От Матфея 22 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

И снова Иисус обратился к ним в притчах:
 
А Иисус вновь обратился к ним, говоря притчами:

подобно Царство Небесное человеку царю, который устроил брачный пир для сына своего
 
Царство Небесное подобно тому, как если бы некий царь устроил брачный пир для сына своего.

и послал слуг своих позвать званных на брачный пир; и они не хотели придти.
 
И послал он слуг своих, чтобы они позвали приглашенных на пир, но те не захотели придти.

Снова послал других слуг, говоря: скажите званным: «вот, обед мой я приготовил, быки мои и откормленный скот заколоты, и всё готово; приходите на брачный пир».
 
Тогда он вновь послал других слуг, повелев им: скажите приглашенным: трапеза у меня приготовлена, тельцы мои и множество откормленного скота заколоты, и всё готово; приходите на пир.

Они же, оставив его слова без внимания, ушли, кто — на свое поле, кто — на торговлю свою.
 
Но те, пренебрегая сказанным, отправились: кто на поле своё, кто по торговым делам своим,

Прочие же схватили слуг его, оскорбили и убили их.
 
а некоторые, схватив слуг его, стали издеваться над ними и убили их.

Разгневался царь и, послав войска свои, истребил убийц тех и город их сжег.
 
Узнав об этом, царь разгневался и, послав воинов своих, велел погубить тех убийц, а город их сжечь.

Тогда говорит он слугам своим: «брачный пир готов, но званные не были достойны;
 
Затем он сказал слугам своим: пир готов, но приглашенные оказались недостойны;

идите же на концы улиц и, кого только найдете, зовите на брачный пир».
 
так пойдите же на перекрестки дорог, и кто бы ни встретился вам, приглашайте на пир.

И вышли слуги те на дороги и собрали всех, кого нашли: и злых и добрых; и наполнилась брачная палата возлежащими,
 
И разошлись слуги эти по дорогам, созывая всех, кого встречали: злых и добрых, и наполнился брачный чертог пирующими.

Вошел царь посмотреть на возлежащих и увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
 
И вот царь, войдя посмотреть на пирующих, увидел там человека, одетого не в праздничное одеяние,

и говорит ему: «друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же промолчал.
 
и спрашивает у него: друг мой, почему ты пришёл сюда не в праздничном одеянии? Но тот промолчал.

Тогда царь сказал служителям: «свяжите ему ноги и руки и выбросьте его во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
 
Тогда царь повелел служителям: свяжите ему ноги и руки и бросьте его в темную яму; там будет плач и скрежет зубов.

Ибо много званных, но мало избранных.
 
Ибо много званных, но мало избранных.

Тогда фарисеи пошли и приняли решение уловить Его в слове.
 
И, отойдя в сторону, фарисеи приняли решение поймать Его на слове,

И посылают учеников своих с иродианами спросить Его: Учитель, мы знаем, что Ты истинен и пути Божию истинно учишь, и не считаешься ни с кем; ибо не смотришь на лицо людей.
 
и подослали к Нему учеников своих вместе с иродианами,1 которые сказали: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и наставляешь воистину на путь Божий, что Ты не лицеприятен и никому из людей не угождаешь.

Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Можно платить подать кесарю, или нет?
 
Так скажи нам: должны ли мы платить подать кесарю, или нет? Как Ты думаешь?

Но Иисус, поняв их лукавство, сказал: что Меня искушаете, лицемеры?
 
Но Иисус, уразумев коварство их, сказал: вы что, испытываете Меня, лицемеры?

Покажите Мне монету, которою платится подать. Они же принесли Ему динарий.
 
Покажите-ка Мне монету, которой платится подать. И когда они подали Ему динарий,

И говорит им: чье это изображение и надпись?
 
Иисус спросил у них: чье это изображение и надпись?

Говорят: кесаря. Тогда говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божие — Богу.
 
Они отвечают Ему: кесаря.2 Тогда Он говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божье — Богу.

И услышав, они удивились и, оставив Его, ушли.
 
Услышав это, они удивились и, оставив Его, отошли.

В тот день подошли к Нему саддукеи, утверждающие, что нет воскресения, и спросили Его:
 
Тем временем саддукеи,3 которые утверждают, что нет воскресения, подошли к Нему и спрашивают у Него:

Учитель, Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть женится на жене его и восстановит семя брату своему».
 
Учитель! Моисей сказал: если кто умрет бездетным, пусть женится брат его на жене его и продолжит род брата своего. (Быт 38:8; Втор 25:5)

Было же у нас семь братьев: и первый, женившись, скончался и, так как от него не было семени, то жену свою он оставил брату своему;
 
Так вот: было у нас семь братьев. Первый, женившись, скончался и, так как у него не было детей, оставил жену свою брату своему.

подобно и второй и третий, до семи;
 
То же самое случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью братьями.

после же всех умерла жена.
 
После всех умерла и жена.

Итак, в воскресение, кого из семи будет она женой? Все, ведь, имели ее.
 
Итак, по воскресении, женой которого из семи она будет? Ведь все семеро обладали ею.

Иисус же ответил им: вы заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией.
 
Иисус же сказал им в ответ: заблуждаетесь вы, не зная ни Писаний, ни могущества Божьего,

В воскресение не женятся, и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небе.
 
ибо по воскресении не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут словно ангелы Божьи на небесах.

А о воскресении мертвых неужели вы не читали сказанного вам Богом:
 
А о воскресении мертвых разве не читали вы сказанного вам Богом:

«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог — не мертвых, но живых.
 
Я — Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова? Ведь Он — Бог не мертвых, а живых. (Исх 3:6)

И услышав, народ изумлялся учению Его.
 
Люди же с изумлением внимали учению Его.

Фарисеи же, услышав, что Он заградил уста саддукеям, собрались вокруг Него.
 
А фарисеи, узнав, что Он посрамил саддукеев, собрались вокруг Него,

И спросил один из них, законник, искушая Его:
 
и один из них, законник, испытывая Его: спросил:

Учитель, какая заповедь большая в Законе?
 
Учитель! Какая заповедь в законе самая главная?

Он же сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумом твоим»:
 
Он же сказал ему: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумом своим. (Втор 6:5)

это — большая и первая заповедь.
 
Это — главнейшая и первая заповедь.

Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
 
Вторая же подобна ей: возлюби ближнего своего как самого себя. (Лев 19:18)

На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки.
 
На этих двух заповедях утверждаются и весь закон, и писания пророков.

Когда же собрались фарисеи, спросил их Иисус:
 
А обступивших Его фарисеев Иисус спросил:

Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
 
что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Они отвечают Ему: Давида.

Говорит им: как же Давид в Духе называет Его Господом, говоря:
 
Тогда Он говорит им: почему же Давид по вдохновению свыше называет Его Господом, говоря:

«Сказал Господь Господу моему: сядь по правую сторону Мою, доколе Я не положу врагов Твоих под ноги Твои»?
 
сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? (Пс 109:1)

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын его?
 
Итак, если Давид называет Его Господом, почему же Он сын ему?

И никто не мог ответить Ему. И с того дня никто уже не посмел задать Ему вопроса.
 
Никто ни слова не мог сказать Ему в ответ; и с того времени никто уже не дерзал спрашивать Его.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[22.1] «вместе с иродианами» — иродиане выступали за сотрудничество с римскими властями.
[22.2] кесарь — греческая форма латинского слова Цезарь; титул римских императоров.
[22.3] «саддукеи» — см. комментарии 3.7. Саддукеи отрицали веру в воскресение из мертвых.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.