От Марка 14 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Комментарии МакДональда

Перевод Еп. Кассиана

1 А через два дня была Пасха и Опресноки; и искали первосвященники и книжники, как бы Его взять хитростью и убить;
2 ибо они говорили: не в праздник, чтобы не было возмущения в народе.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, пришла женщина с алебастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного. Разбив сосуд, она стала возливать Ему на голову.
4 Некоторые же в негодовании говорили друг другу: к чему эта трата мира?
5 Ведь миро это можно было бы продать больше чем за триста динариев и дать нищим. И строго выговаривали ей.
6 Иисус же сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Доброе дело сделала она Мне.
7 Ибо нищих вы всегда имеете с собою и, когда хотите, можете им благотворить. Меня же не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: заранее помазала тело Мое для погребения.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие во всем мире, и о том, что сделала она, будут говорить в воспоминание о ней.
10 И Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему денег. И он искал, как бы при удобном случае предать Его.
12 И в первый день Опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: куда велишь нам пойти приготовить Тебе вкусить пасху?
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: идите в город; и встретит вас человек с кувшином воды; последуйте за ним.
14 И куда он войдет, скажите хозяину дома: «Учитель говорит: где покой Мой, в котором Я вкусил бы пасху с учениками Моими?»
15 И он вам покажет горницу большую, убранную, готовую; там приготовьте нам.
16 И отправились ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17 наступлением вечера Он приходит с Двенадцатью.
18 И когда возлежали они и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас предаст Меня: он ест со Мною.
19 Они начали скорбеть и говорить Ему, один за другим: не я ли?
20 Он же сказал им: один из Двенадцати, обмакивающий со Мной в одно блюдо.
21 Ибо Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается. Лучше было бы не родиться человеку тому.
22 И когда они ели, Он, взяв хлеб, благословив, преломил и дал им и сказал: возьмите, это есть тело Мое.
23 И взяв чашу, возблагодарив, дал им; и пили из нее все.
24 И Он сказал им: это есть кровь Моя, кровь завета, изливаемая за многих.
25 Истинно говорю вам, что не буду больше пить от плода лозы виноградной до того, когда буду пить его новым в Царстве Божием.
26 И воспев хвалебную песнь, вышли на гору Масличную.
27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь, ибо написано: «Поражу пастыря, и будут рассеяны овцы»;
28 но по восстании Моем Я предварю вас в Галилее.
29 Петр же сказал Ему: хотя бы и все соблазнились, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты сегодня, этой ночью, прежде чем дважды пропоет петух, трижды от Меня отречешься.
31 Он же с еще большей силой говорил: хотя бы надлежало мне умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Так же и все говорили.
32 И приходят в местность, по имени Гефсимания. И говорит Он ученикам Своим: посидите здесь, а Я тем временем помолюсь,
33 И берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна. И начал Он ужасаться и томиться.
34 И говорит им: объята скорбию душа Моя до смерти; побудьте здесь и бодрствуйте.
35 И пройдя немного вперед, повергался на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его этот час;
36 и говорил: Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу эту мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37 И приходит и находит их спящими, и говорит Петру: Симон, ты спишь? Не смог ты один час пободрствовать?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39 И вновь пошел и помолился и сказал то же слово.
40 И снова придя, нашел их спящими, ибо их глаза отяжелели; и не знали они, что Ему ответить.
41 И приходит в третий раз и говорит им: что же, вы спите и почиваете? Довольно, пришел час; вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Вставайте, идем. Вот, предающий Меня близко.
43 И тотчас, пока Он еще говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 А предающий Его дал им условный знак, сказав: Кого я поцелую. Он и есть; возьмите Его и ведите под надежной стражей.
45 И придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! и поцеловал Его.
46 Они же наложили руки на Него и взяли Его.
47 А один из стоявших тут, выхватив меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо.
48 И сказал им Иисус в ответ: как на разбойника вышли вы с мечами и кольями задержать Меня;
49 каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не взяли Меня; но да исполнятся Писания.
50 И оставив Его, бежали все.
51 И некий юноша следовал за Ним, завернутый в покрывало по нагому телу. И хватают его.
52 Он же, оставив покрывало, нагой убежал.
53 И отвели Иисуса к первосвященнику; и сходятся все первосвященники и старейшины и книжники.
54 И Петр издали последовал за Ним, до самого двора первосвященника; и сидел со служителями и грелся у огня.
55 Первосвященники же и весь синедрион искали против Иисуса свидетельства, чтобы предать Его смерти, и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства эти не совпадали.
57 И некоторые встав лжесвидетельствовали против Него, говоря:
58 мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм этот, рукотворенный, и в три дня воздвигну другой, нерукотворенный».
59 Но и их свидетельства не совпадали между собой.
60 И первосвященник, став посредине, спросил Иисуса: Ты не отвечаешь ничего? Что они против Тебя свидетельствуют?
61 Он же молчал и не ответил ничего. Снова первосвященник спрашивал Его и говорит Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус же сказал: Я; и вы увидите Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего с облаками небесными.
63 Первосвященник же, разодрав одежды свои, говорит: какая нам еще нужда в свидетелях?
64 Вы слышали хулу! Как вам кажется? И все осудили Его, признав повинным смерти.
65 И начали некоторые плевать на Него и закрывать Ему лицо и заушать Его и говорить Ему: прореки. И служители осыпали Его ударами.
66 И когда Петр был внизу во дворе, подходит одна из служанок первосвященника
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, говорит: и ты с Назарянином был, с Иисусом.
68 Но он отрекся, говоря: я не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор.
69 И служанка, увидев его, начала снова говорить присутствующим: этот из них.
70 Он же стал снова отрекаться. И спустя немного, присутствующие снова стали говорить Петру: поистине ты из них; ты, ведь, и Галилеянин.
71 Он же начал усиленно клясться: не знаю Человека Этого, о Ком говорите.
72 И тотчас вторично пропел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды от Меня отречешься. И начал плакать.

