От Луки 4 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

Иисус же, полный Духа Святого, возвратился с Иордана и водим был Духом в пустыне
 
И вот, исполненный Духа Святого, Иисус удалился за Иордан и был послан Духом в пустыню,

в течение сорока дней, искушаемый диаволом, и не ел ничего в дни те. И по окончании их, ощутил голод,
 
где сорок дней диавол искушал Его. Иисус же ничего не ел в эти дни и по прошествии их почувствовал сильный голод.

И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, скажи камню этому, чтобы он сделался хлебом.
 
Диавол же сказал Ему: если Ты — Сын Божий, повели этому камню стать хлебом.

И ответил ему Иисус: написано: «Не хлебом одним жив будет человек».
 
И сказал Иисус ему в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но каждое слово Божье. (Втор 8:3)

И возведя Его, показал Ему все царства вселенной во мгновение времени.
 
И, вознеся Его на высокую гору, диавол в одно мгновение показал Ему все царства мира

И сказал Ему диавол: Тебе дам всю эту власть и славу их, потому что мне предана она, и я, кому хочу, даю ее.
 
и сказал Ему: все богатства их я могу дать Тебе и полную власть над ними, потому что она мне передана, и я кому хочу, тому и даю её.

Вот и Ты, если поклонишься мне, всё будет Твое.
 
Итак, если Ты воздашь поклонение мне, всё это будет Твоим.

И ответил ему Иисус: написано: «Поклоняйся Господу Богу твоему, и Ему одному служи».
 
В ответ Иисус сказал ему: написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор 5:9; Втор 6:13)

И повел он Его в Иерусалим и поставил на крыло храма и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз.
 
Тогда диавол перенес Его в Иерусалим и, поставив на крыше храма, говорит Ему: если Ты — Сын Божий, бросься отсюда вниз;

Написано, ведь: «Ангелам Своим заповедует Он о Тебе сохранить Тебя»,
 
ведь написано же: Он поручит ангелам Своим охранять Тебя,

И: «На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею».
 
и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс 90:11−12)

И ответил ему Иисус: сказано: «Не искушай Господа Бога твоего».
 
В ответ сказал ему Иисус: сказано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор 6:16)

И окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.
 
На этом окончились все искушения, и диавол на некоторое время оставил Его.

И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею, и молва о Нем прошла по всей стране,
 
Иисус же возвратился, исполненный могуществом Духа, и молва о Нём разнеслась по всем окрестностям Галилеи,

и учил Он в синагогах их, прославляемый всеми.
 
где Он проповедовал в синагогах, и все прославляли Его.

И пришел Он в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал, чтобы читать.
 
И отправился Он в Назарет, город, где Он вырос; в субботу по обыкновению Своему Он пришёл в синагогу и встал, чтобы читать Писание.

И подали Ему книгу пророка Исаии, и открыв книгу, Он нашел место, где было написано:
 
Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, отыскал то место, где было написано:

Дух Господа на Мне, ибо Он помазал Меня. Послал Меня благовествовать нищим, возвестить пленным освобождение и слепым прозрение, отпустить угнетенных на свободу,
 
на Мне пребывает Дух Господень, Которым Он осенил Меня; Он послал Меня благовествовать бедным, утешать сокрушенных сердцем, возвещать пленным о возвращении и узникам — об освобождении, отпускать порабощенных на волю,

возвестить лето милости Господней.
 
возвещать о благоприятном времени Господнем. (Ис 61:1-2; Ис 58:6)

И закрыв книгу, отдав служителю. Он сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него;
 
Закрыв книгу, Он отдал её служителю и сел; глаза же у всех в синагоге были обращены на Него.

и Он начал говорить им: ныне исполнилось писание это перед вами.
 
И стал Он говорить им о том, что именно теперь исполнилось все, услышанное ими в этом Писании.

И все свидетельствовали Ему и удивлялись словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не сын ли Он Иосифа?
 
Все соглашались с Ним, однако, удивляясь словам о благодати, которая исходит из уст Его, спрашивали: не сын ли Он Иосифа?

И Он сказал им: конечно, вы скажете Мне эту пословицу: «врач, исцели самого себя: сделай и здесь, в отечестве Твоем, то, что, мы слышали, произошло в Капернауме».
 
Он же сказал им: вы, конечно, можете ответить Мне известной пословицей: Врач, вылечи Себя Самого; и сказать: сотвори же здесь, в отечестве Своем, то, что, как мы услышали, было совершено Тобою в Капернауме.

И Он сказал: истинно говорю вам: ни один пророк не бывает принят в отечестве своем.
 
И сказал Он: уверяю вас: нет такого пророка, который был бы принят в отечестве своем.

Поистине же говорю вам: много было вдов во дни Илии в Израиле, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался голод великий по всей земле,
 
И ещё скажу вам: воистину много вдов1 было в Израиле во времена Илии, когда три года и шесть месяцев небо не давало дождя и наступил великий голод на всей земле,

и ни к одной из них не был послан Илия, а только в Сарепту Сидонскую к женщине-вдове;
 
но ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую;

и много было прокаженных в Израиле при Елисее пророке, и ни один из них не был очищен, а только Нееман Сириец.
 
