От Марка 7 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Комментарии МакДональда

Перевод Еп. Кассиана

1 И сходятся к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима.
2 И увидев, что некоторые из учеников Его едят хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками,
3 (ибо фарисеи и все Иудеи, если установленным образом не умоют рук, не едят, держась предания старцев;
4 и придя с рынка, если не окропятся, не едят; есть и многое другое, чего они приняли держаться: омовения чаш и кружек и медной посуды), —
5 спрашивают Его фарисеи и книжники: почему не поступают ученики Твои по преданию старцев, но нечистыми руками едят хлеб?
6 Он же сказал им: хорошо пророчествовал Исаия о вас лицемерах, как написано: «Этот народ устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня;
7 но тщетно воздают Мне почитание, уча учениям, предписаниям человеческим».
8 Оставив заповедь Божию, вы держитесь предания человеческого.
9 И говорил им: отменять заповедь Божию, чтобы предание ваше соблюсти, это вы умеете,
10 Моисей, ведь, сказал: «Почитай отца твоего и матерь твою»; и: «Злословящий отца или мать смертью да умрет».
11 Вы же говорите: если скажет человек отцу или матери: «корван (то есть дар) то, чем бы ты от меня воспользовался», —
12 вы позволяете ему уже ничего не делать для отца или матери,
13 отменяя слово Божие преданием вашим, которое через вас же и идет. И много подобного в этом роде вы делаете.
14 И призвав снова народ, говорил им: послушайте Меня все и уразумейте.
15 Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но то, что исходит из человека, то оскверняет человека.
16 Стих 16 прежних русских переводов: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» отсутствует в древнейших рукописях Мк.
17 И когда Он оставил толпу и вошел в дом, спрашивали Его ученики Его о притче.
18 И Он говорит им: неужели и вы еще не разумеете? Не понимаете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что входит не в его сердце, но в чрево и выходит вон (тем самым Он объявляет чистой всякую пищу).
20 Он говорил: то, что из человека исходит, то оскверняет человека;
21 изнутри, ведь, из сердца людей, злые мысли исходят, блудодеяния, кражи, убийства,
22 прелюбодеяния, хищения, лукавства, коварство, распутство, глаз лукавый, хула, гордость, безумство.
23 Всё это зло изнутри исходит и оскверняет человека.
24 И встав, Он пошел оттуда в область Тира и Сидона. И войдя в дом, хотел, чтобы никто не узнал; и не мог укрыться.
25 Но, тотчас услышав о Нем, женщина, дочка которой имела духа нечистого, пришла и упала к ногам Его —
26 а женщина была язычница, Сирофиникиянка родом — и просила Его изгнать беса из дочери ее.
27 И Он говорил ей: дай прежде насытиться детям; нехорошо, ведь, взять хлеб у детей и бросить собакам.
28 Она же ответила Ему: да, Господи; и собаки едят под столом крошки у детей.
29 И сказал Он ей: за это слово, иди; вышел из твоей дочери бес.
30 И уйдя в дом свой, она нашла, что дитя лежит на постели, и что бес вышел.
31 И снова выйдя из области Тира, Он пришел через Сидон к морю Галилейскому в области Десятиградия.
32 И приводят к Нему глухого и косноязычного и просят Его возложить на него руку.
33 И отведя его в сторону от толпы и оставшись с ним наедине, Он вложил пальцы Свои в уши его и, плюнув, коснулся языка его;
34 и подняв глаза к небу, тяжело вздохнул и говорит ему: эффафа, то есть откройся.
35 И открылись его уши, и тотчас разрешились узы языка его, и он стал говорить правильно.
36 И приказал Он им, чтобы никому не говорили. Но чем больше приказывал, тем больше они разглашали.
37 И чрезвычайно изумлялись, говоря: хорошо Он всё сделал: и глухим дает слышать и немым говорить.

Комментарии МакДональда

С. Традиции против Слова Божьего (7:1−23)

7:1 Фарисеи и книжники были иудейскими религиозными лидерами, которые создали громоздкую систему строго соблюдаемых традиций, настолько переплетенных со Словом Божьим, что они приобретали почти тот же авторитет, что и Писание. На самом деле в некоторых случаях эти традиции противоречили Писанию или ослабляли закон Божий. Религиозные лидеры с удовольствием навязывали правила, и люди смиренно принимали их, удовлетворенные системой ритуалов, далеких от реальности.