Комментарии МакДональда

VII. СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ СЛУГИ (Гл. 14−15)

А. Заговор убить Иисуса (14:1−2)

Это была среда той роковой недели. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи, возвещающему о начале семи дней праздника Опресноков. Религиозные вожди были полны решимости погубить Господа Иисуса, но не хотели делать этого во время религиозных праздников, потому что многие в народе все же считали Иисуса пророком.

Хотя первосвященники и книжники решили не убивать Его в праздник, Божественное провидение распорядилось за них, и Пасхальный Агнец Божий был убит именно в это время (см. Мф 26:2).

Б. Иисус помазан маслом в Вифании (14:3−9)

Как ювелир помещает бриллиант на черном бархате, так Дух Святой и Его земной писатель Марк умело подчеркнули сияние любви женщины к нашему Господу на фоне зловещего заговора религиозной верхушки и предательства Иуды.

14:3 Симон прокаженный устроил угощение в честь Спасителя, возможно, в благодарность за исцеление. Не названная женщина (возможно, Мария из Вифании, Ин 12:3) обильно возлила Ему на голову драгоценное благовоние. Как велика была ее любовь к Иисусу!

14:4−5 Некоторые из гостей подумали, что это было ужасное расточительство. Она поступила безрассудно и понесла большие убытки. Почему она не продала аромат и не раздала деньги нищим? (Триста динариев составляли годичный заработок.) Люди и сейчас думают, что отдать Господу один год жизни — это расточительство. Насколько большим расточительством сочли бы они предоставление Господу всей своей жизни!

14:6−8 Иисус запретил им роптать. Женщина использовала свою счастливую возможность воздать честь Спасителю. Если они так заботятся о нищих, то у них всегда будет возможность помогать им, ибо нищих всегда имеете с собою. Господь же скоро умрет и будет похоронен. Эта женщина проявила свою любовь как могла. Может, она не сможет позаботиться о Его теле после смерти, поэтому она доказала свою любовь, пока Он еще был жив.

14:9 Аромат этих благовоний достиг нашего поколения. Иисус сказал, что о ней будут помнить во всем мире. О ней помнят — благодаря записи в Евангелии.

В. Предательство Иуды (14:10- 11)

Женщина высоко ценила Спасителя. В противоположность ей Иуда, который прожил с Господом Иисусом Христом, как минимум, один год и ничего, кроме милости, не получал от Него, ценил Его невысоко. Сейчас он проник к первосвященникам и заверил их, что предаст Сына Божьего в их руки. Они с радостью ухватились за его предложение, пообещав уплатить за его предательство. Теперь оставалось продумать детали.

