От Матфея 5 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Учебной Библии МакАртура

Перевод Еп. Кассиана

1 Увидев же народ. Он поднялся на гору; и когда сел, подошли к Нему ученики Его.
2 И отверзши уста Свои, Он учил их так:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они будут насыщены.
7 Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими.
10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и злословить и лгать на вас из-за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас.
13 Вы соль земли. Если же соль станет пресной, чем сделать ее соленой? Ни на что она больше не годна, разве только выбросить ее вон, чтобы топтали ее люди.
14 Вы свет мира. Не может укрыться город, расположенный наверху горы.
15 И когда зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме.
16 Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они ваши добрые дела и прославили Отца вашего. Который на небесах.
17 Не подумайте, что Я пришел упразднить Закон или Пророков. Я пришел не упразднить, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: пока не пройдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не пройдет в Законе, пока всё не сбудется.
19 Поэтому, кто упразднит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, малейшим будет назван в Царстве Небесном; а кто исполнит и научит, тот великим будет назван в Царстве Небесном.
20 Ибо говорю вам: если ваша праведность не будет больше праведности книжников и фарисеев, не войдете вы в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что было сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, будет подлежать суду».
22 А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, будет подлежать суду; кто же скажет брату своему: «рака» будет подлежать синедриону, кто же скажет: «глупец», будет повинен геенне огненной.
23 Поэтому, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, —
24 оставь там дар твой перед жертвенником, и иди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с противником твоим без промедления, пока ты с ним на пути, чтобы не предал тебя противник судье, а судья служителю, и не был ты брошен в тюрьму.
26 Истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, доколе не отдашь последнего кодранта.
27 Вы слышали, что было сказано: «Не прелюбодействуй».
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было брошено в геенну,
30 И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби ее и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое пошло в геенну.
31 Было сказано: «Если кто отпустит жену свою, пусть даст ей разводную».
32 А Я говорю вам, что всякий, отпускающий жену свою, кроме как по причине блуда, подвергает ее опасности прелюбодеяния, и кто женится на отпущенной, прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что было сказано древним : «Не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Да будет же слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого — от лукавого.
38 Вы слышали, что было сказано: «Око за око, и зуб за зуб».
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
40 и желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду.
41 И кто принудит тебя идти с ним тысячу шагов, иди с ним две.
42 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего».
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,
45 чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
47 И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники?
48 Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Учебной Библии МакАртура

5:1 — 7:29 Нагорная проповедь предваряет цикл из пяти важных проповедей, записанных в Евангелии от Матфея (см. во Введении: Исторические и теологические темы). Эта проповедь, являясь великолепным изложением закона, резко обличает законничество фарисеев и заканчивается призывом к спасению через настоящую веру (7:13−29). Христос подробно растолковал закон и показал, что полностью его человеку исполнить невозможно (ср. 5:48). Вот должное применение закона в отношении к спасению: он сводит на нет все возможные заслуги человека и оставляет грешникам лишь надежду на Божью милость (ср. Рим 3:19−20; Гал 3:23−24). Христос проникает в глубину закона, показывая, что действительные требования закона выходят далеко за пределы поверхностного значения слов (5:28, 39, 44), и определяет совершенно новый критерий, гораздо выше тех, которые могли представить себе самые скрупулезные исследователи закона до сих пор (5:20). См. пояснения к Лк 6:17−49.

5:1 сел Это обычное положение учителя в то время, когда он учит (ср. 13:1−2; 26:55; Мк 4:1; Мк 9:35; Лк 5:3; Ин 6:3, Ин 8:2). См. пояснение к Лк 4:20.

5:3 Блаженны Буквально это слово означает «счастливый, удачливый, благоприятный». Здесь говорится не о простых поверхностных эмоциях. Христос описывал дарованное свыше благополучие, которое имеют только верующие. Заповеди блаженства показывают, что путь к небесным благословениям совершенно другой, чем тот, по которому обычно идут люди в поисках счастья. Люди ищут счастье в богатстве, развлечениях, всякого рода излишествах и тому подобных вещах. Но истина совершенно в другом. Заповеди блаженства дают Христово описание качеств настоящей веры.
нищие духом Прямая противоположность самоуверенности. Эта фраза говорит о глубоком смирении и осознании своей духовной несостоятельности без Бога. Эти слова описывают тех, кто остро осознают свою потерянность и безнадежность без Божьей милости (ср. 9:12; Лк 18:13). См. пояснение к 19:17.
их есть Царство Небесное См. пояснение к 3:2. Заметьте: уже в первом стихе Нагорной проповеди подчеркивается, что спасение даруется по милости Божией. Христос учил, что Царствие Небесное является даром милости Божией тем, кто осознает свою духовную бедность.

