1 Петра 2 глава

Первое соборное послание святого апостола Петра
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие,
2 как новорождённые младенцы, возжелайте духовного неповрежденного молока, чтобы от него вы возросли во спасение,
3 если только вы вкусили, что благ Господь.
4 Приступая к Нему, камню живому, людьми отвергнутому, но избранному, драгоценному пред Богом,
5 и сами как камни живые, созидайте из себя дом духовный, чтобы быть вам священством святым для принесения духовных жертв благоприятных Богу чрез Иисуса Христа;
6 потому что стоит в Писании: Вот Я полагаю в Сионе камень избранный, краеугольный, драгоценный, и верующий в Него не будет посрамлен.
7 Итак, вам верующим честь; а для неверующих: Камень, Который отвергли строители, Он сделался главою угла,
8 и: камень преткновения и камень соблазна. Они претыкаются, не повинуясь слову, на что они и были определены.
9 Но вы — род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел, чтобы возвестить совершенства Призвавшего вас из тьмы в дивный Свой свет,
10 вы — некогда не народ, теперь же народ Божий, некогда непомилованные, теперь же помилованные.
11 Возлюбленные, прошу вас, как странников и пришельцев, удаляться от плотских похотей, воюющих против души,
12 проводя добрую жизнь вашу между язычниками, чтобы они за то, за что злословят вас, как делающих злое, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
13 Подчиняйтесь ради Господа всякому человеческому установлению: царю ли, как верховной власти,
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания делающих злое и для похвалы делающим доброе,
15 потому что такова воля Божия, чтобы вы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,
16 как свободные, а не как прикрывающие свободою зло, но как Божии рабы.
17 Всех почитайте, братство любите. Бога бойтесь, царя почитайте.
18 Слуги, подчиняйтесь со всяким страхом господам не только добрым и снисходительным, но и суровым.
19 Ибо это благодать, если кто по совести ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо какая слава, если вы будете терпеть, подвергаясь ударам за проступки? Но, если делая добро и страдая, вы будете терпеть, это благодать пред Богом.
21 Ибо на то вы были призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы следовали по стопам Его:
22 Он греха не сотворил и не было найдено лукавства в устах Его;
23 будучи злословим. Он не злословил в ответ; страдая не угрожал, но предавал Судящему праведно;
24 Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, чтобы мы, умерши для грехов, жили для праведности: язвами Его вы были исцелены.
25 Ибо вы были как овцы блуждающие, но возвратились теперь к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−3 Стремление к духовному возрастанию

Новообращенный христианин нуждается в духовном возрастании, как новорожденный младенец в физическом росте. Это означает быть защищенным от всего, что может нанести вред, и питаться хорошей пищей. Новая жизнь дана нам, чтобы мы смогли достичь полного и окончательного спасения.

Примечания. Ст. 2 Словесное — греч. слово logikon одновременно означает и «духовный». В Евр 5:12 выражена та же мысль, а в Ветхом Завете много аллюзий на закон или слово Божье как на духовную поддержку.

Ст. 3 Пс 33:9, который цитируется здесь, может служить либо разъяснением причины страстного стремления к истине в ст. 2, либо это устремление свидетельствует о том, что вкусившие поняли, что благ Господь.

Ст. 4−10 Принадлежность к народу Божьему

Христиане должны духовно возрастать и все вместе, и каждый индивидуально, и Петр здесь снова обращается к этой теме. Он столь взволнован, что смешивает разные метафоры, но основная мысль прослеживается четко. Постоянно общаясь с Христом, живым камнем, христиане становятся, подобно Ему, живыми камнями. Отдельный камень сам по себе не представляет особой ценности, но вместе с другими он становится частью строения. Отдельный «живой» камень предназначен быть частью единого целого. Далее мысль Петра переключается от строения (возможно, здания храма) к тем, кто трудится в нем. Они, будучи членами духовного сообщества Бога, несут на себе двойную ответственность: богослужение, т. е. приношение духовных жертв (5), и свидетельство — возвещение совершенства (9).

