От Иоанна 7 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

И после этого ходил Иисус по Галилее; ибо по Иудее Он не хотел ходить, потому что Иудеи искали Его убить.
 
После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.

А был близко Иудейский праздник Кущей,
 
А когда наступил иудейский праздник Кущей,

Сказали Ему тогда братья Его: пойди отсюда и иди в Иудею, чтобы и ученики Твои увидели дела Твои, которые Ты творишь;
 
братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.

ибо никто ничего не делает втайне, а хочет сам быть на виду: если Ты это делаешь, яви Себя миру.
 
Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!

Ибо и братья Его не верили в Него.
 
Но сами братья не веровали в Него.

Говорит им на это Иисус: время Мое еще не пришло; а для вас всегда время.
 
На это Иисус сказал им: Моё время ещё не пришло, ваше же время — всегда.

Не может мир ненавидеть вас. Меня же ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его лукавы.
 
Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нём происходит.

Вы пойдите на праздник. Я еще не пойду на этот праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
 
Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Моё ещё не пришло.

И сказав им это. Он остался в Галилее.
 
Сказав это, Он остался в Галилее.

Когда же пошли братья Его на праздник, тогда и Он Сам пошел: не явно, а как бы втайне.
 
Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошёл, однако тайно, скрываясь (ото всех).

Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
 
Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?

И толков было много о Нем в народе. Одни говорили: Он добр; другие говорили: нет, но вводит народ в заблуждение.
 
А среди народа о Нём ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.

Однако, никто открыто не говорил о Нем из страха перед Иудеями.
 
Впрочем, никто открыто не говорил о Нём из-за страха перед иудеями.

Когда праздник был уже на половине, вошел Иисус в храм и учил.
 
Но на третий день праздника1 Иисус пришёл в храм и стал проповедовать.

Удивлялись Иудеи, говоря: каким образом Он знает Писания, не пройдя учения?
 
Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?

Ответил им Иисус и сказал: Мое учение не Мое, но Пославшего Меня.
 
Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Своё учение, но Того, Кто послал Меня.

Если кто хочет творить волю Его, он узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я от Себя говорю.
 
Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.

Говорящий от себя ищет собственной славы: но Ищущий славы Пославшего Его, Тот истинен, и неправды в Нем нет.
 
Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.

Не Моисей ли вам дал Закон? И никто из вас не исполняет Закона. Почему Меня ищете убить?
 
Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?

Ответил народ: бес в Тебе, кто Тебя ищет убить?
 
В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?

Ответил Иисус и сказал им: одно дело Я сотворил, и вы все удивляетесь ему.
 
В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.

Моисей дал вам обрезание, — не то, чтобы оно было от Моисея, оно от отцов, — и в субботу вы обрезываете человека.
 
Но вот Моисей установил вам обрезание, — хотя оно было и до Моисея, ещё при патриархах,2 — и вы в субботу совершаете обрезание.

Если обрезание принимает человек в субботу, чтобы не был нарушен Закон Моисеев, на Меня ли вы злобствуете, что Я всего человека сделал здоровым в субботу?
 
Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?

Не по виду судите, но судите праведным судом.
 
Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.3

Говорили тогда некоторые из Иерусалимлян: не Тот ли это, Кого ищут убить?
 
Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?

И вот Он открыто держит речь, и ничего Ему не говорят. Неужели же воистину узнали начальники, что это — Христос?
 
Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он — Христос?

Но Этого мы знаем, откуда Он. А когда Христос придет, никто не будет знать, откуда Он.
 
Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.

Возгласил тогда в храме Иисус, уча и говоря: и Меня знаете, и знаете, откуда Я, и не от Себя Я пришел, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
 
Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришёл; Того же, Кто послал Меня, — (Бога) истинного — вы не знаете,

Я знаю Его, потому что Я — от Него, и Он Меня послал,
 
тогда как Я знаю Его, ибо Я — от Него, и Он послал Меня.

Искали Его схватить, и никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.
 
Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что ещё не пришло время Его.

Из толпы же многие уверовали в Него и говорили: Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем Этот сотворил?
 
А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?

Услышали фарисеи эти толки о Нем в толпе, и послали первосвященники и фарисеи служителей, чтобы схватить Его.
 
Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нём, послали слуг своих схватить Его.

Тогда сказал Иисус: еще малое время Я с вами, и иду к Пославшему Меня;
 
Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.

будете искать Меня, и не найдете; и, где Я, туда вы не можете пойти.
 
Будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти.

Сказали тогда друг другу Иудеи: куда Он собирается идти, что мы не найдем Его? Не в рассеяние ли среди Еллинов собирается Он идти и учить Еллинов?
 
При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?

Что это за слово, которое Он сказал: вы будете искать Меня, и не найдете; и, где Я, туда вы не можете пойти?
 
Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти?

В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет.
 
В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!

Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой.
 
Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах 14:8)

Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен.
 
А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус ещё не был прославлен.

Некоторые из толпы, услышав эти слова, говорили: это, воистину, пророк.
 
Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;

Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи придет Христос?
 
другие же говорили: Он — Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?

Не Писание ли сказало, что от семени Давидова и из Вифлеема, того селения, где был Давид, придет Христос?
 
Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс 88:4−5; Мих 5:1)

И произошло тогда из-за Него разделение в толпе:
 
И возник о Нём спор среди собравшихся людей.

некоторые из них хотели схватить Его, но никто не наложил на Него рук.
 
Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.

Итак, пришли служители к первосвященникам и фарисеям, и те им сказали: почему вы не привели Его?
 
Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?

Ответили служители: никогда еще так не говорил человек, как говорит Этот Человек.
 
Слуги ответили: ещё ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.

И ответили им фарисеи: неужели и вас ввели в заблуждение?
 
Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?

Разве кто-нибудь из начальников уверовал в Него, или из фарисеев?
 
Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?

Но толпа эта, не знающая Закона: прокляты они.
 
А народ этот проклят: он не знает закона.

Говорит им Никодим, приходивший к Нему раньше (был он один из них):
 
Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:

разве Закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает?
 
разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?

Ответили и сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Исследуй и убедись, что из Галилеи пророк не приходит.
 
В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.4

И отправились каждый в свой дом.
 

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.