От Матфея 4 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 Тогда Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола.
2 И проведя в посте сорок дней и сорок ночей, наконец ощутил голод,
3 И подойдя, искуситель сказал Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами.
4 Он же ответил: написано: «Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
5 Тогда берет Его диавол в святой город и ставит Его на крыло храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; написано, ведь: «Ангелам Своим заповедует Он о Тебе», и: «На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею».
7 Сказал ему Иисус: написано также: «Не искушай Господа Бога твоего».
8 Снова берет Его диавол на гору весьма высокую и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если павши поклонишься мне.
10 Тогда говорит ему Иисус: прочь, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
11 Тогда оставляет Его диавол, — и вот, ангелы приступили и служили Ему.
12 Услышав же, что Иоанн предан, Он удалился в Галилею.
13 И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в области Завулоновой и Неффалимовой,
14 чтобы исполнилось сказанное чрез Исаию пророка:
15 Земля Завулонова и земля Неффалимова на пути морском, за Иорданом, Галилея язычников,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смерти, свет воссиял им.
17 С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: кайтесь, ибо близко Царство Небесное.
18 Проходя же по берегу моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сеть в море, ибо они были рыболовы.
19 И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами людей.
20 И они тотчас оставили сети и последовали за Ним.
21 И пройдя оттуда дальше, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, чинящих сети свои, и призвал их.
22 Они же тотчас оставили лодку и отца своего и последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царства и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в народе.
24 И прошел слух о Нем по всей Сирии; и привели к Нему всех недужных, одержимых различными болезнями и муками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелил их.
25 И последовало за Ним много народа из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Новый Библейский Комментарий

4:1−16 Искушение и подготовка

4:1−11 Искушение Иисуса в пустыне (см.: Мк 1:12−13; Лк 4:1−13). Слово «искушение» указывает скорее на отрицательные переживания, однако Иисусу было предопределено Богом (1) пройти этот подготовительный путь перед дальнейшим служением. Греч. слово имеет общее значение «испытание», которое служит более точным переводом данного места.

В центре внимания стоит утверждение об Иисусе как Сыне Божьем (3:17; 4:3, 6). В чем же значение этого положения в Его отношениях с Отцом? Три испытания вскрывают различные стороны этих отношений и то, каким образом злоупотребление Своим высоким званием могло бы разрушить служение Иисуса. Он должен был оказаться готовым терпеть лишения в исполнении замысла Божьего относительно Него, не используя «привилегий» Своего статуса (2−4); доверять воле Отца, не пытаясь проверить, спасет ли Его Бог в случае опасности (5−7); не искать «легких путей» для исполнения Своего назначения, достигая тем самым цели и повинуясь Отцу (8−10).

Каждое предложение отвергается с помощью текстов Писания, которые восходят ко Втор. 6−8. В этом отрывке говорится об испытаниях израильского народа в пустыне («как человек учит сына своего», Втор 8:5; ср.: 8:2), и приводимые цитаты говорят о тех уроках, которые должен был усвоить Израиль посредством этих испытаний. Ныне новый «Сын Божий» готовится к Своему пути, и служение Иисуса, «нового Израиля», должно основываться на тех же принципах повиновения, которые не смог усвоить израильский народ.

Примечания. Ст. 1 Диавол преследовал свои цели, искушая Иисуса неправедно воспользоваться Своим положением, но его враждебные цели были использованы Богом для испытания Своего Сына.

Ст. 2 То, что Иисус постился и взалкал, показывает нам, что Ему не были чужды человеческие страдания.

Ст. 6 Дьявол достаточно точно цитирует место из Пс 90:11, 12 (и несомненно, что испытание доказало бы его истинность), но даже точная цитата из Писания может быть неверно применена.

Ст. 8 Сравните с 28:18, где через Свое послушание Иисус получает всю власть не только на земле, но и на небе!

4:12−16 Иисус переходит в Галилею (ср.: Мк 1:14; Лк 4:14). Заключение Иоанна под стражу сделало пребывание Иисуса, как единомышленника Иоанна, опасным на юге и одновременно открыло Ему путь к началу собственного служения. Галилея отныне становится ареной действий Иисуса до времени Его последнего путешествия в Иерусалим в гл. 21. Именно в Галилее должен был просиять свет (о котором пророчествовал Исайя в 9:1, 2), а проповедь Иисуса должна была укрепиться и набрать силу. Иерусалиму, напротив, суждено было стать местом отвержения и смерти. Такое противопоставление проходит через все Евангелие, получая завершение в возвращении Иисуса из Иерусалима в Галилею, откуда Он посылает Своих учеников проповедовать Евангелие в гл. 28.

Галилея {языческая) была географически и политически отделена от Иудеи, и евреи занимали не такую большую часть среди ее населения. Иудеи считали ее жителей невежественными и нерелигиозными людьми, и есть очевидные свидетельства напряженных отношений между двумя провинциями в новозаветные времена. Галилеянин Иисус в сущности был в Иерусалиме чужеземцем.

4:17 — 16:20 Общественноеслужение в Галилее и вокруг нее

4:17−25 Начало общественного служения

4:17 Призыв Иисуса (см.: Мк 1:14−15). В «Кратком содержании» говорилось, что этот стих служит указанием на начало нового этапа служения. Связь с Иоанном Крестителем см. в: 3:2. Тема Царства Небесного занимает центральное место в проповеди Иисуса: Бог — это Царь, Чье правление отныне входит в полную силу.

4:18−22 Призвание первых апостолов (см.: Мк 1:16−20; ср.: Лк 5:1−11). Помощники Иисуса в Его служении не могли быть просто Его «соработниками», они сами должны были стать ловцами человеков, приводя людей к Богу. Эти стихи показывают, что полное посвящение Иисусу требует абсолютной преданности.

Симон, Иаков и Иоанн (и в меньшей степени Андрей) составляли ядро апостольской группы. Их призвание и готовность откликнуться на призыв, видимо, характеризуют всю группу в целом.

4:23−25 Краткий обзор служения Иисуса (ср.: Мк 1:39; 3:7−12; Лк 4:44; 6:17−19). Это краткое заключение показывает, что Иисус был принят в синагогах (противостояние ждало Его еще впереди) и широко известен как Учитель и особенно как Исцелитель — Его проповедь в Галилее имела весьма большой успех. Хотя служение Иисуса было ограничено Галилеей, о Нем узнали в «большой Палестине» (которая составляла часть римской провинции Сирия). То, что Иисус исцелял людей, показывает, что служение Иоанна Крестителя пришло к завершению: сила Царства Небесного, именем которой проповедовал Иоанн, была явлена в действии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.