Дополнительно Петр обращается к ветхозаветным образам живого Камня и показывает, как они воплотились во Христе: первый через верующих, а последние два через неверующих. Независимо от того, приходят ли люди в вере к живому Камню или отвергают Его, это не принижает высших целей Бога. В Мк 12:10 Иисус соотносит этот текст с иудейскими религиозными руководителями как со строителями. Христос стал краеугольным камнем, поставленным во главу угла здания, и тот, кто отвергает эту весть, претыкается и падает, как и предполагает Божье установление.

В отличие от неверующих, христианская церковь, как показывает Петр, наследует привилегии, обещанные народу Божьему в ветхозаветные времена. Вы ... дабы возвещать: здесь подчеркивается библейский принцип о том, что привилегия предполагает и ответственность. Наследующие благословения, данные Израилю, должны исполнять работу, возложенную на Израиль, и возвещать совершенства Бога, Который столь многим одарил их.

В ст. 4 и ст. 6−8 соединены два важных пророчества: о драгоценном камне из Ис 28:16 (в ст. 6 приводится цитата из LXX, как и в Рим 9:33 в послании Павла) и об отвергнутом камне в Пс 117:22. Иисус относит эту последнюю ссылку к Себе в Мк 12:10, а Петр приводит эту цитату о Нем перед синедрионом в Деян 4:11. Иисус одновременно и драгоценный камень в основании, на котором построена Его Церковь, и краеугольный камень, вокруг которого возводится все здание (см.: 1Кор 3:11; Еф 2:19−22). NIV mg показывает, что это один и тот же камень. Объединяя две вышеуказанные метафоры, Петр подчеркивает, что Христос драгоценен только для верующих (как свидетельствует контекст оригинала), а неверующие, отвергнувшие Его, находят в нем камень преткновения. Здесь Петр добавляет цитату из Ис 8:14.

Устрояйте (5): ближе к оригиналу было бы «вы устрояетесь», а не повелительное наклонение. Слова, использованные здесь и в ст. 9 (см. ниже), были важными и многозначными для народа Божьего в ветхозаветную эпоху. Их использование здесь призвано подчеркнуть духовную преемственность между теми, кто принадлежал к Божьему народу завета, и верующими христианами. Слово дом и акцент на мысли о принадлежности к народу Божьему в ст. 9, 10, вероятно, служили серьезным ободрением для тех, кто перестали быть «пришельцами и странниками» (2:11). Возможно, Петр здесь имел в виду разрушение храма (предсказанное Иисусом в Мк 13:2). Каждый христианин в отдельности (1Кор 3:16) и вся церковь вместе составляют храм Божий, дом духовный (5), поскольку там пребывает Его Дух. Именно этот текст, а также из ст. 9 христиане положили в основу учения о том, что вследствие уникальной жертвы Иисуса, который принес Свою жертву за грех единожды и за всех (см.: 2:24; 3:18), ныне нужно приносить единственные жертвы — духовные (см.: Рим 12:1, 2 и Евр 13:15, 16). Они должны приноситься всеми верующими. Единственное новозаветное служение, которое особым образом отделено от других, это служение старейшин, руководителей церкви — как в области проповеднической, так и пастырской деятельности (см. коммент. к 5:1−4 ниже). Иисусом Христом — это можно толковать либо как способ принесения жертвы, либо как причину, по которой они принимаются.

