Филиппийцам 1 глава

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 Павел и Тимофей, рабы Христа Иисуса, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами,
2 — благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда, во всякой молитве моей за всех вас, с радостью творя молитву,
5 за участие ваше в Евангелии с первого дня доныне,
6 в твердой уверенности, что Начавший в вас доброе дело завершит его ко дню Христа Иисуса,
7 как и подобает мне это думать о всех вас, потому что вы — в сердце моем, будучи все сопричастниками моими в благодати, как в узах моих, так и в защите и утверждении Евангелия.
8 Ибо свидетель мне Бог, что я жажду по всем вам любовью Христа Иисуса.
9 И о том я молюсь, чтобы любовь ваша всё больше и больше преизобиловала в познании и всякой рассудительности,
10 чтобы вы испытывали, что лучше, для того чтобы вы были чисты и непорочны в день Христов,
11 исполнены плода праведности, который чрез Иисуса Христа, во славу и похвалу Божию.
12 Но я хочу, чтобы вы знали, братья, что обстоятельства мои послужили скорее к успеху Евангелия,
13 так что узы мои стали известны, как узы во Христе, целой претории и всем прочим;
14 и большинство братьев, узами моими утвердившись в Господе, смеют в большей мере, чем раньше, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и соперничеству, некоторые же с добрым расположением проповедуют Христа:
16 одни из любви, зная, что я поставлен на защиту Евангелия,
17 другие из желания соперничать возвещают Христа не чисто, думая причинить мне скорбь в узах моих.
18 Что же из этого? разве то, что, во всяком случае, будь то притворно, будь то искренно, Христос возвещается, и этому я радуюсь. Но и буду радоваться,
19 ибо я знаю, что это мне послужит ко спасению по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при напряженном ожидании и надежде моей, что я ни в чем не буду посрамлен, но со всяким дерзновением, как всегда, так и теперь, будет возвеличен Христос в теле моем, будь то жизнью, будь то смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти означает для меня плодотворный труд, то я не знаю, что мне выбрать.
23 Я тесним с двух сторон: я томлюсь желанием уйти и быть со Христом, ибо это гораздо лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И в этом я уверен и это я знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 чтобы похвала ваша преизобиловала во Христе Иисусе благодаря мне при новом моем пришествии к вам.
27 Только проводите жизнь достойно Евангелия Христова, чтобы я, — либо придя и увидев вас, либо отсутствуя, — слышал о вас, что вы стоите в одном духе, единодушно подвизаясь все вместе за веру Евангельскую
28 и не поддаваясь ни в чем устрашению со стороны противников; это для них есть признак гибели, а для вас спасения, — и это от Бога, —
29 потому что вам было даровано ради Христа не только в Него веровать, но и ради Него страдать
30 таким же подвигом, какой вы некогда видели во мне, и теперь слышите о мне.

Новый Библейский Комментарий

1:1−11 Введение

По обычаю новозаветного времени в начале каждого письма назывались имя его автора и имена тех, к кому оно обращено, затем шли приветствия, за которыми, как правило, следовали слова благодарности и молитва (см. статью «Читая послания»). Таков был общепринятый образец письма, но превыше этих условностей, требовавших указания автора и адресатов, для Павла была мысль об их жизни во Христе. Затем апостол произносит благодарность, хвалу за присутствие Бога в жизни людей и молитву о благословениях, в которых всегда и повсюду так нуждаются христиане.

