2 Петра 3 глава

Второе соборное послание святого апостола Петра
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 Это уже второе послание пишу вам, возлюбленные; в них напоминанием пробуждаю вашу чистую мысль,
2 чтобы вы вспомнили слова, прежде сказанные святыми пророками, и переданную апостолами вашими заповедь Господа и Спасителя.
3 Прежде всего знайте, что в последние дни придут насмешники с глумлением, поступающие по собственным своим похотям
4 и говорящие: где обещание пришествия Его? Ибо с тех пор, как умерли отцы, всё остается так от начала создания.
5 Ибо от них, когда они того хотят, остается скрытым, что небеса и земля были издревле из воды и водою составлены Божиим словом;
6 чрез них тогдашний мир погиб, затопленный водою.
7 А нынешние небеса и земля сохранены тем же самым словом для огня, будучи сберегаемы на день суда и гибели нечестивых людей.
8 Но это одно пусть не остается скрытым от вас, возлюбленные, что один день у Господа, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9 Не медлит Господь исполнением обещания, как некоторые считают то промедлением, но оказывает вам долготерпение, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
10 Придет же День Господень, как вор; в этот День небеса с шумом пройдут, стихии же раскалённые будут растворены, и земля и все дела на ней будут сожжены.
11 Если всё это будет так разрушено, то какими должно быть в святом поведении и благочестии вам,
12 ожидающим и ускоряющим пришествие Дня Божия, ради которого небеса будут растворены в огне и раскалённые стихии будут расплавлены.
13 Но, по обещанию Его, мы ожидаем новых небес и новой земли, на которых обитает праведность.
14 Потому, возлюбленные, ожидая этого, постарайтесь, чтобы Он нашел вас без пятна и без порока в мире,
15 и долготерпение Господа нашего считайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости написал вам,
16 как и во всех посланиях, когда он говорит в них об этом: в них есть нечто трудно поддающееся пониманию, что невежды и неутверждённые извращают, как и прочие Писания, к собственной своей гибели.
17 Итак вы, возлюбленные, зная то заранее, берегитесь, чтобы вам не быть увлечёнными заблуждением беззаконников и не отпасть от своей твёрдости,
18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и теперь и в день вечный, аминь.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−16 Напоминание о пришествии Господа

Петр начал свое послание с призыва к своим читателям возрастать духовно. В 2:1 он делает отступление от темы, поскольку осознает, какую опасность могут представлять лжеучителя для такого роста. Теперь он снова возвращается к теме благочестивой жизни, в основе которой — побудительные мотивы, связанные со Вторым пришествием Христа. Предваряя дальнейшее рассмотрение этой темы, он говорит о том, что Его пришествие неотвратимо, и объясняет причины его задержки.

Ст. 1−2 Призыв помнить обетование

Петр указывает на единство этого послания и предыдущего и на соответствие его представлений пророческим и апостольским учениям. Он последовательно стремится к своей цели: побудить своих читателей развивать в себе христианское мышление (ваш чистый смысл). Сердце его наполняется нежностью, когда он, оставляя тему лжеучителей, обращается к своей пастве, называя их «возлюбленными».

Примечания. Ст. 1 Фраза второе послание может относиться к 1 Пет. или 2Пет 1 и 2 (если они написаны порознь; см.: Введение к 1 Пет.) или к более раннему, утерянному письму. С точки зрения общего контекста, эти стихи можно отнести к 1 Пет. Возбуждая: в оригинале встречается то же слово, что и в 1:13. Чистый смысл: здесь противопоставление идеям, описанным в гл 2. Это выражение несет в себе нравственный оттенок («чистый»), а также «незараженный предрассудками».

Ст. 2 Петр подчеркивает единство ветхозаветных и апостольских Писаний в 1:19−21 и 1Пет 1:10−12. Заповедь, вероятно, обозначает учение Иисуса в целом, которое взяли на вооружение апостолы (Ин 14:26). Господа и Спасителя: высший авторитет для пророков и апостолов (ср.: Еф 2:20). Апостолами вашими: это относится к тем, кому они приносят свою весть. Более вероятно, однако, что здесь подчеркивается их правомочность, а не их функции: «те, кому вы доверяете, кто научил вас истинной вере», в противовес лжеучителям (ср.: Иуд 17).

