От Луки 24 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 а в первый день недели ранним утром пришли к гробнице, неся приготовленные ими благовония.
2 И нашли они камень отваленным от гробницы
3 и, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
4 И было: когда они недоумевали об этом, вот предстали им два мужа в одеянии блистающем.
5 Когда же они устрашились и склоняли лица к земле, те сказали им: что вы ищете живого среди мертвых?
6 Его нет здесь, но восстал Он. Вспомните, как Он сказал вам, когда был еще в Галилее,
7 говоря о Сыне Человеческом, что надлежит Ему быть преданным в руки людей грешных и быть распятым и в третий день воскреснуть.
8 И вспомнили они слова Его
9 и, возвратившись от гробницы, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
10 То были Магдалина Мария и Иоанна и Мария Иаковлева. И другие с ними говорили апостолам об этом.
11 И показались им слова эти бредом, и они не верили женщинам.
12 Но Петр, встав, побежал к гробнице и, наклонившись, видит одни только пелены. И пошел он к себе, дивясь происшедшему.
13 И вот, двое из них в тот же день шли в селение, отстоящее в шестидесяти стадиях от Иерусалима, имя ему Эммаус.
14 И они беседовали между собой о всех этих событиях.
15 И было: когда они беседовали и рассуждали, Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними;
16 но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
17 Он же сказал им: о чем это вы толкуете между собою в пути? И они остановились омраченные.
18 А один из них, по имени Клеопа, сказал Ему в ответ: один Ты в Иерусалиме не знаешь о случившемся в нем в эти дни?
19 И сказал им: о чем? Они же сказали Ему: о том, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
21 А мы надеялись, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. Но и при всём том, идет третий день с тех пор, как это произошло.
22 Но и некоторые из наших женщин изумили нас: придя рано утром к гробнице,
23 и не найдя тела Его, они пришли, говоря, что видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив.
24 И пошли некоторые из тех, что с нами, к гробнице и нашли так, как и женщины сказали. Его же не видели.
25 И Он сказал им: о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы верить во всё, что сказали пророки!
26 Не это ли надлежало претерпеть Христу и войти в славу Свою?
27 И начав от Моисея и от всех Пророков, истолковал им во всех Писаниях то, что относится к Нему.
28 И приблизились они к тому селению, куда шли; и Он сделал вид, что идет дальше.
29 Но они понуждали Его, говоря: останься с нами, потому что наступает вечер, и день уже на склоне. И Он вошел, чтобы остаться с ними.
30 И было: когда Он возлег с ними, то, взяв хлеб, благословил и, преломив, давал им.
31 И у них открылись глаза, и они узнали Его, и Он стал невидим для них.
32 И сказали они друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам в пути, когда Он открывал нам Писания?
33 И встав в тот же час, они возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать и тех, что с ними,
34 которые говорили, что Господь действительно восстал и явился Симону.
35 И они рассказывали о том, что было в пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
36 А когда они говорили об этом, Он Сам стал посреди них, и говорит им: мир вам.
37 Они же, в ужасе и страхе, думали, что видят духа.
38 И Он сказал им: почему вы смущены, и отчего сомнения возникают в сердце вашем?
39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и посмотрите: дух плоти и костей не имеет, как вы видите у Меня.
40 И сказав это. Он показал им руки и ноги.
41 Когда же они от радости еще не верили и удивлялись. Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
42 И они подали Ему кусок печеной рыбы.
43 И взяв, он перед ними съел.
44 И сказал им: вот слова Мои, которые Я говорил вам, когда еще был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах о Мне.
45 Тогда Он открыл им ум для разумения Писаний.
46 И сказал им: так написано, чтобы Христу пострадать и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и чтобы было проповедано во имя Его покаяние для отпущения грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
48 Вы свидетели этому.
49 И вот, Я посылаю обещанное Отцом Моим на вас. Вы же оставайтесь в городе этом, доколе не облечетесь силою свыше.
50 И вывел их из города до Вифании и подняв руки Свои, благословил их.
51 И было: когда благословлял их, Он отделился от них и стал возноситься на небо.
52 И они, поклонившись Ему, возвратились в Иерусалим с радостью великою,
53 и были постоянно в храме, благословляя Бога.

