От Иоанна 13 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

А перед праздником Пасхи, зная, что пришел Его час перейти от мира сего к Отцу, Иисус, возлюбив Своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их.
 
А накануне праздника Пасхи,1 зная, что приближается время, когда Он покинет этот мир и возвратится к Отцу, Иисус, Который любил (учеников) Своих, остающихся в этом мире, до конца раскрыл им силу любви Своей.

И во время вечери, когда диавол уже заронил в сердце Иуды Симонова Искариота намерение предать Его,
 
И вот во время ужина, когда диавол уже склонил сердце Иуды, сына Симона Искариота, к тому, чтобы предать Его,

Он, зная, что Отец всё дал Ему в руку, и что Он от Бога исшел и к Богу идет, —
 
Иисус, зная, что Отец всё предоставил решать Ему Самому и что Он Сам, придя от Бога, к Богу и возвращается,

встает с вечери и снимает одежду. И взяв полотенце, Он опоясался.
 
поднялся из-за стола, снял верхнюю одежду и, взяв полотенце, перепоясался им.

Затем льет воду в умывальницу. И начал мыть ноги учеников и отирать полотенцем, которым был опоясан.
 
Затем, налив воды в таз для омовения, Он стал омывать ноги ученикам Своим и вытирать полотенцем, которым был перепоясан.

Итак, подходит Он к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи, Ты ли мне моешь ноги?
 
2 И так, подходит Он к Симону Петру, а тот говорит Ему: Господи, Тебе ли мыть ноги мои?

Ответил Иисус и сказал ему: что Я делаю. Ты не знаешь теперь, но поймешь потом.
 
В ответ Иисус сказал ему: сейчас ты не догадываешься о том, что Я делаю, но после поймешь это.

Говорит Ему Петр: не умоешь Ты моих ног вовек. Ответил ему Иисус: если не умою тебя, ты не имеешь части со Мною.
 
Петр говорит Ему: да не будет того вовеки, чтобы Ты мыл ноги мои! Иисус же ответил ему: если Я не омою тебя, ты не достоин быть рядом со Мною.

Говорит Ему Симон Петр: Господи, не ноги мои только, но и руки и голову.
 
Симон Петр говорит Ему: Господи, тогда не только ноги омой мне, но и руки, и голову.

Говорит ему Иисус: омытого нет нужды мыть, разве только его ноги, но он чист весь; и вы чисты, но не все.
 
Иисус говорит ему: омытому если и нужно что омыть, то только ноги, ибо он весь чист; и вы чисты, но не все.

Ибо знал Он предающего Его; поэтому сказал: не все вы чисты.
 
Это Он потому сказал: не все вы чисты, — что знал, кто предаст Его.

Когда же Он умыл их ноги и взял одежду Свою и возлег снова, Он сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
 
А когда он омыл ноги их и надел одежду Свою, то вновь сел за стол и сказал им: знаете ли вы, что такое Я сделал вам?

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. Ибо Я действительно Учитель и Господь.
 
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо так оно и есть.

Итак, если Я умыл вам ноги, Я, Господь и Учитель, — и вы должны друг другу умывать ноги.
 
Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.

Ибо Я дал вам пример для того, чтобы, как Я сделал вам, и вы делали.
 
Я подал вам пример, чтобы вы относились друг к другу так же, как и Я отношусь к вам.

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланец не больше пославшего его.
 
Уверяю вас: раб не более значителен, чем господин его, и посланник не более значителен, чем тот, кто послал его.

Если вы это знаете, блаженны вы, когда делаете это.
 
Блаженны вы, если, зная это, вы и поступать будете так же.

Не о всех вас говорю: Я знаю, кого избрал. Но да исполнится Писание: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».
 
Говорю же не о всех вас, ибо Я знаю, кого избрал. Но да сбудутся слова, сказанные в Писании: кто ел хлеб вместе со Мною, тот решил повергнуть Меня. (Пс 40:10)

Говорю это вам уже теперь, прежде чем сбылось, дабы вы уверовали, когда сбудется, что Я Есмь.
 
Говорю вам о том прежде, чем оно сбылось, дабы, когда это сбудется, вы удостоверитесь, что Я Тот, Кто Я есть. (Втор 32:39)

Истинно, истинно говорю вам: если Я кого пошлю, то принимающий его Меня принимает, а Меня принимающий принимает Пославшего Меня.
 
Уверяю вас: кто принимает посланника Моего, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, тот принимает Того, Кто послал Меня.

Сказав это, Иисус был объят волнением в духе, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст Меня.
 