Слово Божье — написанное (Библия) или живое (Иисус Христос) служит фундаментом, на котором созидается все строение. Не покоряющиеся Христу вскоре обнаружат, что сталкиваются с препятствием на своем пути, которое рано или поздно заставит их споткнуться и упасть (8). (Более подробное обсуждение этого учения, которое здесь обозначено в общих чертах и может быть названо «предопределением», см.: IBD, р. 1262−1264.) Ст. 9 объявляет христианским верующим обетования, данные в Исх 19:5, 6 и Ис 43:20, 21, о которых Павел рассуждает в Рим 9. Род означает биологическое потомство и может указывать на преимущества возрождения и новой жизни. Слово, из которого происходит термин священство, в Новом Завете используется не для описания христианского служения, а скорее для роли, предназначенной всем верующим христианам (ср.: Откр 1:6). По всему Ветхому Завету функции царя и священника всегда были разделены, за исключением Мелхиседека и Мессии, которые совмещали в себе эти функции. Саул совершил грех, когда попытался присвоить себе эти два титула (1Цар 13:5−15). Во Христе христиане могут быть и царями, и священниками. Род избранный, т. е. народ, призванный отражать характер Бога, Его святость (1:16). Люди, взятые в удел (т. е. особые), отделенные: здесь используется образ восточного царя, который держит при себе особую сокровищницу, отдельно от государственного казначейства. Она была предназначена исключительно для него, и эта мысль впервые звучит в Исх 19:5 («удел») и воспринята Павлом (см.: Тит 2:14 — слово «особенный»). Совершенства — это слово трудно перевести точно, вероятно, ближе всего к оригиналу оно передается в RV — «превосходства». Христиане сочтут естественным и будут непосредственно отвечать таким образом Богу и своим ближним, когда поймут, что все эти благословения проистекают из свободной благодати и милосердия Бога (10). В подтверждение своей мысли Петр ссылается на тексты из Ос 1:8 — 2:1 и 2:23.

Ст. 2:11 — 3:12 Являть собой образ Христа для других

Поскольку христиане в особом смысле — народ Божий, их истинное обиталище — общий дом с Ним. Таким образом, проходя земной жизненный путь, они должны являть своей жизнью и своим отношением к ближним образ жителей другой, лучшей страны.

Примечательно, что первые три из четырех нижеследующих разделов посвящены иллюстрации этой мысли: образа жизни, повиновения (13, 18, 3:1). Использованное в оригинале слово означает поставить себя в положение ниже другого, а тем самым возвышать другого по отношению к себе (как в Флп 2:3). Как показывают нам Иисус (Ин 18:22, 23) и Павел (Деян 25:10, 11), это не означает, что христиане должны быть «половиком», о который вытирают ноги; они должны уметь твердо отстаивать свои права.

Ст. 2:11−12 Общие принципы человеческих взаимоотношений в мире. Начиная с 1:15, Петр рассматривал положительную сторону жизни — святость и жизнь для Бога. Теперь он кратко останавливается на отрицательной стороне, т. е. неприятии, воздержании, о чем он снова будет говорить в 4:1. Такой образ жизни помогает противостоять клевете и злословию, с которыми христиане уже столкнулись лицом к лицу. Это перекликается с поучениями Иисуса из Мф 5:16.

Примечание. Ст. 11 Упоминание пришельцев и странников в 1:1, 17 и Евр 11:13 восходит к Быт 23:4. Греха (букв, плотских похотей) необходимо удаляться, поскольку он разрушает бессмертный удел нашего бытия (см.: Гал 5:19−21).

Ст. 12 Под язычниками понимаются те, кто стоит в стороне от Бога, от радости общения с церковью как с истинным Израилем (см. выше коммент. к ст. 9, 10). В день посещения, т. е. в день суда.

Ст. 13−17 Определение отношения к властям. Добродетельное поведение выражается в повиновении всякому человеческому начальству. Крайне удивительно, что Петр, возможно, написавший эти строки в период правления Нерона, все еще подчеркивает эти Божественные установления как не утратившие своей нравственной силы (см.: Рим 13:1−7; 1Тим 2:1, 2). Лояльная позиция христианина по отношению к властям должна поставить его выше порочащих его подозрений и клеветы невежд (15). Христиане обязаны воздавать должное кесарю (Мф 22:21), и Петр не делает здесь никакого исключения из этого правила, даже при том, что он знал, как следует противостоять властям, когда они претендуют на то, что принадлежит исключительно Богу (Деян 4:19, 20; 5:29).