Новый Библейский Комментарий

24:1−53 Воскресение Иисуса

24:1−12 Пустой гроб (ср.: Мф 28:1−10; Мк 16:1−8; Ин 20:1−10). Два мужа, одетых в блистающие одежды, означающие принадлежность к небесным существам (ср.: 9:29), мягко пожурили женщин за то, что те ожидали найти в гробе Того, Кто предрек Свое воскресение из мертвых (9:22; 18:33). То, что женщины были названы по именам (10), подразумевало достоверность их свидетельства.

Неудивительно, что историчность рассказа часто оказывалась под вопросом. Например, высказывалось предположение, что на самом деле женщины пришли не к тому гробу, но невероятно, чтобы все они (вместе с пришедшими позднее) могли ошибиться таким образом. Или же предполагают, что хотя рассказы о «явлениях после воскресения» в целом могут быть вполне историческими, однако рассказ о пустом гробе — легенда, возникшая позднее. Но предание о пустом гробе, вероятно, упоминается еще в таком раннем документе, как 1Кор 15:3−7, и новозаветное понимание воскресения включает в себя и воскресение телесное. Утверждение, что останки Иисуса остались захороненными в Палестине, означает понимание воскресения, отличное от новозаветного, и основывается на чистом домысле.

Однако даже если принять основную часть рассказа о пустом гробе и явлениях, все равно остается сложным увязать друг с другом различные свидетельства, как это может быть и в случае какого-нибудь современного события, которое видели различные свидетели. Это снимает со свидетелей всяческие подозрения в тайном сговоре, но оставляет некоторые неувязки. (О попытке решить эту проблему см.: J. Wenham, Easter Enigma [Paternoster Press, 1984].)

Примечания. Ст. 1 Упоминание о нескольких женщинах противоречит посещению Марией Магдалиной гроба в одиночку, как в Ин 20:1−10. В описании Луки могут отразиться две или более различных истории.

Ст. 3 Здесь, а также в других стихах этой главы (5, 12, 36, 40, 51, 52) многие фразы опущены в некоторых рукописях и, следовательно, в некоторых английских переводах. NIV совершенно справедливо включает их, поскольку очень немногое свидетельствует в пользу подобного опущения.

Ст. 4 Марк упоминает только одного юношу, и его слова несколько отличны. В частности, Лука не говорит о повелении ученикам идти в Галилею (Мк 16:7; ср.: Мк 14:28). Вероятно, Лука мог опустить это, потому что он не приводит описания ни одного из явлений в Галилее.

Ст. 9 Утверждение в Мк 16:8 о том, что женщины никому ничего не сказали из-за страха, не противоречит тому, что сказано здесь. Вероятно, Марк имел в виду, что они не сказали ничего никому, кроме одиннадцати учеников.

Ст. 12 См.: Ин 20:1−10.

24:13−35 На пути в Эммаус (ср.: Мк 16:12, 13). Стих 16 означает, что Бог не дозволил двум ученикам узнать Иисуса, и дело не в том, что Он выглядел по-другому (хотя см.: Мк 16:12). Не открываясь им, Иисус расспрашивает их и узнает о причинах их печали и о том, что, по слухам, Его гроб оказался пуст. Они были уверены в том, что Иисус — пророк (это самое большее, чем мог быть Иисус для тех, кто не верил в Его воскресение). Они ждали, что Он станет освободителем Израиля, но не могли понять, почему Он был отвергнут первосвященниками и начальниками. Они помнили пророчество о Его воскресении в третий день, но не слышали, чтобы кто-нибудь видел Его. Иисус объяснил, что страдания обязательно должны были предшествовать обретению Мессией Царственной славы, и напомнил им о словах из Писания, в которых это предрекалось (см.: 18:31). Язык при описании того, как Он брал хлеб, преломлял его и делил с остальными, явственно напоминает (по крайней мере, читателям Луки) описание действий Иисуса во время чудесного насыщения хлебами и на Последней вечере (9:16; 22:19; Мк 8:6). Вспомнились или нет обоим ученикам эти события (присутствовали ли они при них?), однако словно завеса спала с их глаз — и они узнали Иисуса. Они осознали, что еще раньше, когда Иисус разговаривал с ними на дороге, их охватил некий странный восторг. Сразу же после этого они отправились обратно в Иерусалим, чтобы поделиться с остальными случившимся. Беглый перечень событий в Мк 16:12 и далее (который не относится к подлиннику Евангелия) говорит, что ученики не поверили им, но это уже было вопросом их недоверчивости и маловерия (см. следующую часть рассказа, ст. 37, 41).