Ст. 3−4 Предостережение против скептиков («наглых ругателей»)

Петр знает, как быстро среди верующих может распространиться уныние, поэтому он предостерегает своих читателей от тех, кто убеждает их, что кажущееся бездействие Бога может означать, что Он не собирается действовать вообще. В Иуд 18 это предостережение высказывается самими апостолами.

Примечания. Ст. 3 Прежде всего знайте: практически дословное повторение фразы из 1:20. Наглые ругатели — это выражение в сочетании с их «злыми помыслами» («похотями») позволяет полагать, что оно относится к лжеучителям из гл 2, воспоминания о которых еще свежи в памяти. Потворствующие своим похотям всегда пытаются осмеять любые стремления к благородной жизни.

Ст. 4 Отцы. Возможно, это относится к руководителям раннехристианской церкви, таким, как Стефан, Иаков, сын Заведеев, и др., или к первому поколению христиан, которые умерли между 30 и 60 гг. Павел пишет о той же проблеме в 1Фес 4:13−18, что служит аргументом не в пользу более поздней даты написания Послания. Однако упоминание потопа в ст. 5−7 показывает, что здесь скорее речь идет о ветхозаветных патриархах.

Ст. 5−7 Опасность неведения

В действительности же, доводы «наглых ругателей» в ст. 4 ложные. Они намеренно забывают от том, что Бог вмешивался Своим судом во время потопа. Сегодняшнее стабильное состояние природы не является свидетельством, что так было всегда, «от начала творения». Бог снова может исполнить Свое обетование в надлежащее время.

Примечания. Ст. 5 Словом Божиим (ср.: 1:3; Пс 32:4; Ин 1:3; Евр 11:3). Из воды и водою: вода — один из главных элементов, из которых Бог образовал Землю (Быт 1:2) и который входит в ее состав и поныне. 6 Водою: очевидно это относится к потопу (Быт. 6−9).

Ст. 7 Нынешние небеса и земля противопоставляются новому небу и новой земле (Откр 21:1). Сберегаются: см. коммент. к 2:9.

Ст. 8−9 Почему Бог медлит

Обетования Божьи о последующем вмешательстве Бога в историю непреложны, и Он придет в установленное Им Самим время, во-первых, потому, что время находится в Его распоряжении, и, во-вторых, Он пред оставляет его людям, ожидая их покаяния.

Примечание. Ст. 8 Не должно быть сокрыто: это противопоставляется забывчивости лжеучителей в ст. 5, 6. У Господа...: цитата из Пс 89:5, которая указывает на то, что Бог вне времени, а потому не спешит свершить задуманное Им (ср.: Авв 2:3). Этот стих приводится иногда как аргумент универсальности, хотя на самом деле он свидетельствует об обратном. Он показывает, что после Второго пришествия, которое откроет суд Божий, уже не будет больше возможности для покаяния.

Ст. 10−13 Подтверждение факта Пришествия и его последствий

Говоря о Втором пришествии Христа, Петр указывает на его внезапность затем комментирует все последствия для физического мира, насколько можно их предвидеть, и говорит о роли Пришествия в жизни каждого верующего. Поскольку новое небо и новая земля станут местом обитания праведных, мы должны здесь и сейчас, на этой земле, готовиться к Пришествию.

Примечания. Ст. 10 Как тать: эта фраза вызывает ассоциации с изречением Иисуса в Мф 24:42, 43. Небеса... прейдут: об этом тоже говорит Иисус (Мк 13:31). Слово стихии может в равной мере быть отнесено к материи, из которой составлен этот мир или другие небесные тела. Все дела: это может описывать материальные вещи или нравственные ценности — в зависимости от того, как трактуется глагол-сказуемое. Сгорят: более правильное прочтение — «обнажатся» (букв. «обнаружатся»), и тогда фраза «все дела» означает дела человеческие.

Ст. 11 Иисус (напр.: Лк 12:35−40), Павел (Рим 13:11−14; 1Фес 5:3−11) и Петр (1Пет 1:13; 4:7−11) — все говорят о последнем суде, как о побудительном мотиве к благочестивой жизни.