5:4 плачущие Здесь говорится об оплакивании греха, о печали «ради Бога», которая ведет к покаянию во спасение (2Кор 7:10). Утешением для «плачущих» является прощение грехов и спасение (ср. Ис 40:1−2).

5:5 кроткие Кротость является совершенной противоположностью непослушанию. Это не слабость, но предельный самоконтроль, который возможен благодаря силам, данным Духом Святым (ср. Гал 5:23). Слова о том, что «кроткие наследуют землю», процитированы из Пс 36:11.

5:6 алчущие и жаждущие правды Это противоположность самодовольству фарисеев. Этот стих говорит о тех, которые ищут Божией правды, а не своей (Рим 10:3; Флп 3:9). То, что они ищут, наполнит их, т.е. удовлетворит их жажду правильных отношений с Богом.

5:7 ибо они помилованы будут Обратное также верно. Ср. Иак 2:13.

5:8 Бога узрят Не только с помощью веры, но также и в вечности. Ср. Евр 12:14: Откр 22:3−4.

5:9 миротворцы См. в ст. 44−45 более подробно об этом качестве.

5:10 изгнанные Ср. Иак 5:10−11; 1Пет 4:12−14. См. пояснение к Лк 6:22.

5:13 Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Соль одновременно является и предохранителем от гниения и вкусовой добавкой. Нет сомнения в том, что Иисус имел в виду соль именно как предохранитель от гниения. Чистая соль не может утратить своих свойств, но соль, которая обычно встречается в районе Мертвого моря, имеет примеси селенита (гипса) и других минералов и может оказаться пресной или утратившей свойства предохранителя. Такая минерализованная соль могла быть использована лишь для очищения пешеходных дорог от растений.

5:16 светит свет Жизнь в Боге является убедительным свидетельством о спасающей силе Господа. Такая жизнь славит Его. Ср. 1Пет 2:12.

5:17 Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков Мы не должны думать, что Иисус своим учением изменяет или отвергает ветхозаветный закон. Он не дает новых заповедей и не изменяет прежних, но только лишь раскрывает истинный смысл закона Моисеева и других заповедей, данных в Ветхом Завете. Слова «закон и пророков» означают весь Ветхий Завет, а не какие-либо его толкования раввинами.
исполнить Здесь говорится об исполнении пророчеств. Христос указывал на то, что Он являлся исполнением закона во всех его проявлениях. Он исполнил духовный закон, соблюдая его в точности. Он исполнил и формальную сторону закона, будучи воплощением всего, о чем говорил закон. Он исполнил закон суда, олицетворив Божий праведный суд (ср. 12:18, 20).

5:18 доколе не прейдет небо и земля… пока не исполнится все В этом месте Христос подчеркивал богодухновенность и вечную непреложность всего Писания. Он особенно подчеркивал совершенную непогрешимость и абсолютный авторитет Ветхого Завета как Слова Бога — до последней иоты и черты. Это еще раз (см. пояснение к ст. 17) подтверждает, что Новый Завет не должен расцениваться как дополнение или как отмена Ветхого Завета, но как его исполнение и объяснение. Например, все церемониальные требования закона Моисея были исполнены во Христе, и христианам теперь нет нужды соблюдать их (Кол 2:16−17). Но тем не менее ни одна иота или ни одна черта не исчезла из закона; непреложные истины Ветхого Завета остаются — и фактически они лишь более полно открываются нам в свете Евангелия. Они никуда не исчезли из закона — вот что хотел сказать здесь Христос. ни одна иота или ни одна черта «Иота» — это самая маленькая буква в еврейском алфавите. Она изображается легким прикосновением ручки к бумаге. Она похожа на знак ударения или апостроф. «Черта» — это маленькое удлинение на еврейской букве, подобное засечке на гарнитуре современного шрифта.

