От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Учебной Библии МакАртура

Перевод Еп. Кассиана

1 В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.
2 И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,
3 И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.
4 И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.
5 Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.
6 Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.
7 Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.
8 Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.
9 Имеющий уши да слышит.
10 И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?
11 И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;
12 ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
13 Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
15 ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
17 ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.
18 Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.
19 Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.
20 А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;
21 но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.
22 А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.
23 А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.
24 Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;
25 когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.
27 И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»
28 Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»
29 Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
30 Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».
31 Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.
32 Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.
33 Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
34 Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,
35 дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.
36 Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.
37 И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;
38 поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.
39 Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.
40 Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:
41 пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
43 Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.
44 Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.
46 Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
47 Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.
48 Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.
49 Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных
50 и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
51 Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!
52 И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.
53 И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
54 И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?
55 Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
56 И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?
57 И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.
58 И не сотворил там многих чудес по неверию их.

Учебной Библии МакАртура

13:1−52 Это третья из наиболее важных проповедей записанных в Евангелии от Матфея (См. во Введении: Исторические и теологические темы).

13:3 притчами Притчи были обычной формой учения для иудаизма. В греческом, в Септуагинте, слово «притча» встречается 45 раз. Притча — это длинная аналогия, часто облеченная в форму рассказа. До этого момента Своего служения Иисус использовал много выразительных сравнений (ср. 5:13−16), но их смысл был предельно ясен в контексте Его учения. Притчи требовали толкования (ср. ст. 36), и Иисус использовал их для того, чтобы скрыть истину от неверующих, делая ее в то же время понятной для учеников (ст. 11, 12). Если вспомнить служение Иисуса в Галилее, то мы увидим, что Он не говорил с народом иначе, как притчами (ст. 34). Затемнение Иисусом истины для неверующих было одновременно и судом и актом милосердия. Судом это было, потому что Он держал их в темноте, которую они любили (ср. Ин 3:19), но это было и актом милосердия, так как они уже отвергли свет и большее открытие правды только усилило бы их осуждение. См. пояснение к ст. 13.

13:4 при дороге Поля окаймляли вытоптанные прохожими и выжженные солнцем дороги.

13:5 места каменистые Каменистая основа, покрытая очень тонким слоем почвы. Снаружи она выглядит плодородной, но на самом деле слой почвы слишком тонок, чтобы поддерживать корневую систему растений, а каменистое основание не пропускает воду (ст. 21).

13:7 терние Сорная трава, чьи корни все еще оставались в земле после того, как она была вспахана.

13:11 вам дано Здесь Иисус ясно подтверждает, что, с одной стороны, способность понимать истину — это милостивый дар Бога, дающийся свыше лишь избранным (ст. 11). С другой стороны, его лишены, им обойдены нечестивые. Они пожинают естественный плод своего неверия и непослушания — духовную слепоту (ст. 13).
тайны Царствия Небесного Тайны — это истины, которые были в прошлом сокрыты от всех и открылись в Новом Завете. См. пояснения к 1Кор 2:7; 1Кор 4:1; Еф 3:4−5. Многие специфические доктрины Нового Завета называются «тайнами» (например, Рим 11:25; 1Кор 15:51; Еф 5:32; 6:19; Кол 1:26−27; 2Фес 2:7; 1Тим 3:9, 16).

13:13 видя не видят Здесь, скорее всего, Матфей предполагает, что причиной их собственного неверия является духовная слепота. Тем не менее Лк 8:10 подчеркивает инициативу Бога в сокрытии истины от этих неверующих («а прочим в притчах, так что они, видя, не видят и, слыша, не разумеют» — ср. Ис 6:9). Конечно же, и то и другое верно. Однако мы не должны думать, что Бог ослепляет их, потому что испытывает радость от их гибели (ср. Иез 33:11; см. пояснение к 23:37). Это ослепление можно рассматривать как акт милосердия, совершаемый для того, чтобы не увеличивать их осуждение (см. пояснение к ст. 3).

13:14−15 Цитаты из Ис 6:9−10 (см. пояснения там же).

13:17 многие… желали видеть Ср. Ин 8:56; 1Пет 1:9−12.

13:19 слово о Царствии Проповедь о том, как войти в Царствие Небесное, в число спасенных, т.е. Евангелие (ср. «слово примирения» в 2Кор 5:19).
лукавый Это сатана. Ср. 1Ин 5:19. Благая весть никогда не проникает в глубину этих душ и поэтому исчезает с поверхности их разума — таким образом враг похищает ее.

