От Луки 7 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, Он вошел в Капернаум.
2 И был при смерти больной раб некоего сотника, которому он был дорог,
3 Услышав об Иисусе, он послал к нему старейшин Иудейских, прося Его придти спасти раба его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его усердно и говорили: он достоин, чтобы Ты сделал ему это:
5 он любит народ наш, и сам построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он был уже недалеко от дома, сотник послал друзей сказать Ему: Господи, не утруждай Себя. Ибо не достоин я, чтобы Ты вошел ко мне под кров;
7 поэтому я и себя самого не счел достойным придти к Тебе, но только скажи, и будет исцелен отрок мой.
8 Ведь и я человек подначальный, имеющий в своем подчинении воинов, и говорю одному: «пойди», и идет, и другому: «приходи», и приходит, и этому рабу моему: «сделай это», и делает.
9 Услышал это Иисус и удивился ему; и повернувшись к сопровождавшей Его толпе, сказал: говорю вам, что Я и в Израиле не нашел такой веры.
10 И возвратившись в дом, посланные нашли раба здоровым.
11 И было: направился Он потом в город, называемый Наин, и шли с Ним ученики Его и много народа.
12 Когда же Он приблизился к городским воротам, то вот, выносили умершего, единственного сына у матери его, и она была вдова, и немало народа из города было с ней.
13 И увидев ее, Господь сжалился над ней и сказал ей: не плачь.
14 И подойдя. Он прикоснулся к носилкам. Несшие остановились. И Он сказал: юноша, тебе говорю: встань!
15 И сел мертвый и начал говорить; и Он отдал его матери его.
16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
17 И это слово о Нем прошло по всей Иудее и по всей округе.
18 И возвестили Иоанну ученики его о всём этом.
19 И призвав двоих из учеников своих, Иоанн послал их к Господу спросить: Ты ли Грядущий, или ожидать нам другого?
20 И придя к Нему, эти люди сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: «Ты ли Грядущий, или ожидать нам другого?
21 В это самое время Он исцелил многих от болезней и недугов и духов злых, и многим слепым даровал зрение.
22 И он ответил им: пойдите, возвестите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, и глухие слышат, мертвые восстают, нищим благовествуется,
23 и блажен тот, кто не соблазнится из-за Меня.
24 Когда же посланные Иоанна ушли, начал Он говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? Не тростник же, ветром колеблемый?
25 Но что же ходили вы смотреть? Человека, облеченного в мягкие одеяния? Но в пышных нарядах и роскоши живущие находятся в царских дворцах.
26 Так что же вышли вы смотреть? Пророка? Да, говорю вам, и больше, чем пророка.
27 Это тот, о ком написано: «Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
28 Говорю вам: среди рожденных женами нет ни одного большего, чем Иоанн; но меньший в Царстве Божием больше его.
29 И весь народ, услышав, и мытари признали правым Бога, крестившись крещением Иоанновым.
30 Фарисеи же и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись у него.
31 Итак, кому уподоблю людей рода этого, и кому они подобны?
32 Они подобны детям, которые сидят на площади и обращаются друг к другу, говоря: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали, мы пели вам печальные песни, и вы не плакали».
33 Ибо пришел Иоанн Креститель: не ест хлеба и не пьет вина, и вы говорите: «в нем бес».
34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет, и вы говорите: «вот человек, любящий есть и пить вино, друг мытарей и грешников».
35 И оправданием премудрости были все дети ее.
36 И просил Его некто из фарисеев вкусить с ним. И войдя в дом фарисея. Он возлег.
37 И вот, женщина, которая была известна в городе, как грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алебастровый сосуд с миром
38 и, став сзади у ног Его, начала, плача, обливать ноги Его слезами и волосами головы своей отирала и целовала ноги Его и мазала миром.
39 Увидев это, фарисей, пригласивший Его, сказал самому себе: Этот, если бы Он был пророк, знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, потому что она грешница.
40 И Иисус ему ответил: Симон, Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи. Учитель.
41 У некоего заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят.
42 Так как им нечем было заплатить, он простил обоим. Кто же из них больше возлюбит его?
43 Симон ответил: полагаю, что тот, кому он больше простил. Он же сказал ему: ты правильно рассудил.
44 И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я вошел к тебе в дом: ты воды Мне на ноги не дал, она же слезами облила Мне ноги и отерла волосами своими;
45 ты целования Мне не дал, она же, с тех пор, как Я вошел, не переставала целовать Мне ноги;
46 ты елеем головы Моей не помазал, она же миром помазала ноги Мои.
47 Поэтому говорю тебе: прощены грехи ее многие за то, что она возлюбила много. А кому мало прощается, тот мало любит.
48 И Он сказал ей: прощены твои грехи.
49 И начали возлежавшие с ним говорить самим себе: кто это, что и грехи прощает?
50 Он же сказал женщине; вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Новый Библейский Комментарий

7:1−50 Сострадание Мессии

Далее Лука еще больше раскрывает перед нами характер Иисуса как Мессии и особенно подчеркивает, как он проявлялся в милосердных поступках, выказывающих сострадание Господа. Пришествие Царства Божьего означает, что Господь чудесным образом явил Свою милость людям через Иисуса Христа.