1:1−2 Приветствия

Ст. 1 Хотя это личное послание Павла, о чем свидетельствует местоимение первого лица единственного числа, со ст. 3 апостол благородно присоединяет к своему имени имя Тимофея (как и в 2 Кор., Кол., 1 и 2 Фес). Тимофей был рядом с Павлом, когда апостол впервые проповедовал Евангелие в Филиппах, после чего продолжал поддерживать тесную связь с филиппийскими христианами (см.: коммент. к 2:19−23). Оба — рабы Иисуса в полном смысле этого слова, поскольку они считали, что все их мысли, тело и дух принадлежат Христу, и стремились повиноваться Ему во всем. Адресаты названы святыми, что подразумевает особое посвящение Богу, отделение от мира, призвание жить в святости (ср.: 1:7) и стремление иметь жизнь во Христе Иисусе. Эта фраза или ее эквивалент много раз повторяется в данном послании, указывая, что Христос составляет самую сердцевину жизни христиан. Верующие живут и движутся в орбите Его воли, Его благодати, Его присутствия. Наша жизнь соединена верой с Ним, и мы не можем жить вне Его (ср.: Ин 15:1−11). Павел подчеркивает, что пишет всем христианам в Филиппах, и этот постоянный акцент (см.: 1:4, 7, 8, 25; 2:17, 26; 4:21) позволяет полагать, что между ними была некая разобщенность (ср.: 2:1−4). Он упоминает, в частности, их епископов и диаконов, возможно, в связи с существующей опасностью проявления непозволительного равнодушия с их стороны (ср.: 1Фес 5:12, 13), или в связи с тем, что они организовали сбор средств в пользу Павла (4:14−18). Титулы епископ (блюститель) и пресвитер иногда используются в Новом Завете по отношению к одному и тому же лицу (см.: Деян 20:17 — пресвитеры, 28 — блюстители [в синодальном переводе Библии]; Тит 1:5−7), при этом слово «пресвитер» относилось к их положению в общине, а «блюститель» (епископ) — к их надзорным функциям; о диаконах говорится редко (см.: 1Тим 3:8, 12, 13), хотя греч. слово diakonos часто используется в более общем смысле для обозначения «служителя». Возможно, обязанности дьяконов описаны в Деян 6:2, где говорится об избрании семи дьяконов, назначенных на служение (греч. diakonein), которое можно сопоставить с аналогичными обязанностями дьяконов в более позднее время.

Ст. 2 Приветствие, как и в ряде других посланий Павла (напр.: Рим 1:7; 1Кор 1:3), представлено в виде комбинации традиционных греч. и евр. приветствий, наполненных, однако, христианским звучанием. Благодать, т. е. незаслуженная милость Божья, которая примирила нас с Богом через Христа (Еф 2:4−9), обеспечивает все наши нужды (2Кор 12:9) и дарует нам привилегию служить Ему (Еф 3:8). Мир в Библии означает не просто отсутствие конфликта, это состояние благоденствия, в том числе, примирения с Богом и со своими ближними (приходит от Бога Отца нашего, Еф 2:14−18) и состояние внутреннего покоя (4:7). Подобно благодати, он приходит от Бога Отца нашего, через Господа Иисуса Христа.

1:3−7 Благодарности и заверения в верности

Ст. 3, 4 Павел присовокупляет хвалу и молитву, призывая и других к ней (ср.: 4:6). Он говорит обо всех филиппинских христианах и о радости молитвы.

Ст. 5 Его радость велика, он благодарит Бога за тех, кто участвовал вместе с ним в благовествовании с тех самых пор, когда Лидия открыла двери своего дома для него и его помощников (Деян 16:14, 15). Участие — это слово нередко используется в Новом Завете для обозначения братского единения, но не просто для описания общего опыта христиан, разделяющих радость во Христе. В данном случае речь идет о выполнении поручения — участии в благовествовании (ср.: Мк 8:35) и в христианском пожертвовании (см.: 4:10, 14−18 и 2Кор 8:4; 9:13). Это должно быть свойственно и всем нам, всем, кто пришел узнать радостную весть о Христе, — участвовать в работе тех, кто несет ее окружающему миру.