Г. Подготовка к Пасхе (14:12−16)

Хотя нет уверенности в точности хронологии, мы, вероятно, подошли сейчас к четвергу пасхальной недели. Ученики едва ли понимали, что эта Пасха станет исполнением и кульминацией всех пасхальных праздников, которые когда-либо проводились. Они спросили у Господа, где Он укажет им проводить Пасху. Он посылает их в Иерусалим с указанием найти человека, несшего кувшин воды, — редкое зрелище, потому что обычно кувшины носили женщины. Этот человек проведет их в нужный дом. Затем они должны попросить хозяина показать им комнату, в которой Учитель мог бы есть Пасху со Своими учениками.

Удивительно наблюдать, каким образом Господь выбирает и распоряжается. Он действует как полновластный Правитель людей и собственности.

Прекрасно также видеть отзывчивые сердца, которые предоставляют в Его распоряжение себя и свою собственность. Какое это благо для нас, если мы охотно предоставляем Ему мгновенный доступ к каждой комнате нашей жизни!

Д. Иисус предсказывает, что будет предан (14:17−21)

В тот же вечер Иисус приходит с двенадцатью в приготовленную горницу. Когда они возлежали и ели, Иисус объявил, что один из учеников предаст Его. Они все признали испорченность своей природы. Со здравым недоверием к самому себе каждый спрашивал, не виновен ли он. Затем Иисус раскрыл предателя как человека, который обмакивает с Ним хлеб в мясной соус, — то есть кому Он дал кусок хлеба. Сын Человеческий идет к Своей смерти, как предсказано, сказал Иисус, но гибель предающего Его будет ужасна. Фактически лучше было бы тому человеку не родиться.

Е. Первая Вечеря Господня (14:22−26)

14:22−25 Взяв хлеб, Иуда ушел в ночь (Ин 13:30). Тогда Иисус учредил то, что нам известно как Вечеря Господня. Ее прекрасное значение сводится к трем словам: (1) Он взял — человеческий облик на Себя; (2) преломил — Ему предстояло быть ломиму на кресте; (3) дал — отдал Себя за нас.

Хлеб означает Его отдаваемое Тело, чаша — Его пролитую Кровь. Своей Кровью Он утвердил Новый Завет. Для Него более не будет праздников до Его возвращения на землю и установления Царства.

14:26 Затем они воспели гимн — вероятно, отрывок из Псалмов 113−118. Затем они вышли из Иерусалима через Кедрон на гору Елеонскую.

Ж. Самоуверенность Петра (14:27−31)

14:27−28 По пути Спаситель предупредил учеников, что в предстоящие часы все они устыдятся Его и побоятся признаться, что они Его последователи. Исполнится предсказанное Захарией: пастырь будет поражен, а Его овцы рассеются (Зах 13:7). Но, по милости Своей, Он заверил их, что не отречется от них: после Своего воскресения из мертвых Он будет ожидать их в Галилее.

14:29−30 Петра возмутила мысль об отречении от Господа. Может, другие отрекутся, но он — никогда! Иисус исправил его «никогда» на «скоро». Прежде нежели дважды пропоет петух, Петр трижды отречется от Спасителя.

14:31 «Это абсурдно, — воскликнул Петр. — Я скорее соглашусь умереть, нежели отрекусь от Тебя!» Петр был не единственный, кто так шумно хвастался. Все говорили так же поспешно и самоуверенно. Давайте всегда помнить об этом, потому что мы ничем не отличаемся от них. Мы должны знать о трусости и слабости наших сердец.

З. Борение в Гефсимании (14:32−42)

14:32 Земля погрузилась во тьму. Ночь четверга переходила в утро пятницы. Когда они пришли в огражденное место, называемое Гефсимания,Иисус оставил восемь учеников у входа.

14:33−34 Он взял с Собой в глубь сада Петра, Иакова и Иоанна. Там, молясь о предстоящем принесении Себя в жертву за нас, Он испытал превосходящую силы тяжесть на Своей святой душе. Мы не способны уразуметь, что означало для Него, безгрешного, соделаться за нас грехом. Он оставил трех учеников, дав им указание побыть там и пободрствовать. Он отошел немного дальше в сад — один. Так же и на крест Он пойдет один, неся ужасную кару Божью за наши грехи.