После этого Иисус со скорбью душевной пояснил сказанное: уверяю вас: один из вас предаст Меня.

Смотрели друг на друга ученики, недоумевая, о ком Он говорит.
 
Ученики же, переглядываясь друг с другом, недоумевали, о чём Он говорит.

Возлежал один из учеников Его у груди Иисуса: тот, которого любил Иисус.
 
А рядом с Иисусом сидел один из самых любимых учеников Его,

Делает ему знак Симон Петр и говорит: скажи, кто это, о ком Он говорит.
 
и Симон Петр кивнул ему, (давая понять), чтобы тот разузнал, о ком Иисус говорит.

Он, припав к груди Иисуса, говорит Ему: Господи, кто это?
 
И тот, припав к плечу Иисуса, спросил у Него: Господи, кто он?

Отвечает Иисус: тот, кому Я обмакну и дам этот кусок. Обмакнув кусок, Он берет и дает Иуде, сыну Симона Искариота.
 
Иисус же ответил ему: тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба. И, обмакнув, подал его Иуде, сыну Симона Искариота.

И тогда, после этого куска, вошел в него сатана. Говорит ему Иисус: что делаешь, делай скорее.
 
И как только Иуда (съел) этот кусок, в него вошел сатана. Тогда Иисус говорит ему: делай своё дело скорее.

Но никто из возлежащих не понял, к чему Он сказал ему это.
 
Из сидящих же никто не понял, что Он сказал ему,

Ибо некоторые думали — так как у Иуды был денежный ящик, — что говорит ему Иисус; купи, что нам нужно к Празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
 
а поскольку Иуда носил ящик для пожертвований, то одни подумали, что Иисус велел ему купить то, что нужно для праздника, другие — чтобы он дал что-нибудь нищим.

Взяв кусок, он вышел тотчас. Была ночь.
 
И вот, съев этот кусок хлеба, Иуда вышел: а уже была ночь.

Итак, когда он вышел, говорит Иисус: теперь прославлен Сын Человеческий, и Бог прославлен в Нем.
 
После того как он вышел, Иисус сказал: Сын Человеческий уже прославлен, а чрез Него — и Бог прославлен.

Если Бог прославлен в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и тотчас прославит Его.
 
Если же Бог прославлен чрез Него, то и Бог не замедлит прославить Его Своей славой.

Дети Мои, еще недолго Я с вами. Будете искать Меня, и, как Я сказал Иудеям: «куда Я иду, вы не можете пойти», так и вам говорю теперь.
 
Дети Мои! Недолго Мне осталось быть с вами. Я уже говорил об этом иудеям, а теперь и вам говорю: будете искать Меня, но туда, куда Я пойду, вы не сможете придти.

Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга.
 
Я даю вам новую заповедь: любите друг друга; любите друг друга так, как Я любил вас.

По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
 
И если будет между вами любовь, все будут знать, что вы — Мои ученики.

Говорит Ему Симон Петр: Господи, куда Ты идешь? Ответил Ему Иисус: куда Я иду, ты не можешь теперь последовать за Мною, но последуешь после.
 
Тут Симон Петр спрашивает у Него: Господи, куда Ты пойдешь? Иисус же ответил ему: сейчас ты ещё не можешь последовать за Мною туда, куда Я пойду, но после — последуешь.

Говорит Ему Петр: Господи, почему я не могу за Тобою последовать теперь? Я душу мою за Тебя положу.
 
А Петр говорит ему: Господи: почему я ещё не могу последовать за Тобою? Я жизнь свою готов отдать за Тебя!

Отвечает Иисус: душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: петух не пропоет, как ты отречешься от Меня трижды.
 
В ответ Иисус сказал: ты жизнь свою готов отдать за Меня? Так вот, уверяю тебя: не успеет петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[13.1] накануне праздника Пасхи — из Евангелия недвусмысленно следует, что так называемая «тайная вечеря», на которой было установлено таинство причастия «тела» и «крови» Христа — не совершалась (во всяком случае, автору об этом не известно). Прощальный ужин с учениками накануне Пасхи (ср. стих 29, а также 18.28; 19.14) невозможно отождествить с пасхальной трапезой, о которой согласно друг с другом повествуют синоптические Евангелия. В соответствии с общим «духовным» смыслом Евангелия Иоанна можно догадаться, что, по его мнению, истинная Пасха свершилась на Голгофе, где была принесена истинная жертва за «грехи мира» (ср. «кровь и вода» в 19.34).
[13.2] Первый, к кому подошел Иисус, был Петр. Ноги гостям всегда омывал раб, и Петр возражает против рабского уничижения Иисуса.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.