От Матфея 22 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 И снова Иисус обратился к ним в притчах:
2 подобно Царство Небесное человеку царю, который устроил брачный пир для сына своего
3 и послал слуг своих позвать званных на брачный пир; и они не хотели придти.
4 Снова послал других слуг, говоря: скажите званным: «вот, обед мой я приготовил, быки мои и откормленный скот заколоты, и всё готово; приходите на брачный пир».
5 Они же, оставив его слова без внимания, ушли, кто — на свое поле, кто — на торговлю свою.
6 Прочие же схватили слуг его, оскорбили и убили их.
7 Разгневался царь и, послав войска свои, истребил убийц тех и город их сжег.
8 Тогда говорит он слугам своим: «брачный пир готов, но званные не были достойны;
9 идите же на концы улиц и, кого только найдете, зовите на брачный пир».
10 И вышли слуги те на дороги и собрали всех, кого нашли: и злых и добрых; и наполнилась брачная палата возлежащими,
11 Вошел царь посмотреть на возлежащих и увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: «друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же промолчал.
13 Тогда царь сказал служителям: «свяжите ему ноги и руки и выбросьте его во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
14 Ибо много званных, но мало избранных.
15 Тогда фарисеи пошли и приняли решение уловить Его в слове.
16 И посылают учеников своих с иродианами спросить Его: Учитель, мы знаем, что Ты истинен и пути Божию истинно учишь, и не считаешься ни с кем; ибо не смотришь на лицо людей.
17 Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Можно платить подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, поняв их лукавство, сказал: что Меня искушаете, лицемеры?
19 Покажите Мне монету, которою платится подать. Они же принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят: кесаря. Тогда говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божие — Богу.
22 И услышав, они удивились и, оставив Его, ушли.
23 В тот день подошли к Нему саддукеи, утверждающие, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель, Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть женится на жене его и восстановит семя брату своему».
25 Было же у нас семь братьев: и первый, женившись, скончался и, так как от него не было семени, то жену свою он оставил брату своему;
26 подобно и второй и третий, до семи;
27 после же всех умерла жена.
28 Итак, в воскресение, кого из семи будет она женой? Все, ведь, имели ее.
29 Иисус же ответил им: вы заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией.
30 В воскресение не женятся, и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небе.
31 А о воскресении мертвых неужели вы не читали сказанного вам Богом:
32 «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог — не мертвых, но живых.
33 И услышав, народ изумлялся учению Его.
34 Фарисеи же, услышав, что Он заградил уста саддукеям, собрались вокруг Него.
35 И спросил один из них, законник, искушая Его:
36 Учитель, какая заповедь большая в Законе?
37 Он же сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумом твоим»:
38 это — большая и первая заповедь.
39 Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
40 На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, спросил их Иисус:
42 Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид в Духе называет Его Господом, говоря:
44 «Сказал Господь Господу моему: сядь по правую сторону Мою, доколе Я не положу врагов Твоих под ноги Твои»?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын его?
46 И никто не мог ответить Ему. И с того дня никто уже не посмел задать Ему вопроса.

Новый Библейский Комментарий

22:15−22 Римская система налогообложения (см.: Мк 12:13−17; Лк 20:20−26). Три вопроса оппонентов Иисуса были направлены на то, чтобы устроить Ему ловушку и использовать Его слова против Него самого. Первый касается римской подати, которая яростно отвергалась иудеями как знак политического давления со стороны властей. Около четверти века до этого, было поднято восстание против этих поборов; его возглавил галилейский вождь Иуда (Деян 5:37), который вдохновил своим патриотизмом партию зилотов. Это был коварный вопрос: поддерживать уплату римских налогов было проявлением отсутствия патриотизма, а выступать против этого было опасно с политической точки зрения (особенно для популярного вождя из Галилеи).

Заставив показать монету (динарий), Иисус разоблачил их как лицемеров, поскольку иудеи-патриоты не должны были носить с собой такие монеты с изображением «языческого» императора и надписью на ней с титулом «Сын Божий». Если они пользовались монетой кесаря, до должны были и платить ему подать!

