1 Коринфянам 14 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 Стремитесь к любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо, кто говорит языками, не людям говорит, но Богу; ибо никто не понимает: он духом говорит тайны,
3 Тот же, кто пророчествует, людям говорит в назидание и увещание и утешение.
4 Тот, кто говорит языками, себя назидает; тот, кто пророчествует, назидает церковь.
5 Я хочу, чтобы все вы говорили языками, но еще больше, чтобы вы пророчествовали: ибо тот, кто пророчествует, больше того, кто говорит языками, если только он не дает толкования, чтобы церковь получила назидание.
6 И теперь, братья, если я приду к вам, говоря языками, какую я принесу вам пользу, если не будет в моих словах или откровения, или познания, или пророчества, или наставления?
7 Но если бездушные предметы, издающие звук, будь то свирель или гусли, не дадут раздельных звуков, как распознают то, что играется на свирели или гуслях?
8 Ведь если труба издаст неясный звук, кто будет готовиться к бою?
9 Так и вы, если не издадите языком отчетливого слова, как распознают то, что говорится? Вы будете говорить на ветер.
10 Кто знает, сколько разных наречий в мире, и каждое из них выражает себя звуками?
11 Итак, если я не знаю значения наречия, я для говорящего буду варваром, и говорящий будет варваром для меня.
12 Так и вы, поскольку вы ревнуете о духах, для назидания церкви ищите их изобилия.
13 Поэтому говорящий языками пусть молится о толковании.
14 Ибо если я молюсь языками, то дух мой молится, но ум мой без плода.
15 Что же? Буду молиться духом, но буду молиться и умом; буду петь духом, но буду петь и умом,
16 потому что, если ты будешь благословлять в духе, то занимающий место непосвящённого, как скажет аминь на твое благодарение, раз он не знает, что ты говоришь?
17 Ибо ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18 Благодарю Бога: я больше всех вас говорю языками;
19 но в церкви хочу пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели множество слов языками.
20 Братья, не будьте детьми по разуму: на злое будьте младенцами, но по разуму будьте совершенными.
21 В Законе написано: иноязычными и устами иных буду говорить народу этому, но и так не послушают Меня, говорит Господь.
22 Таким образом языки служат знамением не для верующих, но для неверующих, пророчество же не для неверующих, но для верующих.
23 Поэтому, если вся церковь сойдется вместе, и все будут говорить языками, и войдут непосвящённые или неверующие, не скажут ли они, что вы безумствуете?
24 Если же все пророчествуют и войдет кто неверующий или непосвящённый, то он обличается всеми, судится всеми;
25 сокровенное сердца его обнаруживается, и так, павши ниц, он поклонится Богу и провозгласит: действительно. Бог — между вами.
26 Что же, братья? Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: всё да будет к назиданию.
27 Говорит ли кто языками, — каждый раз двое или, самое большое, трое, и по очереди, и один пусть толкует.
28 Если же нет толкователя, молчи в церкви и говори себе и Богу.
29 А пророки пусть говорят двое или трое, и другие пусть судят.
30 Если же, пока он сидит, другому будет откровение, первый пусть молчит.
31 Ибо вы можете все один за другим пророчествовать, чтобы все поучались и все получали утешение.
32 И духи пророков пророкам послушны;
33 ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира. Как во всех церквах у святых,
34 жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви.
36 Или от вас слово Божие вышло? Или до вас одних оно достигло?
37 Если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть познаёт то, что я пишу вам: что это — Господня заповедь.
38 Если же кто не знает, его не знает Бог.
39 Итак, братья мои, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, и не препятствуйте говорить языками.
40 Но пусть всё происходит благообразно и в порядке.

Новый Библейский Комментарий

14:1−19 Пророчества, языки и церковь

Ст. 1 Любовь должна господствовать в христианском сообществе. Повторяя сказанное в 12:31 и возвращаясь к наставлению о стремлении к получению больших даров, Павел поясняет, что имел в виду дар пророчества.

Ст. 2 Он показывает, почему это так. Языки направлены не к человеку, но к Богу.

Ст. 3 Пророчество, с другой стороны, направлено к народу Божьему и выполняет роль назидания, увещевания и утешения. Уникальность христианской веры — в ее созидательности, она использует слова, которые описывают конструкцию в активном стремлении к укреплению, воодушевлению и утешению составляющих ее элементов.

Ст. 5 Павел хочет, чтобы все говорили языками, но добавляет при этом, что при наличии выбора он предпочел бы пророчество. Пророк важнее, чем говорящий на языках, который не толкует то, что может способствовать укреплению церкви. Он еще раз подчеркивает созидательную роль христианского сообщества.

Ст. 6 Павел, вероятно, возражает здесь тем, кто подчеркивает важность говорения на языках, на собственном примере. Если он не приносит пользы, открывая что-то новое (знания или наставления), то в чем преимущество его служения? Он приводит два примера.

Ст. 7 Мелодия, чистый звук, издаваемый музыкальными инструментами (свирелью или гуслями, точнее арфой), — самое главное для музыканта. В I в. особенно большой популярностью пользовалась арфа, она звучала повсюду в переполненных театральных залах.