7:1−10 Исцеление слуги сотника (см.: Мф 8:5−13; Ин 4:46−53). Центральная фигура этой истории — язычник, очевидно, нанятый Иродом Антипой, у которого была армия римского типа (ср.: 3:14). Сотник был человеком зажиточным, у него хватило денег, чтобы пожертвовать их на постройку синагоги в Капернауме. Сотник описан как человек благородный, что проявляется в его заботе о слуге, в его отношении к иудеям, в ощущении им собственной ничтожности в присутствии Иисуса Христа. Совершенно удивительна сила его веры. Он распознал в Иисусе Того, Кто от Бога несомненно властен врачевать болезни и способен исцелять, просто произнеся повеление. Иисус отметил редкую веру сотника-язычника и сказал, что язычник в проявлении веры превзошел иудеев.

Версия Луки несколько отличается от передачи этой истории евангелистом Матфеем. Здесь сотник посылал к Иисусу две группы посланцев. Вначале он послал к Иисусу старейшин (административных лиц того округа, связанных с синагогой). Второй раз он направил к Иисусу нескольких своих друзей, которые слово в слово передали его послание как бы от первого лица (ср.: 4Цар 19:20−34). Возможно, из-за сокращений история о сотнике в Евангелии от Матфея производит несколько иное впечатление (ср.: как в Мф 9:18−26 сокращена история из Мк 5:22−43). У Луки больше подчеркнута человечность сотника и сила его веры.

В Евангелии от Иоанна есть очень похожая история о царедворце, у которого заболел сын (см.: Ин 4:46−53). Сходство может оказаться еще большим, если переводить слово pais (употреблено в Лк 7:7 и Мф 8:6) как «мальчик» в смысле «сын», а не «слуга», и если предположить, что в стихах 2 и 10 слово doulos («раб») использовано ошибочно. Однако ничто больше у Луки или у Матфея не свидетельствует о том, что подразумевается сын, а подробности истории о царедворце у евангелиста Иоанна сильно отличаются от истории о сотнике.

7:11−17 Исцеление сына вдовы. После исцеления смертельно больного слуги сотника (7:2) Господь воскрешает умершего из Наина (селения к югу от Назарета). Иисус проявил здесь особое сочувствие, потому что мать юноши была вдовой и, кроме единственного сына, некому было позаботиться о ней. Умершего несли в открытых носилках. Несмотря на то что прикосновение к мертвецу сделало бы Его ритуально нечистым, Иисус, коснувшись одра, остановил похоронную процессию и повелел мертвому юноше встать. Этого оказалось достаточно, чтобы вернуть его к жизни, а люди преисполнились смешанных чувств — ужаса и радости, понятных в присутствии сверхъестественного. Они помнили, что Илия и Елисей тоже могли творить такие чудеса (3Цар 17:17−24; 4Цар 4:18−37), и увидели в этом проявление силы Божьей (ср.: 1:68).

Примечания. Ст. 13 Лука единственный из всех евангелистов часто употребляет слово Господь применительно к Иисусу. Во время земной жизни Спасителя люди обычно Его так не называли (кроме Мк 11:3). Когда люди обращались непосредственно к Иисусу, говоря «Господи» (напр.: 5:8; 7:6), это было просто вежливой формой обращения, вроде нашего «господин».

7:18−35 Иисус Христос и Иоанн Креститель (см.: Мф 11:2−19). К этому моменту Иоанн Креститель уже какое-то время находился в темнице. Новости, которые сообщали Иоанну его последователи, поставили его в тупик. Казалось, что с приходом Иисуса не произошло тех драматических событий, о которых предупреждал Иоанн (а возможно, он просто удивился, что его не освободили из темницы). Некоторые полагают, что Иоанна тревожило отсутствие осуждения в учении Иисуса (хотя на самом деле оно там было; см.: 11:37−53). Был ли Иисус обещанным Мессией или не был?

В ответ Иисус Христос привлек внимание спрашивающих к делам любви и чудесам исцелений и отослал посланцев обратно к Иоанну со словами, которые перекликаются с Ис 26:19; 29:18, 19; 35:5, 6; 61:1. Исполнение этих пророчеств должно было показать Иоанну, что уже появились признаки обещанного времени спасения. Этот ответ указывал на Иисуса не просто как на великого пророка, возглашающего наступление новой эры, но как на Самого Мессию, с Которого она начинается. Поэтому Иоанну не следует терзаться сомнениями, а надо просто поверить в Иисуса.

