От Луки 15 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Комментарии МакДональда

Перевод Еп. Кассиана

1 Приближались же к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 И роптали фарисеи и книжники, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 И сказал Он им такую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не покидает девяноста девяти в пустыне и не идет за пропавшей, доколе не найдет ее?
5 И найдя, он берет ее на плечи радуясь,
6 и придя к себе в дом, созывает друзей и соседей и говорит им: «порадуйтесь со мной, потому что я нашел овцу мою пропадавшую».
7 Говорю вам, что так на небе радость будет больше об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, которые не нуждаются в покаянии.
8 Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажигает светильника и не метет дома и не ищет усердно, доколе не найдет?
9 И найдя, она созывает подруг и соседок и говорит: «порадуйтесь со мной, потому что я нашла драхму, которую потеряла»,
10 Так, говорю вам, бывает радость пред ангелами Божиими об одном грешнике кающемся.
11 И Он сказал: у одного человека было два сына,
12 и сказал младший из них отцу: «отец, дай мне причитающуюся мне часть состояния». И он разделил между ними имение.
13 И спустя немного дней, собрав всё, младший сын уехал в страну далекую и там расточил свое состояние, живя разгульно.
14 И когда он истратил всё, настал сильный голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из граждан той страны, и тот послал его на свои поля пасти свиней.
16 И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, и никто не давал ему.
17 И придя в себя, он сказал: «у скольких работников отца моего хлеб в изобилии, а я здесь погибаю от голода.
18 Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец, согрешил я против неба и пред тобою;
19 я больше не достоин называться твоим сыном; поступи со мной, как с любым из твоих работников».
20 И он встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и побежав, пал на шею ему и поцеловал его.
21 И сказал ему сын: «отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном».
22 И сказал отец рабам своим: «скорее достаньте лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги,
23 и приведите нашего откормленного теленка, заколите, будем есть и веселиться,
24 ибо этот сын мой мертв был и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
25 А сын его старший был в поле; и когда, возвращаясь, приблизился к дому, услышал он музыку и пляску;
26 и призвав одного из слуг, он спрашивал, что бы это могло значить.
27 И тот сказал ему: «брат твой пришел, и заколол отец твой нашего откормленного теленка, так как принял его здоровым».
28 Он рассердился и не хотел войти. И отец его вышел и стал просить его.
29 А он ответил отцу: «вот, я столько лет служу тебе, и никогда заповеди твоей не преступал, и мне ты никогда не дал козленка, чтобы повеселиться мне с друзьями моими,
30 А когда пришел сын твой этот, проевший твое имение с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка».
31 Он же сказал ему: «дитя мое, ты всегда со мною, и все мое — твое,
32 но надо было возвеселиться и возрадоваться тому, что брат твой этот мертв был и ожил, пропадал и нашелся».

Комментарии МакДональда

У. Притча о потерянной овце (15:1−7)

15:1−2 Наставления нашего Господа в главе 14, очевидно, привлекли презираемых мытарей и других людей, которые выглядели грешниками. Хотя Иисус укорял их за грехи, многие из них признавали, что Он прав. Они заняли сторону Христа против самих себя. Искренне покаявшись, они признали Его как Господа. Везде, где Иисус встречал людей, желающих сознаваться в своих грехах, Он склонялся к ним, оказывал духовную помощь и благословлял их.

Фарисеи же и книжники роптали по поводу того, что Иисус общался с людьми, которые общепризнанно считались грешниками. Они не проявляли милости к этим социальным и моральным прокаженным и роптали на Иисуса за то, что Он жалел их. Поэтому они выдвинули против Него обвинение: «Он принимает грешников и ест с ними». Конечно же, обвинение было правдивым. Они думали, что такое поведение заслуживало порицания, но, фактически, именно в этом заключалось выполнение той цели, ради которой Господь Иисус пришел в этот мир!

