От Иоанна 3 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

Был человек из фарисеев, имя ему Никодим, начальник Иудейский.
 
И вот один человек, по имени Никодим, фарисей и старейшина иудейский,

Он пришел к Нему ночью и сказал Ему: Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним.
 
однажды ночью пришёл к Иисусу и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, посланный Богом, ибо таких чудес, которые Ты совершаешь, никто не может совершить без помощи Божьей.

Ответил Иисус и сказал ему: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия.
 
В ответ Иисус сказал ему: уверяю тебя: кто вновь не родится,1 тот не сможет увидеть Царства Божьего.

Говорит Ему Никодим: как может человек родиться, будучи стар? Может ли он вторично войти в утробу матери своей и родиться?
 
Никодим говорит Ему: разве может человек родиться, будучи стар? Неужели он может второй раз войти в утробу матери своей и родиться?

Ответил Иисус: истинно, истинно говорю тебе: если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.
 
Иисус же ответил: уверяю тебя: кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божье.

Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
 
Рожденное от плоти — есть плоть, а рожденное от Духа — есть дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: нужно, чтобы вы родились свыше.
 
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вам необходимо вновь родиться.

Ветер, где хочет, веет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так — каждый рожденный от Духа.
 
Дух, как ветер,2 веет где хочет: шум ветра слышишь, а откуда он приходит и куда уходит — не знаешь, так что каждый может быть рожден от Духа.

Ответил Никодим и сказал Ему: как может это быть?
 
В ответ Никодим спросил Его: как это может произойти?

Ответил Иисус и сказал ему: ты — учитель Израильский, и этого не знаешь?
 
Иисус же сказал ему в ответ: ты — учитель народа израильского, а этого не понимаешь?

Истинно, истинно говорю тебе: что мы знаем, о том говорим, и что видели, о том свидетельствуем, и свидетельства нашего вы не принимаете.
 
Уверяю тебя: Я возвещаю о том, что знаю, и свидетельствую о том, что видел, а ты свидетельство Моё не понимаешь.3

Если Я о земном сказал вам, и вы не верите, — как поверите, если скажу вам о небесном?
 
Если Я сказал тебе о земном — и ты не веришь, то как поверишь, если Я скажу тебе о небесном?

И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе.
 
Никто ведь не восходил на небо, кроме Сына Человеческого, Который пребывает на небесах и сошел с небес.

И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесён быть Сын Человеческий,
 
И как Моисей вознес (медного) змея в пустыне, так должен быть вознесен и Сын Человеческий,

чтобы каждый верующий имел в Нем жизнь вечную.
 
чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.4

Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
 
Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал единородного Сына Своего, чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.

Ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.
 
Ведь Бог послал в мир Сына Своего не для того, чтобы осудить мир, но чтобы мир был спасен Им.

Верующий в Него не судится; неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
 
Верующий в Него не будет судим, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего;

А это есть суд, что свет пришел в мир, и возлюбили люди больше тьму, чем свет; ибо были лукавы дела их.
 
осуждение же заключается в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, ибо дела их — злы.

Ибо каждый, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не были изобличены дела его.
 
Ведь каждый, кто творит зло, — ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не были изобличены дела его,

А творящий истину идет к свету, чтобы были явлены дела его, что они в Боге соделаны.
 
а кто творит добро, — идет к Свету, чтобы видны были дела его, ибо они согласно воле Божьей совершаются.

После этого пришел Иисус и ученики Его в Иудейскую землю и там оставался с ними и крестил.
 
После этого Иисус отправился в путь с учениками Своими и, проходя по Иудее, крестил (людей) повсюду.

Крестил и Иоанн в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили и крестились;
 
А Иоанн Креститель пребывал в Еноне, близ Салима, где было достаточно воды, и многие приходили к нему и принимали крещение,

ибо не был еще ввергнут в тюрьму Иоанн.
 
ибо Иоанн ещё не был заключен в темницу.

Возник спор у учеников Иоанна с Иудеями по поводу очищения,
 
Тем временем между иудеями и учениками Иоанна возник спор об очищении,

и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, Который был с тобой по ту сторону Иордана, о Котором ты засвидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
 
и они пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобой на берегу Иордана и о Котором ты свидетельствовал, теперь Сам крестит, и все идут к Нему.

Ответил Иоанн и сказал: не может человек брать на себя ничего, если не дано ему с неба.
 
В ответ Иоанн сказал: человек сам ничего не может предпринять без благословения свыше.

Вы сами о мне свидетельствуете, что я сказал: «я не Христос, но я послан перед Ним».
 
Вы ведь сами слышали мои слова, что я — не Христос, но лишь тот, кто послан пред Ним.

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется голосу жениха. Эта радость моя теперь полна.
 
Жених тот, у кого есть невеста, а друг жениха — это тот, кто стоит рядом и, внимая ему, радуется словам жениха. Вот эта радость и переполняет меня,

Ему должно расти, а мне умаляться.
 
поэтому Ему надлежит возвыситься, а мне — принизиться.

Свыше Приходящий — выше всех; сущий от земли — земной и от земли говорит. С неба Приходящий — выше всех.
 
Он пришёл свыше — и потому превосходит всех; кто рожден из праха земного, прах и есть, и говорит о том, что ему как праху присуще; а Тот, Кто сошел с небес, — превосходит всех.

Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто не принимает.
 
Он свидетельствует о том, что видел и слышал, но многие не принимают свидетельство Его.

Принявший Его свидетельство печатью своею заверил, что Бог истинен.
 
А кто принял Его свидетельство, тот убедился в том, что Бог — источник Истины,

Ибо Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи; ибо не мерою дает Бог Духа.
 
и что Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи и Дух Божий дан Ему без меры,

Отец любит Сына, и всё дал в руку Его.
 
ибо Отец любит Сына и всё отдал во власть Его.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не покоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
 
Уверовавший в Сына наследует Жизнь Вечную, а не верующий в Него — будет лишен Жизни Вечной и гнев Божий падет на него.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[3.1] «кто вновь не родится» — возм. перев.: «кто не родится свыше».
[3.2] «Дух, как ветер» — здесь игра слов, поскольку одно и то же слово означает и «дух» и «ветер».
[3.3] «Я говорю» — досл.: «Мы говорим»; и далее во всем стихе глаголы во множ. числе.
[3.4] в некоторых рукописях: «чтобы каждый верующий имел в Нем...».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.