7:2−4 В этом месте Писания мы встречаем фарисеев и книжников, критикующих Иисуса за то, что Его ученики ели неумытыми руками. Это не означало, что ученики не помыли руки, прежде чем приступить к еде, но что они не совершили тщательно разработанного ритуала, предписанного традициями. Например, человек считался ритуально нечистым до тех пор, пока не умыл руки до локтей. Если они побывали в людном месте, им требовалось совершить ритуальное омовение.

Эта сложная система омовений включала в себя даже омовение котлов и чашек. О фарисеях Е. Стенли Джоунс пишет:

«Они проделали весь длинный путь из Иерусалима, чтобы встретиться с Иисусом, но их отношение к жизни было настолько негативным и придирчивым, что все, что они увидели, были немытые руки. Они не могли заметить величайшей волны покаяния, которое когда-либо происходило на планете, — волны, очищающей умы, души и тела людей... Они смотрели широко открытыми глазами на мелочное и незначительное и не видели главного. История не помнит о них; их негативизм вспоминается лишь как фон для позитивного влияния Христа. После себя они оставили критицизм — Он оставил духовное покаяние. Они собирали слабые места и ошибки — Он собирал последователей». (E. Stanley Jones, Growing Spiritually, p. 109.)

7:5−8 Иисус сразу же указал на лицемерие этих людей. Они вели себя так, как предостерегал Исаия. Они претендовали на большую посвященность Господу, но внутри были испорченны.

Тщательно следуя традициям, они делали вид, что поклоняются Богу, однако заменили библейское учение своими ритуалами. Вместо того чтобы признать Слово Божье духовным руководством в делах веры и морали, они уклонились от четких требований Писания и находили оправдание в своих традициях.

7:9−10 Иисус привел пример того, как традиции аннулируют закон Божий. Одна из Десяти заповедей требовала, чтобы дети почитали своих родителей (что включало в себя и заботу о них).

Смертью наказывался всякий, кто злословил своих отца или мать.

7:11−13 Но иудеи ввели традицию, известную как Корван, что означает «данный» или «посвященный».

Предположим, что родители в иудейской семье испытывали нужду. У их сына были деньги, позволяющие позаботиться о них, но он не хотел делать этого. Все, что от него требовалось, это сказать «корван», имея в виду, что его деньги предназначались Богу или для храма. Это освобождало его от всякой дальнейшей помощи своим родителям и ответственности за них. Он мог оставить себе неограниченную сумму денег и использовать их для своих целей. Было неважно, потратит ли он эти деньги когда-нибудь на нужды храма или нет. Келли отмечает:

«Лидеры придумали схему, позволяющую охранять собственность и предназначенную для религиозных целей, чтобы успокоить в людях совесть после чтения Слова Божьего... Именно Бог призывал человека почитать своих родителей, и Он осуждал любое неуважение к ним. Но нашлись люди, которые, прикрываясь религиозностью, преступали обе заповеди Божьи! Господь относится к этому традиционному слову «корван» не только как к неправильному поступку по отношению к родителям, но и как к непослушанию заповеди Божьей». (Kelly, Mark, p. 105.)

7:14−16 Начиная со стиха 14, Господь делает революционное заявление о том, что человека оскверняет не то, что входит в его уста (например, пища, которую ели неумытыми руками), но все то, что исходит от человека (например, традиции, отвергающие Слово Божье).

7:17−19 Даже учеников озадачило это заявление. Воспитанные на учении ВЗ, они всегда считали, что определенные виды пищи, например, свинина, кролик и креветки, нечисты и могут осквернить их. Сейчас же Иисус прямо заявил о том, что человек не оскверняется ничем, входящим в него.

До известной степени это означало конец законничества.

7:20−23 Оскверняет же человека все исходящее из него: злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. С этой точки зрения человеческие традиции следовало бы также включить в данный список. Традиция корвана была равносильна убийству. Родители были обречены на голод, пока этот безнравственный обет не был бы уничтожен.

Один из величайших уроков, извлеченных из этого отрывка, такой: нам необходимо сверять все учения и традиции со Словом Божьим, повинуясь всему, что от Бога, и отвергая все человеческое. Вначале человек может учить и проповедовать чистые духовные истины, добиваясь того, чтобы его приняли люди, верящие в Писание.

