От Луки 15 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Учебной Библии МакАртура

Перевод Еп. Кассиана

1 Приближались же к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 И роптали фарисеи и книжники, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 И сказал Он им такую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не покидает девяноста девяти в пустыне и не идет за пропавшей, доколе не найдет ее?
5 И найдя, он берет ее на плечи радуясь,
6 и придя к себе в дом, созывает друзей и соседей и говорит им: «порадуйтесь со мной, потому что я нашел овцу мою пропадавшую».
7 Говорю вам, что так на небе радость будет больше об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, которые не нуждаются в покаянии.
8 Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажигает светильника и не метет дома и не ищет усердно, доколе не найдет?
9 И найдя, она созывает подруг и соседок и говорит: «порадуйтесь со мной, потому что я нашла драхму, которую потеряла»,
10 Так, говорю вам, бывает радость пред ангелами Божиими об одном грешнике кающемся.
11 И Он сказал: у одного человека было два сына,
12 и сказал младший из них отцу: «отец, дай мне причитающуюся мне часть состояния». И он разделил между ними имение.
13 И спустя немного дней, собрав всё, младший сын уехал в страну далекую и там расточил свое состояние, живя разгульно.
14 И когда он истратил всё, настал сильный голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из граждан той страны, и тот послал его на свои поля пасти свиней.
16 И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, и никто не давал ему.
17 И придя в себя, он сказал: «у скольких работников отца моего хлеб в изобилии, а я здесь погибаю от голода.
18 Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец, согрешил я против неба и пред тобою;
19 я больше не достоин называться твоим сыном; поступи со мной, как с любым из твоих работников».
20 И он встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и побежав, пал на шею ему и поцеловал его.
21 И сказал ему сын: «отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном».
22 И сказал отец рабам своим: «скорее достаньте лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги,
23 и приведите нашего откормленного теленка, заколите, будем есть и веселиться,
24 ибо этот сын мой мертв был и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
25 А сын его старший был в поле; и когда, возвращаясь, приблизился к дому, услышал он музыку и пляску;
26 и призвав одного из слуг, он спрашивал, что бы это могло значить.
27 И тот сказал ему: «брат твой пришел, и заколол отец твой нашего откормленного теленка, так как принял его здоровым».
28 Он рассердился и не хотел войти. И отец его вышел и стал просить его.
29 А он ответил отцу: «вот, я столько лет служу тебе, и никогда заповеди твоей не преступал, и мне ты никогда не дал козленка, чтобы повеселиться мне с друзьями моими,
30 А когда пришел сын твой этот, проевший твое имение с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка».
31 Он же сказал ему: «дитя мое, ты всегда со мною, и все мое — твое,
32 но надо было возвеселиться и возрадоваться тому, что брат твой этот мертв был и ожил, пропадал и нашелся».

Учебной Библии МакАртура

15:1 мытари и грешники См. пояснения к 14:21; Мф 5:46; Мф 21:32. Несмотря на трудность восприятия проповедей Христа (14:25−35), изгои общества тянулись к Нему, в то время как иудейские вожди все более и более укреплялись в желании убить Его. Ср. 1Кор 1:26−29.

15:2 роптали Буквально «сильно ворчали», «выражали недовольство» в толпе. Их ропот вызвал три притчи, предназначенные для иллюстрации радости Бога о покаянии грешников.
Он принимает грешников Эта фраза — ключ к трем последующим притчам. Христос не стыдился того, что Его знали как «друга мытарям и грешникам» (7:34).

15:4 не пойдет за пропавшею Обе первые притчи характеризуют Бога как проявляющего инициативу в поиске грешников. Раввины учили, что Бог примет грешников, которые досточно ревностно добиваются Его прощения, но здесь Бог Сам ищет грешника (см. пояснение к 19:10). На Ближнем Востоке пастух отвечал за каждую овцу. Он обязывался перед своим хозяином следить за тем, чтобы ни одна из них не поранилась, не потерялась или не погибла (ср. Мф 18:11−14).

15:5 возьмет ее на плечи свои Пример любящего пастыря. Ср. Ин 10:11; Пс 23:1. с радостью Самой характерной особенностью всех трех притчей является радость о возвращении потерянного (ст. 7, 10, 32).

15:7 на небесах... радости Ссылка на радость Самого Бога. Было недовольство на земле, среди фарисеев (ст. 2), но была великая радость Бога и среди ангелов (ст. 10).
не имеющих нужды в покаянии Т.е. тех, кто считают себя праведными (ср. 5:32; 16:15; 18:9).

15:8 драхм Драхма была греческой монетой, приблизительно равной римскому динарию (см. пояснение к Мф 22:19).
не зажжет свечи В типичном однокомнатном доме не было окон.
мести комнату Здесь показывается тщательность поиска.

15:11−12 Притча о блудном сыне — самая знакомая и самая любимая из всех притч Христа. Она одна из самых длинных и самых подробных притчей. И, в отличие от большинства притчей, в ней содержится не одно наставление. Блудный сын является примером глубинного покаяния. Старший брат характеризует греховность самоправедности, предубеждения и безразличия фарисеев к кающемуся грешнику. А образ отца представляет Бога, жаждущего прощать и страстно желающего возвращения грешника. Основной характерной чертой притчи, как и двух других притчей этой главы, является радость Бога и торжество, наполняющее небеса при покаянии грешника.