Таким образом, Иисус решительно отстранился от позиции зилотов и показал, что лояльность по отношению к языческой власти не является несовместимой с верностью Богу. Он не сказал, как должно поступать, когда сталкиваются два эти долга.

22:23−33 Воскресение (см.: Мк 12:18; 18−27; Лк 20:27−40). В отличие от фарисеев, которые инициировали этот последний тест, саддукеи не верили в жизнь после смерти, поскольку об этом не было написано в Пятикнижии Моисея, единственные Писания, которые они признавали. Они представляли себе, что в этой сфере учение Иисуса будет выглядеть в смешном свете. Их «вопрос» основывался на законе левирата из Втор 25:5, 6, но не выглядел серьезным; это была просто попытка выставить на посмешище эту новоиспеченную богословскую идею о воскресении из мертвых. Вместе с тем это был и сугубо практический вопрос о пастырской опеке для тех, кто вступал в брак более одного раза.

Ответ Иисуса был двояким. На конкретный вопрос он отвечал (30), что жизнь по воскресении из мертвых не просто продолжение земной жизни. Его слова иногда истолковывают так, как будто жизнь на Небе менее счастливая, чем жизнь в браке на Земле. Но, напротив, это более богатая во всех отношениях жизнь. Брак принадлежит исключительно земной жизни, когда есть необходимость продолжать свой род. Но воскресшие к вечной жизни, подобно ангелам, могут продолжать радоваться отношениям любви беспредельно и без ревности, которая свойственна брачным узам.

Отвечая на более фундаментальный вопрос о воскресении мертвых, Иисус опирается на веру саддукеев в Писания, на книги Моисея (31, 32). Ибо Бог, называя Себя Богом патриархов, которые давно умерли (Исх 3:6), подразумевает существование непрерывных взаимоотношений; завет-договор Бога со Своим народом не расторгается смертью.

22:34−40 Наибольшая из заповедей (см.: Мк 12:28−31; ср.: Лк 10:25−27). На второй важный вопрос фарисеев Иисус дает важный ответ. Но это все еще было продолжением испытания, поскольку менее осторожный ответ позволил бы обвинить Иисуса в попытке «нарушить закон или пророков» (5:17). В раввинистических спорах на этические темы фигурировали как текст из Втор 6:5, так из Лев 19:18, но объединить их в качестве основания, на котором утверждается весь закон и пророки (ср.: 7:12 с другим выводом), было блестящей идеей. Сосредоточение внимания на этих двух из Десяти заповедей (обязанность перед Богом и обязанность перед своим ближним) служит нравственным ориентиром для всей нашей жизни; вывод о том, что в основе всех обязательств лежит любовь, придает особое звучание требованию исполнять закон Божий.

22:41−46 «Сын Давидов?» (см.: Мк 12:35−37; Лк 20:41−44). Здесь Иисус снова берет инициативу на Себя, выступая против фарисеев. Его вопрос звучит наподобие классического богословского вопроса: является ли Сын Давидов законным титулом для Мессии? Но Он Сам неоднократно возвышал Себя через этот титул (наиболее открыто и демонстративно это видно из 21:9, 15, 16, где Он отчетливо отвечает на этот, хотя и провокационный, вопрос).

Сын Давидов — распространенный мессианский титул, который не только нередко встречается в Мф., но и лежит в основе представления Иисуса как Мессии в гл 1. Вряд ли можно представить себе, что эти стихи должны опровергнуть все сказанное ранее в этом плане. Скорее речь идет о том, что Мессия больше, чем просто сын Давида, о чем говорится в Пс 109:1. Этот же текст снова используется в 26:64 для подтверждения сверхчеловеческой власти Иисуса.

Здесь снова Иисус предостерегает народ против традиционного понимания Его служения. Вместо того чтобы воцариться в Иерусалиме, подобно Давиду, Он должен был быть вскоре отвергнут Своим народом. Но даже потом, на кресте, Его в конце концов признают не как сына Давидова (этот титул не появляется снова), а как «Сына Божия» (27:54)

Примечание. Ст. 43 В основе этого аргумента — вера в то, что Давид был автором Пс 109 и что он говорил о грядущем Мессии. В настоящее время обе эти посылки оспариваются большинством исследователей Ветхого Завета, но во времена Иисуса принимались как само собой разумеющееся.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.