14:35 С удивлением и ужасом мы видим, как Господь Иисус Христос пал на землю, молясь Богу. Просил ли Он позволения не идти на крест? Вовсе нет, ведь с этой целью Он и пришел в мир. Прежде всего Он молился, чтобы, если возможно, миновал Его сей час. Если вместо Его смерти, погребения и воскресения есть какой-нибудь другой способ спасти грешников, то пусть Бог укажет этот путь. Небеса молчали. Не было другого пути, чтобы нам обрести искупление.

14:36 И опять Он молился: «Авва, Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Обратите внимание, что Он обратился к Богу как к Своему возлюбленному Отцу, Которому все возможно. Здесь дело не столько в физической возможности, сколько в моральной.

Мог ли всемогущий Отец найти какое-нибудь другое праведное основание, на котором мог бы спасти нечестивых грешников? Молчание небес показало, что нет другого пути. Святой Сын Божий должен был пролить кровь, чтобы грешники освободились от греха!

14:37−40 Вернувшись к трем ученикам, Он находит их спящими — грустный комментарий падшей человеческой природы. Иисус предупреждал Петра, чтобы он не спал в этот критический час. Совсем недавно Петр хвалился своей непоколебимостью. Сейчас он не мог даже посидеть без сна.

Если человек не может молиться в течение одного часа, то невероятно, чтобы он смог выдержать искушение в момент чрезвычайного давления. Независимо от того, каким восторженным может быть его дух, ему нужно считаться с хрупкостью своей плоти.

14:41−42 Три раза возвращался Господь и находил Своих учеников спящими. Затем Он сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час; вот, предается Сын Человеческий в руки грешников». С этими словами они встали, чтобы идти вперед. Но им не пришлось далеко идти.

И. Иисус предан и схвачен (14:43−52)

14:43 В сад уже вошел Иуда с группой вооруженных людей. Они явились с мечами и кольями, как будто собрались на поимку опасного уголовника.

14:44−45 Предающий же Его дал им знак. Он поцеловал Того, Кого им предстояло взять. Итак, Иуда подошел к Иисусу, назвал Его «Равви» и расцеловал Его. (Эмфатическая форма в оригинале предполагает многократное или показное целование.) Почему Иуда предал Господа? Был ли он разочарован тем, что Иисус не взял в Свои руки бразды руководства страной? Или развеялись его надежды на привилегированное место в Царстве? Или победила жадность? Все это могло привести его к бесчестному поступку.

14:46−50 Вооруженные приспешники предателя подошли и схватили Господа. Петр быстро извлек меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо. Это была плотская реакция, а не духовная. Петр использовал плотское оружие для сражения в духовной битве.

Господь запретил Петру и чудесным образом восстановил ухо, как мы читаем у Луки (22:51) и Иоанна (18:11).

Затем Иисус напомнил схватившим Его, как нелепо было с их стороны приходить и брать Его силой! Он каждый день бывал с ними в храме и учил. Почему они тогда не взяли Его? Он знал ответ. Да сбудутся Писания, которые пророчествовали, что Ему надлежит быть преданным (Пс 40:10), схваченным (Ис 53:7), избитым (Пс 21:13) и покинутым (Зах 13:7).

14:51−52 Марк — единственный евангелист, который описывает это событие. Широко распространено мнение, что сам Марк был тем юношей, который при поспешном бегстве оставил свое покрывало в руках вооруженных людей. Покрывало было не обычной одеждой, а куском ткани, который он прихватил с собой, как импровизированное покрывало.

Эрдман комментирует: «Вероятно, этот красочный инцидент добавлен, чтобы показать, что в часы Своего страдания и боли Иисус был полностью оставлен. Он точно знал, что значит страдать в одиночестве».

К. Иисус перед первосвященником (14:53−54)

Запись этого судебного разбирательства продолжается от стиха 53 до 15:1 и делится на три части: (1) суд перед первосвященником (ст. 53−54); (2) полуночное собрание синедриона (ст. 55−65); (3) утреннее заседание синедриона (15:1).

14:53 Общепризнано, что здесь Марк описывает суд перед Каиафой. Суд у Анны можно найти у Иоанна (18:13, 19−24).

14:54 Петр следовал за Господом Иисусом до внутреннего двора первосвященника, выбрав для этого безопасное расстояние. Кто-то набросал следующий план его падения:

1. Сначала он сражался — направил энтузиазм не в ту сторону.