5:19 малейшим наречется… великим наречется Человек, не следующий в своей жизни Слову Божьему или учащий этому других, «малейшим» будет назван в Царствии Небесном (см. пояснение к Иак 2:10). Определение положения человека в Царстве Небесном находится всецело во власти Бога (ср. Мф 20:23). Иисус провозглашает, что Он не будет считаться с теми, кто не считался с Его Словом. Верующие, которые не послушны Божьим законам, не доверяют им или принижают их, не остаются безнаказанными (см. пояснение к 2Кор 5:10). Тот факт, что нарушители, будучи назваными «малейшими», все же остаются в Царстве, показывает, что Иисус не говорит о потере спасения. Тот же, кто сам соблюдает и правильно научает Божьему Слову, «великим» будет назван в Божьем Царстве. Иисус снова подчеркивает два аспекта: учение и дела. Жители Царства должны утверждать каждую часть Божьего закона как в своем учении, так и в своей жизни.

5:20 если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев С одной стороны, Христос призывал своих учеников к более глубокому, более полному благочестию, чем праведность фарисеев. Фарисейство имело склонность к смягчению внутренних требований закона путем заострения внимания на внешних проявлениях праведности. В последующих стихах Иисус полностью раскрывает духовное значение закона и показывает, что действительная праведность, к которой призывает закон, предполагает в большей степени внутреннее соответствие его духу, чем просто следование его букве.
не войдете в Царство Небесное С другой стороны, Он указывает на то, что спасение невозможно заслужить. Писание неоднократно учит нас, что праведность грешников несовершенна, испорчена (например, Ис 64:6). По этой причине грешники могут быть оправданы лишь совершенной праведностью Бога, которая вменяется в праведность уверовавшим в Него (Быт 15:6; Рим 4:5).

5:21−22 Вы слышали… А Я говорю вам См. ст. 27, 31, 33, 38, 43. Это цитаты из Исх 20:13; Втор 5:17. Христос не изменял слов закона ни в одном из этих мест Писания. Он скорее исправлял то, что они «слышали», т.е. трактовку закона раввинами (см. пояснение к ст. 38).

5:22 «рака» Буквально это означает «пустой человек», или «пустоголовый». Христос говорит, что источником злословия являются те же греховные эмоции (злоба, ненависть), которые в конце концов приводят к убийству. Такое отношение запрещено законом, и поэтому человек, оскорбивший другого, настолько же виновен, как и убийца. геенне Понятие пошло от долины сынов Еннома, находящейся к юго-западу от Иерусалима. Ахаз и Манассия во время своего правления разрешали совершать там человеческие жертвоприношения (2Пар 28:3; 2Пар 33:6), и поэтому долина стала называться долиною смерти (Иер 19:6). Во времена Иисуса в том месте находилась свалка мусора, где постоянно горел огонь. Таким образом, эта долина являлась подходящим образом для вечного огня.

5:25 Мирись… скорее Иисус призывает к быстрому примирению — даже если это потребует какого-либо самопожертвования. Лучше остаться обиженным, чем позволить возникнуть распрям, которые пятнают Христа, между братьями по вере (1Кор 6:7). соперник Здесь говорится о сопернике на судебном процессе. темницу Тюрьмы для должников, где они могли отработать свой долг.

5:27 Цитата из Исх 20:14; Втор 5:18.

5:29 вырви его и брось от себя Иисус не пропагандировал членовредительство (так как это не искоренит из нас похоть, которая, по сути, является проблемой сердца). Он использовал гиперболу, чтобы проиллюстрировать серьезность греховных похотей и вожделений. Смысл этой гиперболы в том, что человеку будет «легче» (ст. 30) перенести потерю одного из членов своего тела, чем нести на себе вечные последствия совершённого греха. Грех должен искореняться полностью, так как он ведет к смерти.

5:31 сказано См. пояснения к Втор 24:1−4. Раввины очень вольно толковали это место Писания. Они обращались к Втор 24:1−4, чтобы просто соблюсти бумажные формальности, когда кто-либо хотел развестись (см. пояснение к 19:7). Таким образом, они ошибочно считали, что мужья могут требовать развода по любому поводу, достаточно им было дать «разводное письмо». Моисей предоставил это положение для защиты разведенных женщин (см. пояснения к 19:7−9), но совсем не для того, чтобы оправдать или узаконить развод по любому поводу.

