От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

После этого был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
 
И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.

Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот водоём, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами.
 
В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;1

В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды.
 
под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,

Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоём и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом.
 
ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.2 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.

Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей.
 
И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.

Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: хочешь ли стать здоровым?
 
Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?

Ответил Ему больной: господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоём, когда возмутится вода. А пока я иду, другой раньше меня спускается.
 
Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.

Говорит ему Иисус: встань, возьми постель твою и ходи.
 
Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.

И тотчас стал здоровым человек, и взял постель свою, и начал ходить. А была суббота в тот день.
 
И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.

Поэтому говорили Иудеи исцеленному: сегодня суббота, и нельзя тебе брать постели.
 
Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.

Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым. Он мне и сказал: «возьми постель твою и ходи».
 
А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.

Спросили его: кто этот Человек, Который сказал тебе: «возьми и ходи»?
 
Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?

Исцеленный же не знал, кто Он. Ибо Иисус скрылся, пользуясь тем, что на этом месте была толпа.
 
Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.

После этого нашел его Иисус в храме и сказал ему: вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего.
 
Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой ещё более худшего.

Пошел человек и сказал Иудеям, что здоровым сделал его Иисус.
 
А человек этот пошёл и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.

Потому и начали гнать Иудеи Иисуса, что Он это делал в субботу.
 
И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.

Но Он ответил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
 
Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.

И потому тем более искали Иудеи убить Его, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
 
Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.

Сказал же им Иисус в ответ: истинно, истинно говорю вам: не может Сын творить Сам по Себе ничего, если не видит Отца творящим: ибо, что Он творит, то и Сын творит так же.
 
Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.

Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что Сам творит, и покажет Ему дела больше этих, чтобы вы удивлялись.
 
Отец ведь любит Сына и являет Ему всё, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.

Ибо, как Отец воздвигает мертвых и животворит, так и Сын, кого хочет, животворит.
 
А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.

Ибо и Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну,
 
Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,

чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его.
 
чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.

Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь.
 
Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.3

Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и теперь есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и услышавшие оживут.
 
Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, — оживут,

Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе,
 
ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.

и дал Ему власть суд творить, потому что Он — сын человека.
 
А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;

Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в могилах, услышат голос Его,
 
не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,

и выйдут: сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.
 
и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.

Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня.
 
Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой — справедлив.

Если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.
 
Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Моё не было бы истинным,

Свидетельствует о Мне Другой, и знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне.
 
но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, — истинно.

Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
 
Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.

Не от человека Я принимаю свидетельство, но говорю это, чтобы вы были спасены.
 
Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.

Он был светильник горящий и светящий, и вы хотели недолгое время возликовать при свете его.
 
Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.

Но у Меня свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые дал Мне Отец, чтобы Я совершил их, самые эти дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне, что Отец Меня послал.
 
Моё же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.

И пославший Меня Отец, Он и засвидетельствовал о Мне. Вы и голоса Его никогда не слышали, и вида Его не видели,
 
И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,

и слова Его не имеете, в вас пребывающего, ибо Кого послал Он, Тому вы не верите.
 
и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.

Вы исследуете Писания, потому что думаете в них иметь жизнь вечную. А они и свидетельствуют о Мне.
 
Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.4

И вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
 
Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).

Славы от людей Я не принимаю,
 
Людская слава не нужна Мне,

но Я знаю вас, что любви Божией вы не имеете в себе.
 
да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.

Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня; если другой придет во имя свое, того вы примете.
 
Я пришёл от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.

Как можете вы уверовать, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая от единого Бога, не ищете?
 
Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?

Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть обвинитель на вас — Моисей, на которого вы возложили упование.
 
Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель — Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.

Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо о Мне он написал.
 
Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.

Если же вы его писаниям не верите, как Моим словам поверите?
 
Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[5.1] «пятью навесами» — досл.: «пятью портиками». Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.
[5.2] «вода начинала бурлить» — досл.: «ангел Господень возмущал воду».
[5.3] чтобы уточнить мысль Иисуса, слово «Отец» переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына — Иисуса.)
[5.4] возм. перев.: «вы изучаете Писание, благодаря которому».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.