От Матфея 15 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 Тогда приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и книжники и говорят:
2 почему ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не моют они рук, когда едят хлеб.
3 А Он им ответил: почему и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Сказал же Бог: «Почитай отца и мать»; и: «Злословящий отца или мать смертию да умрет».
5 А вы говорите : кто скажет отцу или матери: «дар то, чем бы ты от меня воспользовался»,
6 тот да не почтит отца своего или мать свою; и отменили вы слово Божие ради предания вашего.
7 Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия:
8 «Народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно воздают Мне почитание, уча учениям, предписаниям человеческим».
10 И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте:
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что исходит из уст, — вот, что оскверняет человека.
12 Тогда подошли ученики и говорят Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав это слово, соблазнились?
13 Он же ответил: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится.
14 Оставьте их, они слепые вожди слепых. Если же слепой ведет слепого, оба упадут в яму.
15 И ответил Ему Петр: объясни нам притчу.
16 Он же сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 Не понимаете ли, что всё, входящее в уста, в чрево проходит и извергается вон?
18 Исходящее же из уст — из сердца исходит, и оно оскверняет человека.
19 Ибо из сердца исходят злые мысли, убийства, прелюбодеяния, блудодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы.
20 Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека.
21 И выйдя оттуда, Иисус удалился в пределы Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, из той области, вышла и начала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь мою жестоко мучит бес.
23 Он же не ответил ей ни слова. И подойдя, ученики Его просили Его: отпусти ее, потому что она кричит нам вслед.
24 Но Он ответил: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 Она же, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи, помоги мне.
26 А Он ответил: нехорошо взять хлеб у детей и бросить собакам.
27 Она же сказала: да, Господи, ведь и собаки едят от крошек, падающих со стола господ их.
28 Тогда Иисус ответил ей: о женщина, велика твоя вера. Да будет тебе, как ты хочешь. И была исцелена дочь ее в час тот.
29 И выйдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, поднявшись на гору, сидел там.
30 И приступило к Нему множество народа с хромыми, слепыми, немыми, увечными и многими другими. И повергли их к ногам Его, и Он исцелил их,
31 так что удивился народ, видя, что немые говорят, увечные здоровы, хромые ходят, и слепые видят, и прославил Бога Израилева.
32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа: уже три дня остаются они со Мною, и нечего им есть; и отпустить их неевшими не хочу, чтобы не обессилели в дороге.
33 И говорят Ему ученики: где нам взять столько хлебов в пустынном месте, чтобы накормить весь этот народ?
34 И говорит им Иисус: сколько у вас хлебов ? Они же сказали: семь и немного рыбок.
35 И повелев толпе возлечь на землю,
36 взял эти семь хлебов и эти рыбы и, воздав благодарение, преломил и давал ученикам, а ученики — народу.
37 И ели все, и насытились; и остававшихся кусков собрали семь корзин полных.
38 Евших же было четыре тысячи мужчин, кроме женщин и детей.
39 И отпустив народ. Он вошел в лодку и прибыл в область Магдалинскую.

Новый Библейский Комментарий

15:1−20 Чистота и благочестие (см.: Мк 7:1−23; ср.: Лк 11:37−41; 6:39). Противостояние Иисусу никогда не ослабевало. Здесь снова (как и в 9:3, 11, 34; 12:2, 14, 24, 38) выступают против Него книжники и фарисеи, но теперь приводится серьезнейшее дополнение: они пришли из Иерусалима. Возможно, это была официальная делегация с целью разобраться в Его кажущемся парадоксальным учении, которое не вписывалось в рамки раввинистических предписаний. Далее становится все более понятным, что именно от иерусалимских иудеев Иисус ожидал неприятностей (16:21; 20:18 и др.).

Умывать руки перед едой было не просто вопросом гигиены, но и религиозным обрядом. Ветхозаветный закон таких правил не предусматривал, за исключением священников, исполняющих обрядовые предписания (Исх 30:17−21). Фарисейкие установления, однако, распространили этот принцип и на повседневную жизнь, и Иисус как религиозный учитель должен был, по их представлениям, требовать от Своих учеников исполнения предписаний о ритуальной чистоте.

Ответ Иисуса на это обвинение дается в ст. 10, 11. Он первым начинает критиковать их претензию на религиозный авторитет. Он утверждает, что их предания фактически заставили их преступить заповедь Божию. Тем самым Иисус проводит четкое разграничение между ветхозаветным законом (заповедь Божию; 6) и человеческими установлениями, и Его цитата из Ис 29:13 показывает, что религия, основанная на них, пустая и отдаляет от Бога.

Он иллюстрирует этот тезис на примере того, как ветхозаветный принцип уважительного отношения к родителям (Исх 20:12; 21:17) был подорван раввинистическими установлениями, позволявшими человеку отказать своим родителям в финансовой помощи путем номинального посвящения ее Богу (на деле же использовать ее в собственных целях). Так ветхозаветное правило было цинично извращено, что в итоге привело к нарушению одной из фундаментальных заповедей. (Заметим, что пятая заповедь введена Богом, а не установлена по закону Моисея).