Ст. 8 Труба должна издавать четкий звук, призывая войска к боевой готовности.

Ст. 9 Павел сравнивает их служение со звучанием трубы. Никто не сможет различить, о чем они говорят, если их речь невразумительна и непонятна.

Ст. 10−12 Со времен Вавилонского столпотворения в мире существует несчетное количество языков, и если, как говорит Павел, он слышит и не понимает значения слов того, кто говорит, то они друг для друга — чужестранцы. Так и вы, — повторяет Павел (12). Павел призывает всех обогатиться духовными дарами к назиданию церкви.

В ст. 1−19 Павел задается вопросом, почему пророчество — наиболее важный дар, к которому нужно стремиться в большей степени, чем к дару владения языками? Созидание или укрепление, ободрение и утешение церкви — самые важные аспекты в жизни христианского сообщества, а это происходит под действием дара пророчества.

14:20−25 Пророчества, языки и неверующие

Ст. 20−22 Павел призывает коринфян оставить свое детское мышление (ср.: 13:11). Несомненно, по отношению к злу необходимо сохранять младенческую невинность, но настала пора проявить зрелость ума. Это означает, что они должны задуматься над тем, что записано в законе (Ис 28:11, 12; Втор 28:49), и, полагает Павел, понять, что говорение на языках является знаком для неверующих (но негативным знаком, потому что подтверждает их неверие!), а пророчество предназначено для христиан.

Ст. 23 Если неверующие или любопытствующие приходят в церковь, а все говорят там на языках, то пришедшие сочтут их ненормальными.

Ст. 24 Если же все в церкви пророчествуют, то на пришедших это произведет должное впечатление. Они услышат обличение и суждения со стороны, ст. 25 сердца их могут раскрыться, и они падут ниц и признают присутствие Божье.

14:26−36 Соблюдение благопристойности и чинности

Ст. 26 У каждого есть псалом, поучение, откровение, язык или его истолкование. Все это должно идти на пользу церкви.

Ст. 32 Все должно проходить благопристойно, ибо Бог является Богом мира.

Ст. 33−36 В этом фрагменте рассматривается роль женщин в церкви. Некоторые комментаторы, исследовавшие данную проблему, считают эти строки более поздней вставкой, причем другого автора. Но подобные тексты присутствуют во всех рукописях. Необходимо отметить три момента, которые помогают понять отрывок:

1) Жены молились и пророчествовали в христианском собрании (см.: 11:5), что было обычной практикой во всех апостольских церквах (33б). Здесь очень важен контекст, позволяющий оценить пророчество (35).

2) Закон требует признания разной роли мужчины и женщины (34), с ссылкой на Быт 2:20−24 или 3:16. Павел уже приводил последнюю цитату ранее, в 11:8, 9.

3) Жена должна пополнять свои знания через мужа, находясь дома, а это подразумевает, что именно ее муж должен произносить пророчества (35).

Хотя тексты не позволяют с абсолютной уверенностью утверждать, автор настоящей статьи полагает, что в общественном собрании жены не должны были обсуждать содержание пророчества, которое требовало разъяснения через вопросы.

14:37−40 Предостережения и выводы

Ст. 37 Апостольское разъяснение, которого ожидали коринфяне относительно духовных людей или даров, завершается ясным заявлением о том, что все, что им написано, исходит из заповедей Господа. Пророк и духовный человек знают: «...то, что говорит Павел, исходит от Бога» (Августин). Нет никаких оснований полагать, что эти или другие главы следует отнести к какому-то особому месту или времени.

Ст. 38 Того, кто этого не знает, в том числе пророков и обладающих духовными дарами, нужно игнорировать.

Ст. 39 Пророчество приветствуется ввиду его пользы для церкви. Языки не запрещаются, но при этом все должно происходить благопристойно.

Ст. 40 Разъяснения Павла направлены на поддержание порядка в собраниях. В свете того, что Бог является Богом порядка (ср.: 33), все должно совершаться надлежащим образом при проведении богослужения в Его церкви. Здесь речь идет не только о темах, затронутых в этих главах, но и о тех, которые рассматриваются в гл. 11.

Примечание. Гл. 11−14 отражают следующую богословскую позицию: это не «моя» или «наша» церковь, но собрание народа Божьего, и крестная жертва Христа должна получить надлежащее отражение во взаимоотношениях людей и обеспечении их потребностей; недопустимо разделение мужчин и женщин; и первостепенной задачей является созидание церкви. Эти главы не следует рассматривать как порицание других церковных традиций. Легко пропустить в них персональную направленность, заботу о других. Павел призывает собратьев проявлять больший интерес к физическим и духовным нуждам на еженедельных христианских собраниях, чем это имеет место в большинстве современных церковных собраний. Христиане должны с воодушевлением принимать приходящих в собрание. В апостольской церкви не было общин, закрытых для неверующих. Этот призыв Павла актуален и ныне: христианское собрание должно быть таким, чтобы любой, посетивший его, знал: Бог действительно присутствует среди Своего народа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.