13:20 местах каменистых Некоторые люди совершают очень эмоциональное, поверхностное покаяние, но оно не настоящее. Они остаются заинтересованными до тех пор, пока не нужно чем-то жертвовать, а затем отвергают Христа. См. пояснение к 1Ин 2:19.

13:22 посеянное в тернии Эти люди обращаются ко Христу, но не совершают настоящего покаяния. Они не могут расстаться с любовью к деньгам и миру (Иак 4:4; 1Ин 1:15−17; см. пояснения к 19:16−22).

13:23 доброй земле Как есть три типа почв без плода, а значит и без спасения, так есть три типа хороших плодородных почв. Не все верующие одинаково плодоносны, но приносят плод все (ср. 7:16; Ин 15:8).

13:25 плевелы Возможно, это плевел — тип сорняка, который очень сложно отличить от пшеницы, пока его головка не созреет вполне. В сельском хозяйстве посев плевелов на чьем-либо поле был способом, которым пользовались враги, чтобы полностью уничтожить чьи-либо средства к существованию. Этот пример иллюстрирует попытки сатаны обмануть Церковь путем смешивания своих детей с Божьими, делая иногда невозможным для верующих отличать ложь от истины. Эта притча объясняется в ст. 36−43.

13:32 деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его Растения горчицы, которые растут в Палестине, иногда достигают 15 футов (4,5 м) в высоту — таких размеров достаточно для того, чтобы птицы могли гнездиться на дереве. И это, несомненно, ссылка на некоторые места Ветхого Завета, включая Иез 17:23; Иез 31:6; Дан 4:21, — места, в которых предсказано включение язычников в Царствие Небесное.

13:33 Царство Небесное подобно закваске Здесь Царство Небесное сравнивается с дрожжами. Оно незаметно увеличивается в размерах и пропитывает все, с чем оно соприкасается. Урок, который можно извлечь из этой притчи, такой же, как и в притче о горчичном зерне. Некоторые толкователи предполагают, что закваска почти всегда символизирует в Библии зло (см. пояснение к Мк 8:15) и в этом месте она тоже должна быть связана со злом. Они считают, что закваска — это какое-то влияние зла внутри Царствия Небесного. Но такое понимание искажает слова Иисуса и не соответствует контексту, где Иисус неоднократно описывает Царство Божие как проникающее воздействие.

13:34 и без притчи не говорил им На притяжении всего дальнейшего служения Иисуса в Галилее Его учение состояло только из притчей.

13:35 реченное чрез пророка Пророк в данном случае — это псалмопевец. См. Пс 77:2.

13:37 сеющий Истинным сеятелем семени спасения является Сам Господь. Только Он может дать силу для изменения сердца. Он — Единственный, Который спасает грешников, а вовсе не проповеди и свидетельство верующих (Рим 10:14).

13:43 воссияют, как солнце Ср. Дан 12:3. Верующие уже сияют, так как они имеют Духа Христа и чудную весть о спасении (5:16; 2Кор 4:3−7). Мы воссияем еще больше во славе Царства Христа и вечных небес (Рим 8:16−23; Флп 3:20−21; Откр 19:7−9).

13:44−46 Эти две притчи имеют сходный смысл. Обе изображают спасение, как нечто сокрытое от большинства людей (см. пояснение к ст. 11), но настолько ценное, что люди, которым оно открылось, готовы отдать все, что они имеют, чтобы обладать им.

13:47 неводу Иногда рыбу ловили большой специально утяжеленной сетью, которую тащили по дну озера. Когда такую сеть вытаскивали, ее содержимое нужно было отсортировать. Также и на земле, среди людей, считающих себя верующими, есть и «хорошее» и «худое», которое будет «отсортировано» на суде.

13:49 Ангелы Они служат Богу во время суда (ст. 41; 2Фес 1:7−10).

13:52 выносит из сокровищницы своей новое и старое Ученики не должны были отвергать старое ради нового. Скорее то, что они почерпнули из притчей Иисуса, должно было восприниматься в свете старых истин и наоборот.

13:54 отечество Свое Т.е. Назарет.

13:55 братья Его См. пояснение к 12:46. Тот факт, что Иосиф не упоминается ни в одном из этих мест, скорее всего говорит о том, что он уже умер.

13:57 пророк… в доме своем Эта древняя пословица созвучна современному высказыванию «чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь». Они слишком хорошо знали Иисуса мальчиком и молодым человеком из своего города — из этого они заключили, что Он не представлял из Себя ничего особенного. Стих 58 описывает печальный результат такого отношения (ср. Мк 6:4).

13:58 И не совершил там многих чудес См. пояснение к Мк 6:5.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.