Достигнув этого, он начинает добавлять к учению человеческие измышления. Преданные ему последователи, считающие, что он не может ошибаться, слепо идут за ним несмотря на то, что его учение притупляет остроту Слова или размывает его четкое содержание.

Итак, книжники и фарисеи приобрели себе авторитет учителей Слова. Но сейчас они сводили на нет сущность Слова. Господь Иисус должен был предостеречь народ о том, что Слово Божье руководит людьми, а не люди Словом. Для нас главным критерием истинности должно быть правило: «Что говорит об этом Слово Божье?»

Т. Язычница, по вере получившая благословение (7:24−30)

7:24−25 В предыдущих стихах Иисус показал, что всякая еда чистая. Здесь Он показывает, что язычников не следует больше презирать и считать нечистыми. Иисус отправился на северозапад, в пределы Тирские и Сидонские, местность, известную также под названием Сирофиникия. Он пытался войти в дом неузнанным. Но Его слава шла впереди Него, и о Его присутствии скоро стало известно. К Нему пришла языческая женщина с просьбой оказать помощь ее одержимой дочери.

7:26 Мы подчеркиваем тот факт, что она была язычница, а не иудеянка. Иудеи, Богом избранный народ, занимали у Бога особое, привилегированное положение. Он установил с ними удивительные заветы, вверил им Писание и обитал с ними в скинии, а затем в храме. В противоположность этому язычники были отчуждены от общества Израилева, чужды заветов обетования, без Христа, без надежды, безбожники в мире (Еф 2:11−12). Господь Иисус пришел прежде всего к народу израильскому. Он представил Себя как Царя этого народа. Евангелие было прежде проповедано дому Израилеву. Важно помнить все это, чтобы понимать Его беседу с сирофиникиянкой. Когда она просила Его изгнать беса из ее дочери, Он, по-видимому, резко отказал.

7:27 Иисус сказал, что прежде должны насытиться дети (израильтяне) и что нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (язычникам). Его ответ не был отказом. Он сказал: «Дай прежде насытиться детям». Эти слова могли показаться резкими. Фактически они служили проверкой ее раскаяния и веры. Его служение в это время было прежде всего направлено евреям. Как язычница, она не могла рассчитывать на Него или на Его блага. Признает ли она эту истину?

7:28 И она признала ее, сказав: «Так, Господи. Я всего лишь собачонка-язычница. Однако я заметила, что даже щенки под столом едят крохи у детей. Я прошу лишь об этом — о крохах, оставшихся от Твоего служения евреям!»

7:29−30 Это замечательная вера. Господь тотчас вознаградил ее, на расстоянии исцелив девочку. Когда женщина пришла домой, ее дочь была полностью здорова.

У. Исцеление глухонемого (7:31−37)

7:31−32 От берега Средиземного моря наш Господь вернулся на восточный берег моря Галилейского — в область, известную под названием Десятиградие. Здесь произошло событие, записанное только в Евангелии от Марка. Заботливые друзья привели к Нему глухого косноязычного. Возможно, косноязычие было вызвано физическим изъяном или же тем, что, никогда не слышав четких звуков, он не мог правильно их воспроизвести. Во всяком случае, здесь представлена картина грешника, глухого к голосу Бога и, следовательно, неспособного рассказывать о Нем другим.

7:33−34 Сначала Иисус отвел человека в сторону. Он вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его, тем самым на языке жестов сказал человеку, что намерен открыть ему уши и развязать ему язык. Затем Иисус посмотрел вверх на небо, указывая, что Его власть от Бога. Своим вздохом он выразил соболезнование страданиям, в которые грех вовлек человечество. И, наконец, Он сказал «еффафа», арамейское слово, означающее «отверзись».

7:35−36 Человек тотчас получил нормальные слух и речь. Господь просил людей не разглашать об этом чуде, но они не послушались Его указаний. Непослушанию никогда нет оправдания, какими бы хорошими ни были намерения человека.

7:37 Присутствующие удивлялись Его чудесным делам. Они говорили: «Все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых — говорящими». Они не знали истины, о которой говорили. Если бы они жили по эту сторону Голгофы, то их слова были бы наполнены еще более глубоким чувством и убеждением.

С тех пор, как наши души узнали о Его любви,
Какое милосердие Он явил нам,
Милосердие, которое выше всей нашей хвалы;
Все сделал хорошо наш Иисус.

(Семюэл Медли)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.