Парадоксально, что христианская свобода определяется свободным выбором — жить как рабы Божий, выполняя Его волю (16). Следовательно, это не свободная лицензия на право потакать собственным прихотям под лозунгом «вседозволенности». Эти практические требования обобщены в четырех кратких повелениях: всех почитайте, т. е. выказывайте уважение тем, за кого умер Христос и в ком может быть восстановлено Божественное подобие; братство (т. е. своих собратьев по вере) любите; Бога бойтесь, т. е. надлежащим образом поклоняйтесь (в благоговейном страхе; см.: Евр 12:28, 29); царя чтите, т. е. выказывайте должное уважение.

Примечания. Ст. 13 Слова для Господа — это напоминание о примере и учении Иисуса. Верховной власти, т. е. превыше всех человеческих установлений.

Ст. 17 Петр цитирует Прит 24:21, где автор, в отличие от Петра, использует одно и то же слово для описания отношения и к Богу, и к царю.

Ст. 18−25 Отношение к работодателю, хозяину. Петр дает подробные наставления двум группам людей (слугам и женам), чье положение в древнем мире делало их жизнь, особенно в качестве верующих, чрезвычайно трудной. Многие слуги жили довольно сносно у своих хозяев, однако нередко испытывали на себе несправедливое отношение с их стороны. Если Петр входит в положение тех, кто занимался подневольным трудом, то Павел показывает, что и работодатель, хозяин должен тоже с уважением и сочувствием относиться к тем, кто работает на него (Ефес 6:5−9; Кол 3:22 — 4:1).

Терпение в случае заслуженного наказания не является добродетелью, христианин же призван принимать даже суровое обращение несправедливого господина.

Это достойно похвалы Божьей. Продолжать совершать добро и терпеть страдания, вероятно, это можно считать уделом христианина в свете того, что они приобщают его к страданиям Христа (ср.: Флп 3:10). Затем Петр напоминает своим читателям о пользе, которую могут принести им страдания.

Примечания. Ст. 18 Слуги находились в домашнем услужении, были обычными слугами в греч. и римских домах (см.: Флм.).

Ст. 19 Ибо то угодно Богу. Эта фраза может указывать либо на то, что хозяин мог объяснять этим незаслуженное наказание, которому он подвергал своего раба (зная о его вере), либо на то, что это было для раба побуждением беспрекословно подчиниться ему (потому что он знал, что Бог видит и разделяет его страдания; см.: Деян 9:4). Петр, вероятно, имел в виду слова Иисуса, записанные в Мф 5:11, 12, 46, 47; Лк 6:22, 23, 32−35 и в Ин 15:18−21.

Ст. 21 Пример — это слово использовано только здесь в Новом Завете, оно означает свод правил или наставлений, которым должен был следовать ученик.

Ст. 22, 23 Петр цитирует Ис 53:9 и 7 (ср.: Мк 14:61, 65; 15:29; Ин 19:1−9).

Ст. 24, 25 Это столь яркая картина, что создается впечатление, что ее описывает очевидец. Вознес, слово употребляется, когда речь идет о добровольной жертве (ср.: Евр 7:27, где использовано то же слово, переведенное фразой «принесши в жертву»). Упоминание о смысле страданий Иисуса (цитата из Ис 53:12 и ст. 5) предназначено для нас. Наш ответ Спасителю, Который понес на Себе наши грехи, — это вернуться к Нему как к своему пастырю, чтобы избавиться от грехов и жить для правды. Эта образная картина восходит к Ис 53 и Ин 10. Блюститель: это слово обычно используется для описания обязанностей пастуха и, следовательно, духовного пастыря. От этого корня происходит и англ. слово «епископ».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.