого, не будет прощен ни в нынешнем веке, ни в будущем.

Или назовите дерево добрым и плод его добрым, или назовите дерево плохим и плод его плохим; ведь по плоду познается дерево.
 
Вы или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево прогнившим и плоды его гнилыми, потому что дерево познается по его плодам.

Отродье змеиное, как можете вы говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
 
О змеиное отродье, как вы можете говорить о добре, будучи злы? Ведь уста говорят о том, что переполняет сердце.

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; и злой человек из злого сокровища выносит злое.
 
Добрый человек из тайников доброго (сердца) выносит добро, а злой человек из тайников злого (сердца) выносит зло.

Говорю же вам, что за всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они отчет в день суда;
 
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, сказанное людьми, они дадут ответ в день суда,

ибо по словам твоим будешь ты оправдан, и по словам твоим будешь ты осужден.
 
ибо за слова свои ты будешь оправдан, и за слова же свои будешь осужден.

Тогда ответили Ему некоторые из книжников и фарисеев: Учитель, мы хотим видеть от Тебя знамение.
 
Тогда несколько книжников и фарисеев сказали, обращаясь к Нему: Учитель! Мы хотим, чтобы Ты дал нам увидеть знамение.6

И Он ответил им: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет; и не будет дано ему знамения, кроме знамения Ионы пророка;
 
Он же сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,

ибо, как был Иона во чреве кита три дня и три ночи, так будет Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи.
 
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пребудет в недрах земли три дня и три ночи. (Иона 2:1)

Люди Ниневийские восстанут во время суда вместе с родом этим и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы; и вот, то, что здесь, — больше Ионы.
 
Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.

Царица Юга будет воздвигнута во время суда вместе с родом этим и осудит его, потому что она пришла от пределов земли послушать мудрость Соломонову; и вот, то, что здесь, — больше Соломона.
 
Царица южная7 воскреснет для суда с этим родом и осудит его, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.

Когда же нечистый дух выйдет из человека, то бродит по безводным местам, ища покоя, и не находит.
 
Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит.

Тогда говорит он: «в дом мой возвращусь, откуда я вышел». И придя, находит его незанятым, выметенным и убранным.
 
Тогда говорит он: возвращусь-ка я в дом свой, из которого вышел. И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.

Тогда он идет и берет о собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, они поселяются там; и становится для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим лукавым родом.
 
Тогда он идет и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они остаются жить в нём. И становится для того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом лукавым.

Пока еще Он говорил народу, вот, Матерь и братья Его пришли и стояли снаружи, стараясь поговорить с Ним.
 
Он ещё говорил с народом, когда (пришли) мать и братья Его и встали во дворе, желая поговорить с Ним.

И сказал Ему кто-то: вот, Матерь Твоя и братья Твои пришли и стоят снаружи, стараясь с Тобою поговорить.
 
И кто-то сказал Ему: мать Твоя и братья Твои стоят во дворе, желая поговорить с Тобой.

Он же ответил говорившему Ему: кто матерь Моя, и кто братья Мои?
 
Он же, обратясь к тому, кто сказал Ему это, спросил: а кто мать Моя или братья Мои?

И протянув руку Свою к ученикам Своим, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
 
И, указав рукой на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои,

ибо кто исполнит волю Отца Моего, Который на небесах, тот Мой брат и сестра и матерь.
 
ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот и брат Мой, и сестра Моя, и мать.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[12.1] Срывание колосьев, разрешенное законом (Втор. 23.25), было приравнено фарисеями к жатве, которая запрещалась в субботу.
[12.2] «дом Божий» — главная часть Храма;
[12.3] «священный хлеб» — пресный хлеб, положенный на жертвенник (традиционный перевод — «хлебы предложения» (см. Исх. 25.30).
[12.4] 12.18 — 21. Цитируя пророка Исайю, Матфей в основном использует текст Септуагинты, но некоторые слова он дает, видимо, в своем переводе с еврейского оригинала, поскольку они отличаются как от греческого, так и от еврейского текстов.
[12.5] сыновьям вашим — по всей видимости, речь идет об учениках фарисеев, которые изгоняли бесов с помощью заклинаний; но, возможно, подразумеваются апостолы, которые были «сыновьями» иудейского народа.
[12.6] знамение — книжники и фарисеи требуют от Иисуса совершения чуда, дабы тем самым Он подтвердил свои полномочия обличать их.
[12.7] «царица южная» — царица Савского (Сабейского) царства в Аравии, посещавшая царя Соломона в Иерусалиме (см. 3 Цар. 10.1 — 13).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.