и много прокаженных было в Израиле при пророке Елисее, но ни один из них не был очищен (от проказы), а только Нееман сириец.

И исполнились все ярости в синагоге, услышав это,
 
Услышав это, все пришли в ярость;

и встав, выгнали Его вон из города, и повели до обрыва горы, на которой построен их город, чтобы сбросить Его.
 
выйдя из синагоги, они вывели Иисуса за город и, поднявшись на гору, около которой был основан их город, хотели сбросить Его с обрыва,

Он же, пройдя посреди них, пошел Своим путем.
 
но Он, (невидимо) пройдя среди них, удалился оттуда.

И спустился в Капернаум, город Галилейский; и учил их в субботу,
 
И пришёл Он в Капернаум, один из городов Галилеи, и стал по субботам проповедовать (в синагоге).2

и они изумлялись учению Его, ибо слово Его было с властью,
 
И поражались все учению Его, потому что речь Его казалась вдохновленной свыше.

И в синагоге был человек, имевший духа, беса нечистого, и он вскричал громким голосом:
 
И пришёл в синагогу человек, одержимый духом нечистым, то есть бесом, и вскричал во весь голос:

О! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.
 
ну что Тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Пришёл погубить нас? Знаю, кто Ты — Святой Божий!

И строго сказал ему Иисус: замолчи и выйди из него. И повергнув его посредине, бес вышел из него, ничуть не повредив ему.
 
Но Иисус повелел ему: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув одержимого посреди синагоги, незамедлительно вышел из него.

И напал ужас на всех, и говорили они между собой: что это за слово, которым Он с властью и силой повелевает нечистым духам, и они выходят?
 
Все пришли в изумление и стали спрашивать друг у друга: кто Он такой, что может с властью приказывать духам нечистым, и те выходят?

И расходилась молва о Нем повсюду в окрестной стране.
 
И разошлась молва о Нём по всем окрестным селениям.

Встав же и выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона. Теща же Симона была одержима сильной горячкой, и попросили Его о ней.
 
Выйдя из синагоги, Он пришёл в дом Симона; теща же Симона была охвачена огнем лихорадки, и Ему сказали о ней.

И став над ней. Он запретил горячке, и та оставила ее. И она, тотчас встав, служила им.
 
Встав перед нею, Иисус повелел, чтобы недуг оставил её, и она сразу же поднялась и стала прислуживать им.

На закате же солнца все, у кого были больные различными недугами, привели их к Нему. А Он, возлагая руки на каждого из них, исцелял их.
 
А когда зашло солнце, привели к Нему всех, кто страдал от различных болезней, и Он, возлагая на каждого из них руки Свои, исцелил их.

Выходили же и бесы из многих с криком и говорили: Ты — Сын Божий. И обращаясь к ним со всею строгостью. Он не позволял им говорить, так как они знали, что Он — Христос.
 
Из многих же выходили бесы, крича: Ты — Сын Божий! Но Он запрещал им разглашать, что Он — Христос и что они знают об этом.

С наступлением же дня, Он, выйдя, направился в пустынное место, и народ искал Его и нашел Его, и удерживал, чтобы Он не уходил от них.
 
А на рассвете Он вышел и удалился в пустынное место. Между тем все люди искали Его, и когда нашли, стали упрашивать Его, чтобы Он не уходил от них.

Он же сказал им: и другим городам должен Я благовествовать Царство Божие, потому что для этого Я послан.
 
Он же сказал им: и в других городах Я должен благовествовать о Царстве Божьем, потому что для этого Я и послан.

И проповедывал в синагогах Иудеи.
 
И отправился Он проповедовать в синагогах Галилеи.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[4.1] вдова в Сарепте Сидонской, Нееман сириец — язычники. Именно этим обстоятельством вызвана ярость «правоверных» иудеев, считавших лишь себя избранниками Божьими. (См. 3 Цар. 17.9; 4 Цар. 5.8 — 14).
[4.2] Обращаясь к тексту первых трех с половиной глав Ев. Луки, даже неспециалист отметит резкое отличие этой части Евангелия от остального текста (обилие ветхозаветных цитат, усложненность стилистики, поэтичность, обостренное чувство хронологической точности и т.п.). Вероятно, на стыке 4 -5-й глав автор стал использовать тексты Ев. Матфея и Марка, по неизвестной причине не очень заботясь о сглаживании «острых углов». Так, из контекста 4.31 видно, что здесь говорится о первом посещении Капернаума, однако в 4.23 сказано, что Иисус уже был в Капернауме и совершил там какие-то чудеса, о чем Он и поведал в назаретской синагоге; в 4.38 Иисус приходит в дом Симона Петра, где исцеленная теща Симона стала прислуживать «им», то есть Иисусу с учениками, тогда как знакомство с Симоном и призвание учеников описано лишь в следующей, пятой главе.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.