Примечания. Ст. 13 Еммаус часто ассоциируют с современной Эль-Кубейбой, расположенной в 7 милях (11 км) к северо-западу от Иерусалима, но более вероятно, что это был другой Эммаус — впоследствии Никополь, ныне Амвас, находящийся примерно в 18 милях (31 км) от Иерусалима. (Если это верно, то нам следует придерживаться тех рукописей Евангелия от Луки, в которых указывается расстояние в 160 стадий.)

Ст. 18 Клеопа может быть Клеопой из Ин 19:25. Его безымянным спутником могла быть его жена, но у нас нет способов определить это.

Ст. 21 Ученики знали, что, по словам Иисуса, в третий день должно было произойти нечто важное и что Его гробница могла оказаться пустой. Но это не было достаточным свидетельством Его воскресения, которое могло быть доказано только явлением Самого Господа.

Ст. 27 Еврейское Писание состоит из трех частей: Закон Моисея, или Тора (Быт. — Втор.); Пророки (Нав., Суд., 1−4 Цар.) и Малые пророки (кроме Даниила); и Писания, или Кетубим (все остальные книги Ветхого Завета). То, что третья группа здесь опушена (в отличие от ст. 44), не существенно, потому что ветхозаветные писания здесь перечисляются скорее в зависимости от их пророческого содержания, нежели по порядку.

Ст. 34 О явлении Симону см.: 1Кор 15:5.

24:36−53 Иисус вновь является Своим ученикам (ср.: Мф 28:16−20; Мк 16:14−20; Ин 20:19−23). Учеников нужно было убедить, что Тот, Кого они видят, — это не призрак, а действительно Иисус. Следовало прогнать их страх, вызванный Его сверхъестественным появлением. Поэтому Иисус показал им, что Его тело действительно из плоти и крови, а руки и ноги носят следы гвоздей. Для дальнейшего доказательства Своей реальности Он при них съел немного пищи.

Здесь повторяются разъяснения, данные двум ученикам по дороге в Эммаус, и это необходимо для того, чтобы все ученики поняли ветхозаветные пророчества о пришествии Иисуса. Кроме того, отмечены два новых момента. Появилось повеление проповедовать покаяние и прощение грехов всем народам, в основание которого легло ветхозаветное пророчество. Тем, кто стал свидетелем Его явлений после воскресения (их было больше, чем одиннадцать), было обещано, что сила Божья будет помогать им свидетельствовать об Иисусе.

Наконец, Иисус вывел их из Иерусалима до дороги в Вифанию, где благословил их на прощание и стал возноситься на небо.

Они вернулись в Иерусалим и стали с радостью ждать исполнения Его обещаний.

Примечания. Ст. 36−53 Рассказ напоминает не только параллельный эпизод в Ин 20:19−23, но также отрывок в Мф 28:16−20, где Иисус появляется перед учениками в Галилее и дает им Свои последние наставления. Не возникает никаких особых вопросов относительно явления Иисуса перед учениками, как в Иерусалиме (у Луки, в Деян. и Ин 20), так и в Галилее (у Мф. и в Ин 21). Последнее явление в Мф 28 не совпадает с вознесением и, вполне возможно, что Иисус повторял Свои наставления ученикам не однажды.

Из повествования можно сделать вывод, что и воскресение, и вознесение произошли в один и тот же день, в Пасхальное воскресенье. Но это противоречило бы дальнейшему рассказу Луки в Деян 1. Отсюда следует, что все, что здесь описано коротко и сжато, должно быть, занимало более долгий период времени.

Ст. 43 Некоторых читателей ошеломляет, что воскресший Иисус описан в совершенно физических терминах, но если воскресение всех (включая Сына Божьего) происходит в плоти и крови, тело Иисуса также могло обладать этими качествами.

Ст. 47 Относительно пророчества о проповедовании язычникам см.: Ис 2:3; 42:6; 49:6; 51:4, 5; Рим 15:9−12.

Ст. 50 Вифания располагалась у подножия Елеонской горы в 3 км от Иерусалима (ср.: Деян 1:12).

Ст. 53 Слово всегда не следует воспринимать слишком буквально (ср.: 2:37), как видно из Деян 1:13, 14.

I. Howard Marshall



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.