Именно в ответ на их обвинение Господь Иисус поведал притчи о потерянной овце, потерянной драхме и о блудном сыне. Эти истории касались непосредственно книжников и фарисеев, которые никогда не сокрушались перед Богом и не признавали свое погибающее состояние. В действительности они были такими же погибшими, как блудницы и грешники, но упрямо отказывались признать это. Смысл всех трех историй в том, что Бог получает истинную радость и удовлетворение при виде кающихся грешников, тогда как самоправедность лицемеров, которые слишком горды, чтобы признать свою греховную испорченность, не доставляет Ему никакого удовольствия.

15:3−4 Здесь Господь Иисус предстает в образе Пастыря. Девяносто девять овец символизируют книжников и фарисеев. Пропавшая овца — это образ мытаря, или общепризнанного грешника. Когда пастырь видит, что одна из его овец потерялась, он оставляет девяносто девять в пустыне (а не в загоне) и идет за пропавшей, пока не найдет ее. Что касается нашего Господа, то этот поход включал в себя Его сошествие на землю, годы общественного служения, отвержение, страдания и смерть.

Но ни один из искупленных никогда не знал,
Как глубоки были реки, которые перешел Господь,
Какой темной была ночь, в которую Он шел,
Чтобы найти Свою потерянную овцу.

(Элизабет С. Клефэйн)

15:5 Нашед овцу, он взял ее на плечи свои и отнес домой. Здесь указание на то, что спасенная овца насладилась привилегиями и близостью, которые никогда не были ей знакомы, пока она находилась среди других.

15:6 Пастырь созвал своих друзей и соседей, чтобы они радовались с ним о спасении пропавшей овцы. Это говорит о радости Спасителя при виде покаяния грешника.

15:7 Урок прост: небеса радуются об одном кающемся грешнике и не испытывают никакой радости о девяноста девяти грешниках, которые никогда не осознавали свое погибающее состояние. Стих 7 вовсе не означает, что есть люди, которым не нужно каяться.

Все люди грешны, и все должны покаяться, чтобы спастись. Стих описывает тех, кто думает о себе, что не имеет нужды в покаянии.

Ф. Притча о потерянной драхме (15:8−10)

Женщина в этом рассказе может быть прообразом Святого Духа, Который ищет погибших со свечой Слова Божьего. Девять драхм говорят о нераскаянных, в то время как одна потерянная драхма указывает на человека, который желает признать, что он ходит далеко от Бога. В предыдущем рассказе овца отошла по своей собственной воле.

Монета — неодушевленный предмет и может указывать на безжизненное состояние грешника. Он мертв в грехах.

Женщина продолжает искать тщательно до тех пор, пока не найдет монету. Затем она созовет подруг и соседок, чтобы они порадовались с нею.

Потерянная монета, которую она нашла, принесла ей больше истинной радости, чем девять, которые никогда не терялись. То же можно сказать и о Боге. Грешник, который смиряется и исповедует свое погибшее состояние, радует сердце Бога. От тех же, кто никогда не испытывал нужды в покаянии, Он не получает подобной радости.

Х. Притча о блудном сыне (15:11−32)

15:11−16 Здесь Бог Отец представлен в образе некоторого человека, у которого было два сына. Младший олицетворяет собой кающегося грешника, а старший сын — книжников и фарисеев. Они сыны Божьи по творению, но не по искуплению. Младший сын известен также как блудный сын. Блудный сын — это экстравагантный человек, который швыряет деньги на ветер. Этому сыну надоел отцовский дом и он решил, что ему нужно сменить обстановку. Он не хотел дожидаться смерти отца, поэтому попросил у отца причитающуюся ему часть наследства наперед. Отец распределил между своими сыновьями положенные им части. Вскоре после этого младший сын отправился в дальнюю сторону и растратил свои деньги на греховные удовольствия. Как только его средства закончились, в той стране настал великий голод и он оказался в нужде.