Ст. 12 Ожидающим и желающим: фраза подчеркивает важность человеческой деятельности в евангелизации и др. (ср.: Деян 3:19−21; 17:30, 31), пока Бог долготерпит.

Ст. 13 Примеры Его обетования приводятся в Ис 65:17−25 и 66:22, 23.

Ст. 14−16 Призыв к праведной жизни в свете посланий Павла

Здесь Петр снова возвращается к теме святости в ожидании пришествия Христа и благодарности за Его долготерпение. Эти темы рассматривает в своих посланиях Павел, и обращение к ним служит предостережением о том, что некоторые люди (речь может идти о лжеучителях из гл 2) неправильно трактуют его слова.

Примечания. Ст. 14 Потщитесь: старайтесь изо всех сил. Это возвращает нас к совету в 1:10. Неоскверненными и непорочными, в отличие от лжеучителей, о которых говорится в 2:13 (см. также: Иуд 24). В мире: речь идет о состоянии сердца и ума в отношениях с Богом.

Ст. 15 Почитайте: мы должны помнить, что Бог долготерпит, поскольку хочет, чтобы верующие в Него работали над своим спасением (ср.: Флп 2:12, 13). Как и ... написал: вероятно, речь идет о Втором пришествии. Однако не исключено, что здесь упор делается на то, что Бог задерживает пришествие Христа вследствие Своего долготерпения, а не равнодушия. По данной ему премудрости: т. е. по мудрости, дарованной ему свыше. Здесь напоминание о сверхъестественном происхождении посланий Павла (ср.: 1Кор 2:13; 3:10).

Ст. 16 Во всех посланиях. Это означает не то, что все послания Павла уже были завершены, а то, что они начали распространяться в христианских сообществах. Неудобовразумительные: скорее всего, трудные для понимания или допускающие неверное истолкование. Павел переживал, что его неправильно трактуют те, кто учит, что христианам не нужно соблюдать закон (Рим 3:8). Поскольку так поступают невежды и неутвержденные, для христиан чрезвычайно важно возрастать в познании и обретении твердого основания, на котором должна строиться христианская жизнь (ср.: 1:3−11). Прочие Писания: это может указывать на то, что послания Павла были либо включены, либо исключены из Священного Писания. Учение Петра (1Пет 1:10−12; 2Пет 1:19−21; 3:2) свидетельствует о том, что послания Павла вполне отвечают библейским канонам (апостольский авторитет автора и водительство Духа в процессе написания посланий, см.: 1Кор 2:13; 4:17; 2Кор 13:3−10; 1Фес 2:13).

Ст. 17−18 Призыв к твердой вере и духовному возрастанию; Петр воздает должное славе Бога

Завершая послание, Петр вновь обращается к великой теме, с которой он начал (1:3−11). Он призывает своих читателей не увлекаться заблуждением законников, которые пытаются совратить их с пути истинного, а стремиться к духовному возрастанию. Это можно совершить только через Христа, потому только Ему должна принадлежать вся слава ныне и в вечности после Его Второго пришествия. Да будет так!

Примечания. Ст. 17 Будучи предварены: т. е. вы уже знаете. Возможно, этот совет был дан до появления лжеучителей (ср.: будущее время в 2:1), но более вероятно, что Петр предупреждал своих читателей о самом учении, пока оно не достигло их. Соблюдение морального кодекса христианами было, конечно, жизненно важной проблемой в период написания Рим. и 1 Кор. Утверждения: слово того же корня, что и в 1Пет 5:10 (ср.: Лк 22:32).

Ст. 18 В благодати и познании: это дары свыше, которые способствуют укреплению нравственного здоровья и развитию ума. Это послание показывает, что христиане должны стремиться к такой целостности. Иисус Христос может укрепить Своих последователей на этом пути, поскольку Он одновременно и Господь, и Спаситель. В день вечный: букв. «в день века сего», когда Христос придет, чтобы объявить о вечности. Аминь: это, вероятно, более позднее дополнение. «Да будет так» — это естественный ответ верующего после прочтения данного послания.

David H. Wheaton



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.