2. Затем он бежал — трусливо отказался от Учителя.

3. Наконец, Он следовал на расстоянии — половинчатое ученичество в ночное время.

Он сел у огня со служителями и грелся с врагами своего Господа.

Л. Иисус перед синедрионом (14:55−65)

14:55−59 Хотя здесь и не сказано конкретно, но стих 55, похоже, начинает описывать полуночное собрание синедриона. Этот орган, состоявший из семидесяти одного религиозного начальника, собрался под председательством первосвященника. В эту необычную ночь фарисеи, саддукеи, книжники и старейшины, входившие в состав синедриона, выказали крайнее пренебрежение правилами, согласно которым им полагалось действовать. Они не должны были заседать ночью или во время еврейского праздника. Им нельзя было подкупать свидетелей, для того чтобы получить лжесвидетельство. До окончания ночи нельзя было выносить смертный приговор. Их приговоры считались недействительными, если они не собирались в зале Высеченных камней.

Желая как можно скорее разделаться с Господом Иисусом, религиозные власти, не раздумывая, преступили свои собственные законы. Они решили привлечь лжесвидетелей, но им не удалось добиться согласованных показаний.

Кто-то представил слова Господа — разрушить храм сей рукотворенный и через три дня построить другой, нерукотворенный, — как угрозу. Подлинные слова Иисуса записаны в Иоанна (2:19). Они намеренно спутали Иерусалимский храм с храмом Его тела.

14:60−62 На первый вопрос первосвященника Иисус не ответил. Но когда у Него под клятвой спросили (Мф 26:63), действительно ли Он Мессия, Сын Благословенного, Спаситель ответил «да», поступив в согласии с Лев 5:1. Затем, как бы устраняя любое сомнение о Себе, Господь Иисус сказал первосвященнику, что тот узрит Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тем самым Он имел в виду, что первосвященник увидит Его открыто, когда Он явится как Бог. Во время первого пришествия Иисуса слава Его Божества была скрыта в человеческом теле. Но когда Он придет опять с силой и великой славой, оболочка будет снята и каждый в точности будет знать, Кто перед ним.

14:63−64 Первосвященник понял, что имел в виду Иисус. Он разодрал свои одежды в знак праведного возмущения против предполагаемого богохульства. Израильтянин, который более всех должен был быть готовым признать и принять Мессию, громче всех кричал о Его осуждении. Но он был не одинок: весь синедрион согласился с ним, что Иисус богохульствовал, и признал Его повинным смерти. (Считается, что Иосиф из Аримафеи и Никодим не присутствовали на этом незаконном заседании.)

14:65 Затем последовала крайне уродливая сцена. Некоторые члены синедриона начали плевать на Сына Божьего, закрывать Ему лицо и требовать, чтобы Он назвал имя Своих обидчиков. Почти невероятно, что достойный славы Спаситель должен был выдержать подобные нападки грешников.

Слуги (храмовая полиция) присоединились к общему хору оскорблений и били Его по ланитам.

М. Петр отрекается от Иисуса и горько плачет (14:66−72)

14:66−68 Петр ожидал во дворе внизу. Одна из служанок первосвященника проходила мимо. Она пристально вгляделась в него, а затем обвинила в том, что он — последователь Иисуса Назарянина. Пылкий ученик сделал вид, что совершенно не понимает, о чем она говорит, а затем перешел в передний двор. В это время запел петух. Это был весьма неприятный момент. Грех взимал свою ужасную дань.

14:69−70 Девушка опять увидела его и указала на него, как на ученика Иисуса. Петр еще раз хладнокровно отрекся, думая, вероятно, о том, почему бы людям не оставить его в покое.

Затем какие-то люди сказали Петру: «Точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно».

14:71−72 Петр начал клясться, божиться и заявлять, что не знает этого Человека. Только эти слова слетели с его уст, как запел петух. Казалось, природа таким образом заявляла протест против трусливой лжи. Петр мгновенно понял, что свершились предсказания Господа. Он вышел и заплакал.

Примечательно, что об отречении Петра пишут все четыре Евангелия. Мы все должны усвоить урок, что самоуверенность ставит в унизительное положение. Мы должны научиться полностью полагаться на силу Божью, а не на себя.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.