Ст. 6 Павел уверен: когда он молится, то полагается не на личные способности и прошлые достижения и успехи, но на силу и любовь Бога, он может положиться на Бога также и в деле благовествования. Когда мы видим, что Бог начал благодатную работу в жизни человека, то можем быть уверены: продолжение этой работы входит именно в Его замысел, — что всегда должно лежать в основе нашей доверительной молитвы за своих христианских собратьев. Обратите внимание, как здесь (и в других посланиях) Павел рассматривает свою жизнь и работу в свете грядущего дня Иисуса Христа. Время Его пришествия неизвестно, но для нас это означает, что наша жизнь и служение проявятся, когда мы увидим Господа лицом к лицу. Постоянные мысли Павла сосредоточены на том, чтобы он и его собратья-христиане могли предстать перед Богом зрелыми духовно и не быть посрамленными в этот день (ср.: 2Кор 1:14; 5:9, 10; Еф 5:27; Кол 1:28).

Ст. 7 То, что было сказано в ст. 5 об участии в проповеди Евангелия, выражено в определенной мере и здесь. Речь идет о соучастии в благодати Божьей в процессе благовествования, в сотрудничестве с Павлом в узах за проповедь Евангелия, и это включает одновременно и защиту и утверждение Благой вести. Задача защиты Благой вести составляет непреложную обязанность христиан быть готовыми «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет 3:15), а также уметь помочь людям утвердиться в истине и познать ее силу (ср.: Лк 1:4; 1Кор 1:6).

1:8−11 Молитва

Многое можно узнать из молитв Павла (ср.: Еф 1:17−23; 3:14−21; Кол 1:9−12). Из того, что он просит в молитве, филиппийские христиане (и мы в равной мере) могли узнать о величайших дарах, которые они должны были испрашивать для себя. Это дар любви, различения, жизненной чистоты и праведности.

Ст. 8 В подтверждение истинности своих слов Павел приводит свидетельство Бога: Бог говорит (ср.: Рим 1:9; 2Кор 1:23; 1Фес 2:5). Апостол сообщает не о своей собственной любви к ним, но о не поддающейся описанию любви Иисуса Христа, которая живет в нем.

Ст. 9 Они знали о любви Божьей к ним и в них, но Павел молится о том, чтобы их любовь еще более и более возрастала (ср.: 2Кор 9:8; 1Фес 3:12). Любовь, однако, требует большего, чем слепое обожание. Она нуждается в познании и всяком чувстве (ср.: Кол 1:9), «даре различения истины» (NEB), тонком восприятии истины Божьей и потребностей других людей, а также в понимании ситуации другого человека.

Ст. 10 Познавая лучшее — здесь речь идет об умении различать и верно распознавать веши. В любом случае, способность отличать одно от другого нельзя назвать истинной мудростью, поскольку настоящая мудрость — это не просто свойство ума, но то, что оказывает влияние на жизнь и характер человека. Идеал и цель христианской жизни — предстать чистыми и непорочными (чисты и непреткновенны) (ср.: 2:15) перед Богом, в день Христов (снова Павел упоминает «день Христов»). Первое прилагательное, «чистый», указывает на «искренность» или «открытый характер», второе же, «непреткновенный», подразумевает «непорочность» (ср.: Деян 24:16) или «сопротивление соблазну» (ср.: 1Кор 10:32), возможны и оба значения одновременно.

Ст. 11 Христианская жизнь заключается не только в плодотворной деятельности, но в характере (ср.: Гал 5:22, 23), и данный стих напоминает нам, что все заключено в жизни Господа Иисуса Христа, и наша цель — жить в славу и похвалу Божию (ср.: Еф 1:6, 12, 14).

1:12−26 Ситуация, в которой находился Павел

Павел знал, что филиппийские христиане беспокоятся о нем, а потому послал им весточку о себе. Он мог рассказать о том, что его заточение способствует распространению Благой вести, что, находясь в тюрьме, он проповедует Христа (разнообразными способами), предвидя возможный исход своего заточения — освобождение и продолжение служения или смерть. Павел, озираясь на прошлое и рассуждая о настоящем и будущем, преисполнен при этом радости.

