От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.
 
В тот же день, выйдя из дома, Иисус сел у озера,

И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,
 
а около Него столпилось столь много людей, что Он вынужден был войти в лодку, тогда как все люди стояли на берегу, и, сидя в ней,

И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.
 
Он долго проповедовал им притчами, и так говорил Он: вот, вышел сеятель сеять.

И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.
 
При этом одни из семян упали близ дороги, и налетели птицы небесные и поклевали их;

Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.
 
другие упали на каменистую почву, где было мало земли, и сквозь тонкий слой земли сразу проросли,

Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.
 
но когда взошло солнце, они увяли и, не имея корней, зачахли;

Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.
 
а другие упали среди терний, и тернии, поднявшись, заглушили их;

Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.
 
другие же упали на хорошую землю и дали плод: которое — во сто крат, которое — в шестьдесят, а которое — в тридцать.

Имеющий уши да слышит.
 
Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?
 
И, подойдя к Нему, ученики спросили: почему Ты проповедуешь им притчами?

И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;
 
Он же сказал им в ответ: потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
 
Ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Притчами же Я проповедую потому, что они глядят, и не видят, слушают, но не слышат и не разумеют.

и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
 
В этом исполняется над ними пророчество Исайи, гласящее: будете слышать ушами, — и не уразумеете, будете глядеть глазами, — и не увидите.

ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».
 
Ибо сердце этих людей огрубело; они ушами едва слышат, они глаза свои сомкнули, чтобы и глазами не видеть, и ушами не слышать, и не разуметь сердцем; не желают они покаяться, чтобы Я помиловал их. (Ис 6:9−10)

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
 
Счастливы же глаза ваши, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат.

ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.
 
Уверяю вас: многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, — и не видели, слышать то, что вы слышите, — и не слышали.

Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.
 
Итак, выслушайте значение притчи о сеятеле.

Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.
 
Ко всякому, кто слушает слово о Царстве (Небесном), но не внимает ему, приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердце его; вот кого означает посеянное близ дороги;

А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;
 
посеянное же на каменистой почве означает того, кто едва услышит слово, тотчас с радостью воспринимает его,

но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.
 
но, будучи сам по себе безволен и непостоянен,73 когда наступает гонение или преследование за слово, тотчас отрекается от него;

А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.
 
а посеянное среди терний означает того, кто слушает слово, но в котором жизненные заботы или соблазны богатства подавляют слово, и оно остается бесплодным;

А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.
 
посеянное же на хорошей земле означает того, кто слушает слово, внимает ему, и оно приносит плод: у кого во сто крат, у кого — в шестьдесят, а у кого — в тридцать.

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;
 
Тогда же Он поведал народу другую притчу: Царство Небесное подобно тому, как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем.

когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
 
А когда все люди спали, пришёл враг его, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.

а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.
 
Когда же поднялись колосья и дали плод, тогда появились и плевелы.

И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»
 
Рабы же хозяина, пришли и спросили у него: господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем; откуда же взялись плевелы?

Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»
 
Он же ответил им: враг людей сделал это. А рабы сказали ему: так прикажи, мы пойдем и выберем их.

Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
 
Но он ответил: нет, иначе, выбирая плевелы, вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу.

Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».
 
Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их; пшеницу же соберите в житницу мою.

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.
 
Другую притчу Он поведал им: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своем;

Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.
 
будучи наименьшим из всех семян, оно, когда вырастает, становится выше всех злаков, словно дерево, так что прилетают птицы небесные и вьют гнезда в ветвях его.

Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
И рассказал им другую притчу: Царство Небесное подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось всё.

Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,
 
Такими вот притчами Иисус проповедовал народу, и, кроме притч, ничего не говорил им,

дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.
 
во исполнение сказанного пророком: для притч отверзу уста мои, открою утаенное от создания мира. (Пс 77:2)1

Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.
 
А когда, оставив народ, Иисус пришёл домой, ученики Его подошли к Нему и сказали: разъясни нам значение притчи о плевелах на поле.

И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;
 
Он же сказал им в ответ: сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;

поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.
 
поле — это мир, хорошие семена — это сыновья Царства, а плевелы — сыновья лукавого;

Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.
 
враг, посеявший их, — это диавол, жатва — конец века сего, а жнецы — это ангелы.

Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:
 
Подобно тому, как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет и в конце века сего:

пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, а те изымут из Царства Его все соблазны и всех творящих беззакония

и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.
 
Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Царство Небесное подобно сокровищам, спрятанным в поле, найдя которые, человек утаил это, и от радости пошёл и продал всё, что имел, и купил поле то.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.
 
Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему красивый жемчуг;

Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
 
найдя одну драгоценную жемчужину, он отправился и продал всё, что имел, и купил её.

Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.
 
Ещё подобно Царство Небесное неводу, которым, закинув его в озеро, захватили самых разных рыб,

Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.
 
и, когда он наполнился, вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили вон.

Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных
 
Так будет и в конце века сего: сойдут (с небес) ангелы и, отделив грешников от праведников,

и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
ввергнут грешников в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!
 
И спросил их: уразумели ли вы всё это? Они ответили Ему: да, Господи.

И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.
 
Он же сказал им: если так, то всякий книжник, знающий о Царстве Небесном, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
 
Этой притчей Иисус закончил речь Свою и удалился оттуда.

И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?
 
Придя в Свой родной город,2 Он стал проповедовать в местной синагоге, а все спрашивали в изумлении: о какой это Своей мудрости и чудесах (говорит Он)?

Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
Разве Он не сын плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?
 
И разве все сестры Его не живут у нас? Откуда же у Него всё это?

И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.
 
И негодовали на Него. Иисус же сказал им: нигде не презирают пророка, но только в отечестве его и в доме его.

И не сотворил там многих чудес по неверию их.
 
И не совершил там никаких чудес из-за неверия их.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[13.1] досл.: «но не имея корня в себе и будучи непостоянен».
[13.2] вторая половина пророчества дана автором в свободном переводе (возможно, в таких случаях автор просто цитировал по памяти, не сверяясь с подлинником).
[13.3] родной город — Назарет.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.