Ничего не говорится о том, утвердил ли этот ответ Иоанна в вере, но можно предположить, что это так, ибо Иисус продолжал хвалить Иоанна. Разве Иоанн был человеком слабым или легко поддающимся пагубным привычкам времени (как колеблемая ветром трость), живущим в комфортных условиях? Могли он не заботиться о поведении своих слушателей? Иоанн был величайшим из пророков и величайшим из когда-либо рожденных людей, потому что был Предтечей Мессии. (Это описание основано на Исх 23:20 и Мал 3:1; ср.: Мк 1:2.) После такого восхваления следующая фраза поражает: оказывается, самый незначительный из обитающих в Царстве Божьем гораздо более велик, чем Иоанн, который жил только на заре эры спасения и не успел в полной мере испытать на себе благодатных воздействий.

Стихи 29, 30 отмечают, что многие простые люди, услышав похвалу Иоанну из уст Иисуса, немедленно уверовали и крестились. Фарисеи же и законники отвергли и Иисуса, и Иоанна.

Их негативное отношение к учению о Царстве Божьем объясняет, почему Иисус сравнил их с играющими детьми. Когда одни дети предлагают играть в свадьбу, другие отказываются плясать. Когда же им предлагают поиграть в похороны и поют грустные песни, они и тогда отказываются присоединиться. Так, иудейские вожди невзлюбили Иоанна за суровый и аскетичный образ жизни, однако они же обвинили Иисуса в том, что Он общается с людьми, не принимающими всерьез религию. Несомненно, Лука намеренно заостряет внимание читателей на портретах Иоанна и Иисуса. Однако несмотря ни на что, сказал Иисус, премудрость Божья будет оправдана ее чадами, то есть теми, кто поверил Иоанну и Ему Самому.

Примечания. Ст. 19 Тот, Которому должно придти, — скорее всего, здесь имеется в виду не пророк, а Мессия (ср.: Ин 6:14; 11:27). см. также: Евр 10:37.

Ст. 34 Титул Сын Человеческий здесь относится к смирению Иисуса в дни Его земной жизни, когда Он был отвержен современниками. Некоторые толкователи полагают, что в этом стихе присутствует арамеизм и представлен другой способ сказать «Я». То есть необязательно именно в этом стихе видеть титул из Дан 7:13. Далее см.: коммент. к 9:22.

Ст. 35 Премудрость здесь означает «Бог в Своей премудрости».

7:36−50 Женщина, которая была грешницей (ср.: Мф 26:6−13; Мк 14:3−9; Ин 12:1−8). Эта история — иллюстрация к ст. 34. Фарисей по имени Симон пригласил к себе на трапезу Иисуса, очевидно, после совместных молений в синагоге. В те времена не было редкостью, что на пиру оказывалось немало незваных гостей. Среди гостей фарисея оказалась одна женщина, повсеместно известная как блудница. Поскольку трапезничали тогда не сидя за столом, а удобно устроившись на ложах, для нее не составило труда подойти к Иисусу. Она начала умащивать Его ноги драгоценным миром, но слезы мешали ей довести до конца начатое. Вне всякого сомнения, ее действия выглядели несколько странно, однако она находилась в таком стрессовом состоянии, что мнение людей ей было безразлично. Фарисея шокировало, что Иисус принял эти знаки почитания, и он начал сомневаться, действительно ли Иисус — великий пророк, если позволяет прикасаться к Себе такой грешнице, а следовательно, женщине «нечистой». Однако Иисус понял, что происходит, и ответил Симону притчей, смысл которой совершенно ясен: любовь — это признак того, что человек получил прощение, и чем больше людям прощается, тем сильней они начинаютлюбить.

Не следует обвинять Симона в надменности или равнодушии. Это был вполне радушный и гостеприимный хозяин, однако он никак не выделил Иисуса среди остальных гостей. Зато грешница проявила преданность Иисусу. Это доказывало, что ей простилось много грехов. Затем Христос подчеркнул, что она прощена и что спасла ее вера.

Некоторые толкователи полагают, что любовь женщины к Иисусу была причиной ее прощения, а не следствием. Они объясняют смысл стиха 47 таким образом: «...причина того, что ей простились грехи, в том, что она возлюбила много», а затем в стихе 48 усматривают подтверждение своей точки зрения. Но такой взгляд делает бессмысленной притчу (41, 42), которая совершенно ясно учит нас, что любовь следует за прощением, и не обращает внимания на то, что в стихе 50 сделан акцент на вере. Ошибка вызвана незнанием того, что «возлюбить» — это еврейская фраза, означающая «выказать признательность». Следует учитывать, что перед этим женщина выслушала и приняла близко к сердцу благовествование Иисуса.

Примечания. Ст. 41 Динарий был обычно дневным заработком сельских работников (ср.: NIV).

Ст. 46 Оливковое масло ценилось несравненно ниже мира.

В остальных Евангелиях присутствует похожая история, но, скорее всего, она относится к другому эпизоду.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.