1:12−14 Заточение Павла привело к большему успеху благовествования

Ст. 12, 13 За словами обстоятельства мои кроется все, что можно рассказать о человеке, который способствует все более широкому распространению Евангелия, находясь в темнице, днем и ночью охраняемой римскими воинами. Он не углубляется в собственные страдания, но радуется процессу все более широкого распространения Благой вести. Слово «претория», переведенное как «дворцовая охрана» (NIV), первоначально означало «палатка претора в лагере», но позднее стало использоваться для описания резиденции управителя провинции (как в Иерусалиме, Мф 27:27). (Претория, возможно, была также в Эфесе и в Кесарии [Деян 23:35], из чего следует, что Павел мог написать свое послание в любом из этих городов.) Мы можем вообразить, что римские воины, охранявшие Павла, вернулись, чтобы сообщить другим, что он находится в узах о Христе и, несомненно движимый Духом, стойко переносит заточение.

Ст. 14 Пример Павла побудил его собратьев с еще большей решимостью проповедовать слово Божие.

1:15−18 Разные мотивы проповеди Христа

Ст. 15−17 После всего того, что Павел с благодарением сказал о более широком распространении проповеди Евангелия благодаря его заточению, апостолу было печально осознавать, что есть люди, которые благовествуют лишь из зависти и соперничества, даже из желания усложнить его пребывание в темнице. Мы не знаем, о чем конкретно идет речь в данном случае, но ясно одно: Павел не подвергал сомнению содержание проповеди, но осуждал ее побудительные мотивы. Возможно, это были руководители церкви в том месте, где апостол находился в заточении, и теперь они завидовали эффективности его служения, стремились подорвать его авторитет, были готовы причинить ему боль.

Ст. 18 Но Павел решительно не поддавался на такого рода провокации и не позволял себе переходить на личности — важнее всего было то, что они проповедовали Христа.

1:19−26 Христос превознесен Своей жизнью и смертью

Ст. 19 Пребывая в заточении, Павел столкнулся с угрозой смерти, испытал на себе зависть и подвергся провокации со стороны своих братьев-христиан, но при этом он не сомневался в благоприятном исходе дела (ср.: Рим 8:28). С человеческой точки зрения, он полагался на молитвы друзей и в ответ на них — на неизменную помощь («содействие») Святого Духа. Греч. слово, переведенное как содействие, заключает в себе и щедрое провидение, и неодолимую силу. Уверенность в спасении — сродни той, что описана Павлом в 2Тим 4:18: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства». Вероятно, эти строки — отклик на текст из Книги Иова (Иов 13:16 и контекст). «Павел не доверял свою судьбу земному суду. Подобно Иову, он полагался на оправдание лишь тогда, когда его случай будет представлен в аппеляционном Небесном суде» (Caird G. В., Paul's letters from Prison [OUP, 1976]).

Ст. 20 При уверенности и надежде — в греч. подчеркивает отрешенность от всего ненужного, постороннего (apokapadokia — страстное желание, букв. «устремиться вперед головой»). Все амбиции Павла сводятся к одному — возвеличить Христа в теле своем, жизнью ли то, или смертью; дать возможность другим более ясно узреть Христа и Его истинное величие.

Ст. 21−23 Павел может быть преисполнен радости в обоих случаях, и он выбирает, что предпочесть, потому что его влечет... и то и другое, «наподобие того, как если бы две внешние равные силы воздействовали на него с двух сторон» (Hawthorne G. F, Philippians [Word Books, 1983]). Жить в этом мире — значит постоянно радоваться во Христе и плодотворно трудиться на ниве благовестия. Умереть — означает несомненное приобретение, поскольку для верующего нет ничего между смертью и осознанием неотложного присутствия Христа. Нет никакого противоречия между тем, что смерть рассматривается как сон (как в 1Фес 4:13−15) и как возможность быть с Христом. Именно наше ограниченное мышление в рамках пространства и времени не позволяет нам понять во всей полноте, что лежит за пределами врат смерти. Греч. слово, переведенное как отбытие, «отшествие» в англ. (в русской синодальной Библии — «разрешиться»), используется для описания «отчаливания», «отправления» лодки, корабля после поднятия якоря; то же слово используется в ориг. 2Тим 2:6 («отшествие» в русской синодальной Библии).