Единственная работа, которую он смог найти, это пасти свиней — работа чрезвычайно неприятная для обычного еврея. Наблюдая, как свиньи едят рожки, он им завидовал. У них было больше еды, чем у него, и никто, казалось, не собирался прийти ему на помощь. Друзья, которые окружали его, когда он сорил деньгами, исчезли.

15:17−19 Голод оказал благословенное воздействие. Он заставил его думать. Он вспомнил о том, что наемники у отца его жили намного лучше, чем он сейчас. У них было вдоволь пищи, в то время как он умирал от голода. Подумав об этом, он решил что-то предпринять. Он решил пойти к отцу своему, покаяться, признаться в своем грехе и попросить прощения. Он понял, что уже недостоин называться сыном своего отца, и намеревался проситься в наемные рабочие.

15:20 Когда он был еще далеко от дома, увидел его отец его и сжалился. Он побежал, и пал ему на шею, и целовал его. Это, вероятно, единственное место в Библии, где Божья поспешность показана в хорошем смысле. Стюарт поясняет:

«Иисус смело показывает, что Бог не ожидает, пока Его покрытое стыдом дитя прибудет домой, не стоит с достоинством, когда тот приближается, но бежит навстречу, чтобы принять его в Свои гостеприимные руки таким, какой он есть: постыженный, оборванный и грязный. Одно только имя «Отче» сразу же затушевало цвет греха и возвысило сияющую славу прощения». (Stewart, Life and Teaching, pp. 77−78.)

15:21−24 Сын произнес свое исповедание там, где он собирался попроситься на работу. А отец прервал его, дав приказание рабам одеть своего сына в лучшую одежду и дать ему перстень на руку его и обувь на ноги. Он также повелел устроить большое угощение, чтобы отпраздновать возвращение своего сына, который пропадал и нашелся. В глазах отца он был мертв, но сейчас ожил. Некто сказал: «Юноша искал веселого времяпрепровождения, но не нашел его в далекой стране. Он обрел радость лишь тогда, когда возымел здравый смысл, чтобы вернуться в дом своего отца». Здесь указывается на то, что люди начали веселиться, однако нигде не написано о том, что их веселье закончилось. Точно так же обстоит и со спасением грешника.

15:25−27 Когда старший сын вернулся с поля и услышал пение и ликование, он спросил у одного из слуг, что происходит. Тот сказал ему, что вернулся домой младший брат и что отец вне себя от радости.

15:28−30 Старшего сына охватили гнев и ревность, он отказался принять участие в радости своего отца. Дж. Н. Дарби хорошо об этом говорит: «Туда, где царит Божья радость, не могут прийти самоправедные люди. Если Бог добр к грешнику, то к чему моя праведность?» Когда отец позвал его принять участие в празднике, он отказался, обидевшись на то, что отец никогда не вознаграждал его за верное служение и послушание. Он никогда не дал ему и козленка, не говоря уже об откормленном теленке. Он жаловался на то, что, когда блудный сын вернулся, растратив деньги отца на блудниц, отец, не раздумывая, устроил большой праздник. Обратите внимание, что он сказал «этот сын твой», а не «мой брат».

15:31−32 Ответ отца указывает на то, что радость связана с восстановлением пропавшего, в то время как упрямый, неблагодарный, непримиренный сын не дает повода для праздника. Старший сын — это красноречивая иллюстрация книжников и фарисеев. Они огорчались, когда Бог проявлял милосердие к несчастным грешникам. В их мышлении, пусть даже и не в Божьем, они верно служили Ему, никогда не преступали Его заповедей и все же никогда не были должным образом вознаграждены за все это. Истина же состояла в том, что они — религиозные лицемеры и виновные грешники.

Гордость закрывала им глаза на то, что они далеки от Бога и что Он изливал на них благословение за благословением.

Если бы только они пожелали покаяться и признать свои грехи, сердце Отца возрадовалось бы и ради них тоже был бы великий праздник.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.