5:32 кроме вины прелюбодеяния См. пояснение к 19:9. Развод был разрешен лишь в случае супружеской неверности. Стих Лк 16:18 также должен рассматриваться в свете этого места.
подает... повод прелюбодействовать Допускается, что разведенные люди могут вновь состоять в браке. Если же причиной развода не являлась супружеская неверность, то всякий повторный брак будет считаться прелюбодеянием, так как Бог не признает развод. Подробнее о разводе см. пояснение к 1Кор 7:15.

5:33 не преступай клятвы Это наставления из Лев 19:12; Чис 30:2; Втор 23:21, 23.

5:34 не клянись вовсе Ср. Иак 5:12. Это место не должно быть воспринято, как осуждение клятвы во всех обстоятельствах. Сам Бог скрепил Свое обещание клятвой (Евр 6:13−18; ср. Деян 2:30). Сам Христос говорил под присягой (26:63−64). При определенных обстоятельствах закон разрешает клятвы (например, Чис 5:19, 21; Чис 30:2−3). Здесь Христос запрещает легкомысленное, необдуманное или небрежное употребление клятв в повседневной речи. Иудеи часто использовали клятвы для обмана. Чтобы заставить собеседника поверить, что все сказанное — правда, иудеи клялись «небом», «землею», «Иерусалимом» или своей «головою» (ст. 34−36), но не Богом, надеясь таким образом избежать Божьего наказания за свою ложь. Однако все вышеперечисленное создано Богом, поэтому эти клятвы касались и Его, следовательно, и вина перед Богом была такой же, как если бы в клятве употреблялось непосредственно Его имя. Христос говорил, что наша речь должна быть такой, как если бы мы находились под присягой (ст. 37).

5:38 око за око Этот принцип был установлен законом, чтобы ограничить возмездие до справедливого предела (Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21). Его целью была проверка соответствия наказания преступлению. Но этот принцип никогда не одобрял личной мести. Тут мы снова (см. пояснения к ст. 17−18) видим, что Иисус никак не искажает истинного значения закона. Он только лишь объясняет и подтверждает истинную сущность закона.

5:39 не противься злому Как ст. 38, это место касается лишь личного возмездия, но не преступления или военной агрессии. Иисус говорит о применении этого принципа в случае оскорбления чьего-либо достоинства (ст. 39), судебного процесса, цель которого — овладение чужим имуществом (ст. 40), посягательства на личную свободу (ст. 41), нарушения чьих-либо прав собственности (ст. 42). Он призывал к полному отказу от всех личных притязаний.

5:41 принудит Это слово означает «заставит, применяя физическую силу». Пример такого же принуждения мы находим в Новом Завете, когда римские солдаты «заставили» Симона Киринеянина нести крест Иисуса (27:32).

5:43 люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего Первая часть этого повеления находится в законе Моисея (Лев 19:18). Вторая часть выражает применение этой заповеди из Ветхого Завета книжниками и фарисеями. Применение, о котором говорит Иисус, совершенно другое: любовь к своему ближнему должна распространяться и на тех ближних, которые являются врагами (ст. 44). И опять здесь нет совершенно никаких новшеств, так как еще в Ветхом Завете говорилось, что Божий народ должен творить добро своим врагам (Притч 25:21).

5:44−45 любите врагов ваших… да будете сынами Отца вашего Небесного Здесь четко указывается, что Божья любовь распространяется даже на Его врагов. Всеобъемлющая любовь Бога ярко проявляется в благословениях, которые Он посылает независимо от чего-либо. Богословы говорят о ней, как о «милости для всех». Ее нужно отличать от той вечной любви, которую Бог приготовил для избранных (Иер 31:3), но она тем не менее является искренней и добровольной (ср. Пс 144:9).

5:46 мытари Это вероломные израильтяне, нанимаемые римлянами за деньги, чтобы собирать подати с других евреев. Они стали символизировать самых плохих людей. Ср. 9:10−11; 11:19; 18:17; 21:31; Мк 2:14−16; Лк 5:30; Лк 7:25, 29, 34; Лк 18:11−13. Матфей был одним из них (см. пояснения к 9:9; Мк 2:15).

5:48 будьте совершенны Христос устанавливает недосягаемый образец. Он воплощает в Себе все требования, предъявляемые законом (Иак 2:10). Хотя полностью соответствовать этим требованиям невозможно, Бог не может снизить их, не ставя под угрозу Свое совершенство. Он, Который совершенен, не может установить несовершенный образец праведности. Удивительная весть Евангелия состоит в том, что Христос достиг этого образца ради нас (см. пояснение к 2Кор 5:21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.