Ст. 24−26 Павел размышляет над тем, какой вариант предпочтительнее, и хотя не говорит, что знает, какой выбрал бы Бог, склоняется к тому, что останется и пребудет в мире для дальнейшего служения. Для него более благоприятный вариант — уйти к Господу, для других же предпочтительнее, чтобы он остался с ними в этой жизни. Успех, возрастание в вере и преизбыточная радость — все, что он искал для других (ср.: 1Тим 4:15), и что определил в качестве своих приоритетов (ср.: 3:12−14). В заключение Павел говорит о своем желании видеть, дабы похвала их во Христе Иисусе умножилась через него. Для всех нас, христиан, величайшей радостью и гордостью должна быть похвала во Христе Иисусе (ср.: 1Кор 1:31).

1:27 — 2:18 Наставления о христианской жизни и братском единстве

Павел рассказал о ситуации, в которой находится. Теперь он обращается к важным вещам, которые должны послужить для коринфян наставлением в повседневной жизни. Он призывает их рассматривать страдания не как наказание, а как привилегию, и стойко переносить их. Во всех жизненных испытаниях и во всех сферах общения с ближними они должны стойко держаться вместе. Гордость препятствует единению и нормальному братскому общению, и единственное средство отрешиться от своего эгоизма и тщеславия — непрестанно взирать на Христа, до тех пор, пока в своих мыслях и делах они не уподобятся Ему. Он — их идеал и их Спаситель, но спасение возможно лишь в жизни, полной послушания, в жизни, которая способна светить миру, а это и будет радостью для апостола в день Христов.

1:27−30 Призыв жить достойно Евангелия

Ст. 27 Возможно, Павел вновь обращается к филиппийцам. Он подчеркивает, что они должны жить достойно благовествования. Во все века — и нынешнее время не исключение — самым большим препятствием для распространения Евангелия была недостойная жизнь христиан. Наибольшее воздействие Благой вести на людей наблюдается, когда христиане воплощают евангельские принципы в жизнь, и это возлагает на каждого из нас особую ответственность. Греч. слово (politeumai — «вести чью-л. жизнь») дало начало слову «политика», которое часто сопряжено с понятием выполнения гражданских обязанностей. В Филиппах, как уже указывалось, высоко ценилось римское гражданство, но филиппийские христиане должны стремиться к небесному гражданству, являя уже в этой жизни образцовые личные и общественные взаимоотношения (ср.: 3:20). Павел часто говорит о необходимости стойко переносить разного рода противостояния и трудности (ср.: 1Кор 16:13; Гал 5:1; Еф 6:11−14; 1Фес 3:8; 2Фес 2:15).

Ст. 28 Не страшиться противников можно, если полагаться на силу Божью. Бесстрашие, однако, покажет врагам, что христиане не прикрываются лишь человеческой смелостью, а потому противостоять им — значит бороться против Бога (ср.: Деян 5:39) и вступать на путь, ведущий к погибели (ср.: 2Фес 1:4−8). Возможно, Павел воскресил в своей памяти голос Божий, вспоминая время, когда он сам преследовал христиан (Деян 26:10−14). В то же время, явное присутствие Бога среди них должно убедить филиппийцев, что они — дети Божьи и благословлены Его спасением.

Ст. 29 Дано ради Христа — за этими словами скрыта мысль о даре благодати; для христиан это — великая честь верить, но также (с точки зрения противоречивых стандартов окружающего мира) и страдать за Христа (ср.: Мф 5:11, 12; Деян 5:41).

Ст. 30 Из греч. слова, которое переведено в ст. 27 как подвизаясь, происходит современное слово «атлет»; здесь же слово подвиг навевает ассоциации, связанные с Рим 15:30; Кол 1:29; 2:1; 1Фес 2:2. Весть к филиппийским христианам остается актуальной и для нас. И мы обязаны помнить о трудолюбии и борьбе, которые были характерны для жизни апостола.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.