15:12 дай мне следующую мне часть имения Потрясающее требование, равносильное заявлению, что он бы хотел, чтобы его отец умер. У него не было права ни на какое наследство, поскольку его отец все еще жил. Однако отец милостиво исполнил его просьбу, отдавая ему всю предназначенную ему долю, которая, вероятно, составляла третью часть всего имения, так как старшему брату по праву первородства (Втор 21:17) полагалась двойная доля. Этот поступок характеризует тех грешников, связанных родством с Богом Отцом через творение, которые отказываются от всяких отношений с Ним и теряют свои преимущества, выбирая вместо этого жизнь греховного потакания своим желаниям.

15:13 собрав всё Очевидно, блудный сын взял свою часть в виде легко реализуемого имущества и ушел, оставляя своего отца и направляясь в жизнь, полную порока и греха.
живя распутно Это не просто расточительность, но также и чрезмерная распущенность (ст. 30). Переведенное греческое слово для «блудный» имеет значение «распутный», «развратный» и передает мысль о крайне развращенном образе жизни.

15:15 пасти свиней Это было самым худшим видом падения, которое могли себе представить иудеи: свиньи для иудеев представлялись омерзительнейшими из всех нечистых животных.

15:16 он рад был наполнить чрево свое рожками Т.е. стручками рожкового дерева, применявшимися для корма свиней, но практически неудобоваримыми для людей. Другими словами, он не ел ту же пищу, что и свиньи, только потому, что ему не разрешали.
но никто не давал ему Он даже не мог зарабатывать себе на жизнь, собирая милостыню. Трудно себе представить более безнадежное положение. Итак он символически изображает отдаленного от Бога грешника, беспомощного в своей безысходности.

15:17 Придя же в себя Т.е. образумившись. Когда его непрестанное согрешение привело его к банкротству и голоданию, он научился здраво думать. В этом положении у него появилась возможность получить спасение (см. пояснения к Мф 5:3−6).

15:18 скажу ему Он тщательно обдумал, что он скажет, и учел все возможные последствия своего покаяния (ст. 19).
согрешил против неба Эвфемизм, означающий, что он согрешил против Бога. Он не только осознал бесполезность своего положения, он также понял серьезность своих прегрешений против отца.

15:20 увидел его отец его Ясно, что отец ждал и надеялся на возвращение своего сына.
побежав Очевидны рвение отца и радость от возвращения сына. Это — изумительное качество Бога, которое выделяет Его из всех ложных богов, придуманных людьми и бесами. Он не безразличен и не враждебен, но по сущности является Спасителем, страстно желающим видеть покаяние грешников и радующимся, когда они каются. См. пояснения к 1Тим 2:4; 4:10. От Быт 3:8 до Откр 22:17, от грехопадения до осуществления брачных отношений Христа с Невестой, Бог стремился и будет стремиться спасать грешников, каждый раз радуясь покаянию и обращению грешника.

15:21 Обратите внимание, что не закончил еще сын свои отрепетированные слова покаяния, как отец прервал его, чтобы даровать прощение. Это характеризует Божье стремление прощать.

15:22 отец сказал Без единого слова упрека за прошлое отец изливает свою любовь на сына и выражает свою радость: что было потеряно — нашлось. Каждый из даров отца говорил что-то особенное о принятии им сына.
одежду Сберегавшуюся для почетного гостя.
перстень Символ власти.
обувь Обычно рабы не носили ее, поэтому это выражало полное восстановление его прав сыновства.

15:23 откормленного теленка Теленок предназначался только для самых особых случаев — жертвоприношения или пира по случаю большого праздника. Все это (ст. 22−23) символизирует обилие благословений спасения (ср. Еф 1:3; Еф 2:4−7).

15:25 Старший... сын Он символизирует собой фарисея — религиозного лицемерного человека, который находится близко к месту пребывания Отца (в храме), но у него нет осознания греха, нет настоящей любви к Отцу (чтобы разделить с Ним радость), и он не проявляет интереса к кающимся грешникам.

15:28 осердился Здесь проводится параллель с недовольством, которое выражали книжники и фарисеи (ст. 2).

15:29 никогда не преступал приказания твоего Едва ли это так, ведь здесь сын проявил очевидное неуважение к своему отцу, выраженное в его отказе участвовать в великой отцовской радости. Это вскрывает греховность слов всех религиозных лицемеров. Они не способны признать свои грехи и покаяться (см. пояснения к Мф 9:12−13; 19:16−20).Критическое замечание старшего сына отдает тем же духом, что и слова фарисея в 18:11.
ты никогда не дал мне и козленка По-видимому, все годы службы отцу им исключительно сильно двигала заинтересованность в том, что он может получить для себя. Для общественного мнения это самоправедное поведение сына было более приемлемо, чем распущенность младшего брата, но оно было не менее оскорбительным для отца, и в нем необходимо было покаяться.

15:30 этот сын твой Выражение глубокого презрения (ср. «этот мытарь» в 18:11). Он не мог заставить себя говорить о нем «мой брат».

15:31 все мое твое Наследство уже было разделено (ст. 12). Буквально все, что имел отец, было собственностью старшего сына. И все же старший сын завидовал даже любви, которую отец проявил к блудному сыну. У фарисеев и книжников был свободный доступ ко всем богатствам Божьей истины. Они проводили свою жизнь, имея дело с Писанием и общественным богослужением, — но они никогда по-настоящему не владели ни одним из сокровищ, которыми пользуется кающийся грешник.

15:32 о том надобно было радоваться Здесь подводится итог и выражается суть всех трех притчей. брат твой См. пояснение к ст. 30.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.