От Матфея 20 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 Ибо Царство Небесное подобно человеку хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников к себе в виноградник.
2 И согласившись с работниками по динарию в день, послал их к себе в виноградник,
3 И выйдя около третьего часа, увидел он других, пришедших и стоящих на площади без работы.
4 Он и тем сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что будет справедливо, дам вам». И они пошли.
5 Снова выйдя около шестого и девятого часа, он сделал так же.
6 А выйдя около одиннадцатого часа, нашел других, пришедших и стоящих, и говорит им: «почему вы, придя сюда, стоите целый день без работы?»
7 Они говорят ему: «потому что никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник».
8 С наступлением же вечера говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и выдай плату, начав с последних до первых».
9 И нанятые около одиннадцатого часа пришли и получили по динарию,
10 Пришли и первые и подумали, что они получат больше; но получили, как было условлено, по динарию и они;
11 и получив, начали роптать на хозяина дома,
12 говоря: «эти последние один час проработали, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной».
13 Он же сказал одному из них в ответ: «друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты согласился со мной?
14 Возьми свое и иди; я же хочу этому последнему дать, как и тебе.
15 Разве нельзя мне, как хочу, поступить с моим имуществом? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»
16 Так будут последние первыми и первые последними.
17 И восходя в Иерусалим, Иисус отозвал Двенадцать и в пути сказал им:
18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и приговорят Его к смерти,
19 и предадут Его язычникам на поругание и бичевание и распятие; и в третий день Он восстанет.
20 Тогда подошла к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21 Он же сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сели эти два сына мои один по правую и другой по левую Твою сторону в Царстве Твоем.
22 Иисус же ответил: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить? Они говорят Ему: можем.
23 Говорит им: пить Мою чашу будете, сесть же по правую Мою сторону и по левую — не Я даю, но кому уготовано Отцом Моим.
24 И услышав, десять вознегодовали на двух братьев.
25 Иисус же, призвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи показывают над ними свою власть.
26 Между вами да не будет так, но кто хочет стать великим между вами, пусть будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, пусть будет вам рабом;
28 как и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих.
29 И когда выходили они из Иерихона, последовало за Ним много народа,
30 И вот, двое слепых, сидевших у дороги, услышав, что Иисус проходит, закричали: Господи, помилуй нас. Сын Давидов!
31 Народ же требовал от них, чтобы они замолчали; но те с еще большей силой закричали: Господи, помилуй нас. Сын Давидов!
32 И остановившись, Иисус позвал их и сказал: что хотите, чтобы Я сделал вам?
33 Они говорят Ему: Господи, чтобы открылись глаза наши.
34 Сжалившись, Иисус коснулся их глаз, и они тотчас прозрели и последовали за Ним.

Новый Библейский Комментарий

20:1−16 Притча о работниках виноградника и оплате их труда. В этой притче говорится о ценностях Царства Небесного. Иносказание о вознаграждении труда виноградарей находится между двумя одинаковыми заявлениями: и последние будут первыми (19:30; 20:16). В обществе, где не было системы социального обеспечения или профсоюзов, где безработные умирали от голода, найм хозяином виноградника дополнительных работников, в которых он не особо нуждался, можно рассматривать как благородный жест. Но еще более необычным в этой притче является оплата их труда. С точки зрения выгоды она противоречила здравому смыслу, а также вызвала естественное недовольство со стороны тех, кто усмотрел в этом несправедливость по отношению к себе. Конечно, в этом не было несправедливости. Все получили плату. Вопрос в том, что некоторые — слишком высокую. Именно такова ситуация в Царстве Небесном. Божественная благодать не подчиняется нашим представлениям о справедливости; дары Божьи неизмеримо больше того, что мы заслуживаем. Но, как и в случае со старшим братом из притчи о блудном сыне, нам трудно оставить свою человеческую шкалу ценностей (особенно, когда мы сравниваем себя с другими!) и принять щедрую благодать Бога по отношению к тем, кого мы считаем недостойными ее.

Таким образом, ученики поднялись еще на одну ступень познания, усвоив Божественный принцип, что первые будут последними, а последние первыми.

20:17−19 Третье предсказание смерти Иисуса (см.: Мк 10:32−34; Лк 18:31−34). Повторное упоминание Иерусалима заостряет наше внимание на предстоящих событиях, и на этот раз Иисус дает более подробное предсказание, в том числе об официальном смертном приговоре (осудят Его на смерть; предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие). Здесь впервые распятие упоминается напрямую (хотя в 16:24 оно подразумевается). Картина унижений и страданий не оставляет места мечтам о земной славе для Сына Человеческого.

20:20−28 Главенство в служении (см.: Мк 10:35−45; ср.: Лк 22:24−27). В свете сказанного выше, просьба матери сыновей Зеведеевых (Иакова и Иоанна) кажется совершенно бездумной. Она по-прежнему думала о земном царстве и о будущей славе, предсказанных в 19:28, и закрывала глаза на то, что должно предшествовать этой славе. Иисус вновь повторяет, что вначале предстоит пройти через страдания (22, 23).

Смысл просьбы заключался в том, чтобы получить право старшинства среди Двенадцати (и особенно потеснить Петра, еще одного члена группы, присутствовавшего при преображении Иисуса). Это то, что заставило других учеников вознегодовать и позволило Иисусу дать им еще один урок о главенстве в служении, о чем они судили по мирским меркам. Но между вами да не будет так — это резюме всего этого фрагмента Евангелия; Царство Небесное созидает совершенно другое общество, которое зиждется на совсем иных принципах и ценностях.

Иисус являет Собой высший пример служения. Его статус Сына Человеческого дал Ему право на то, чтобы Ему служили (ср.: Дан 7:14), но Он пришел, чтобы послужить. В Своем смирении Он являет нам пример для подражания, даже при том, что Его уникальное служение никогда не может быть повторено, потому что Он пришел отдать душу Свою для искупления многих. В этих словах, которые прямо перекликаются с Ис 53:10−12, выражена одна из центральных мыслей Нового Завета — мысль об искупительной смерти Иисуса.

Примечание. Ст. 22 Пить чашу — это метафора, обозначающая страдания. Ср.: 26:39, 42; см. также: Ис 51:17; Иез 23:31 и дал.

20:29−34 Двое слепых (см.: Мк 10:46−52; Лк 18:35−43). Иерихон был последним городом перед Иерусалимом по пути из Галилеи. По дороге к пункту назначения в сопровождении толпы народа Иисусу представилась возможность остановиться и «послужить» (28) двум слепым, которые, по мнению окружавшего Его народа, были недостойны Его внимания. Здесь Он снова продемонстрировал непонятные для мирского восприятия ценности Царства Небесного. У Мк. и Лк. рассказывается история об одном слепом, по имени Вартимей. По всей видимости, как и в 8:28, Матфей упоминает двух человек, чтобы придать весомость свидетельству о том, что Иисус действительно Сын Давидов. (ср.: 9:27−31, где приводится другая история исцеления двух слепых.) Использованное в оригинале поэтическое слово для «глаза» (omma — «взор», «зрелище») подчеркивает исцеление духовной слепоты, что ведет к ученичеству.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.