Теперь Иисус идет дальше простой защиты ветхозаветного закона. Возвращаясь к конкретному вопросу о чистом и нечистом в ст. 11, Он выдвигает кардинальный принцип, который в итоге должен привести Его последователей к отвержению ветхозаветных законов о пище. Иисус заявил, что «нечистота» определяется не тем, что ест человек, но тем, что исходит из его уст. Это был урок, который с таким трудом усвоил Петр (Деян 10:9−15). Но в Израиле законы о чистой и нечистой пище долгое время препятствовали тому, чтобы христиане из язычников принимались в церкви на равных с иудеями. Матфей не рассматривает здесь эту проблему (хотя это есть в Мк 7:19), но она достаточно понятна и в ст. 17−20 еще больше проясняется.

Это серьезно затрагивало религиозные притязания фарисеев. Иисус, однако, не защищает их, и даже идет дальше, сравнивая фарисеев с растением, которое не насаждал Бог, а потому оно должно быть искоренено, как сорняк. Сравнивает Он их и со слепыми вождями, которые могут вести только к беде. Этот суровый приговор выражает не столько личные эмоции, сколько полное неприятие такого подхода к религии, когда на первом месте стоит внешняя религиозная атрибутика и игнорируется реальная человеческая личность.

Несомненно, существует, на первый взгляд, некая дисгармония между обвинениями Иисуса в подрыве основ закона Божьего и тем, что далее речь идет об упразднении принципа «нечистоты», на котором часть этого закона зиждится. Но здесь, как и в гл 5, Иисус обращает внимание не столько на внешний аспект этого закона, сколько на его суть: если имеет значение и внешняя чистота, то насколько важнее внутренняя сущность. Он не касается тех законов, которые не имеют практического значения в новом сообществе народа Божьего, состоящего как из бывших язычников, так и иудеев (20).

Примечания. Ст. 15 Здесь слова притча используется в более широком смысле как непонятное высказывание, которое нуждается в объяснении.

Ст. 16 Не разумеете. Ср.: необходимость понимания притч в 1:3, 13, 15, 19, 23. Здесь также только ученикам дается разъяснение непонятного высказывания, которое для других остается нераскрытым.

15:21−28 Вера женщины-язычницы (см.: Мк 7:24−30). Тема осквернения теперь повторяется и решается в практической плоскости. Иисус, иудейский учитель, пришел в языческую область, и к Нему обратилась местная женщина, дочь которой была одержима бесами. Происшедший между ними диалог сосредоточил внимание на вопросе, могут ли язычники ожидать какого-то благодеяния от Мессии (Сына Давидова).

Эта история очень похожа на то, что произошло со слугой сотника (8:5−13). При этом разница не только в том, что вера была вознаграждена исцеляющим словом, произнесенным на расстоянии, но и в том, что национальные распри стали испытанием веры. Матфей особо подчеркивает последнее, называя национальность женщины — хананеянка. Согласно Ветхому Завету, хананеи были давнишними врагами израильтян.

Пугающее молчание Иисуса (23) сменилось еще более обескураживающим заявлением о цели Своей миссии (24; ср.: 10:5, 6). Казалось бы, Его слова не оставляли ей никакой надежды, но она продолжала настаивать, прося о помощи даже тогда, когда получила в ответ больно ранящие слова — сравнение язычников с псами (собака была нечистым животным у иудеев).

Этот язык кажется невероятно жестким и совершенно не характерным для Иисуса, до этого приветствовавшего веру сотникаязычника как свидетельство грядущего благословения язычников наряду с иудеями. Возможно, это всего лишь внешняя сторона, и мы не видим того, что происходило в сердце Иисуса. Как бы то ни было, Он обращался с ней так, как можно было ожидать от иудея. Ее вера должна была пройти проверку. Ответ женщины (27) показывает, что она признавала приоритетность Его миссии для Израиля, но тем не менее требовала надлежащего внимания и к язычникам. Очевидно, что она проникла в замысел Божий, существовавший еще со времен призвания Авраама (Быт 12:1−3), замысел о том, что в назначенное время Бог откроет двери церкви и для неиудеев. Она была вознаграждена по своей вере.

15:29−31 Отклик язычников на проповедь Иисуса (ср.: Мк 7:31−37). Исцелив большое число евреев (14:34−36), Иисус теперь приступает к исцелению язычников в местах их проживания. Марк рассказывает, что это происходило в Десятиградии, на юго-восточном побережье Галилейского моря, когда Иисус откликнулся на просьбу язычников, видевших действие Его исцеляющей силы (21−28). Титул Бога Израилева подтверждает, что эти люди сами не были иудеями.

15:32−39 Второе насыщение голодных (см.: Мк 8:1−10). На первый взгляд кажется, что после аналогичной сцены в 14:13−21 это ненужный повтор. Однако число людей показывает, что речь идет о другом случае. Значение этого эпизода определяется контекстом: расширение миссии Иисуса, Его служение на территории язычников (15:21; только в ст. 39 говорится, что Он возвращается на иудейскую территорию).

Таким образом, это намеренное повторение чуда насыщения голодных евреев специально для язычников, которые прославляли Бога Израилева. Если насыщение пяти тысяч было провозвестием мессианского пира, то данная история показывает (как уже предсказывалось в 8:11, 12), что язычники тоже унаследуют благословение, обещанное израильтянам.

Эти истории различаются в деталях, но суть их одна и та же (см. коммент. к 14:13−21).

Примечание. Ст. 37 В оригинале более широкий термин корзина, использованный здесь, указывает на неиудейский контекст, в отличие от слова «короб», которое обозначает особый тип корзин у евреев.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.