Откровение 21 глава

Откровение святого Иоанна Богослова
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 И я увидел небо новое и землю новую; ибо прежнее небо и прежняя земля ушли, и моря уже нет.
2 И я увидел город святой, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный словно невеста, украшенная для мужа своего,
3 И я услышал голос великий от престола, говорящий: вот скиния Божия с людьми, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народами, и Сам Бог будет с ними,
4 и отрёт всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет; ни скорби, ни крика, ни боли уже не будет, потому что прежнее ушло.
5 И сказал Сидящий на престоле: вот, Я всё делаю новым. И говорит: напиши, потому что эти слова верны и истинны.
6 И сказал мне: они сбылись! Я — Альфа и Омега, Начало и Конец. Жаждущему Я дам от источника воды жизни даром.
7 Побеждающий наследует это, и Я буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
8 Малодушных же, и неверных, и осквернённых, и убийц, и блудников, и волшебников, и идолослужителей и всех лжецов — участь их в озере, горящем огнем и серой: это — смерть вторая.
9 И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, наполненных семью последними язвами, и говорил со мной и сказал: приди, я покажу тебе невесту, жену Агнца,
10 И он перенёс меня в Духе на гору великую и высокую, и показал мне город святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога,
11 имеющий славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, словно камню яспису, прозрачному как кристалл.
12 Он имеет стену великую и высокую, имеет двенадцать ворот, и на воротах двенадцать ангелов, и имена написанные — имена двенадцати колен сынов Израилевых.
13 С Востока трое ворот, с Севера трое ворот, и с Юга трое ворот, и с Запада трое ворот.
14 И стена города имеет двенадцать оснований, и на них двенадцать имён двенадцати апостолов Агнца.
15 И говорящий со мной имел как меру трость золотую, чтобы измерить город и ворота его и стену его.
16 И город расположен четыреугольником, и длина его та же, что и ширина. И он измерил город тростью в двенадцать тысяч стадий: длина и ширина и высота его равны.
17 И измерил стену его: сто сорок четыре локтя, мера человека, которая есть мера ангела.
18 И построена стена его из ясписа, и город — золото чистое, подобное стеклу чистому.
19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис, второе — сапфир, третье — халкидон, четвертое — изумруд,
20 пятое — сардоникс, шестое — сардис, седьмое — хризолит, восьмое — берилл, девятое — топаз, десятое — хризопраз, одиннадцатое-гиацинт, двенадцатое-аметист.
21 И двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. И улица города — золото чистое, словно прозрачное стекло.
22 И храма я не у видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.
23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, чтобы они светили ему; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.
24 И будут ходить народы в свете его, и цари земли приносят славу свою в него.
25 И ворота его не будут затворяться днем, ибо ночи там не будет;
26 и принесут славу и честь народов в него.
27 И не войдет в него ничто нечистое, никто творящий мерзость и ложь, но только те, кто написаны в книге жизни у Агнца.

Новый Библейский Комментарий

21:1−8 Новое творение

Раскрытие деяний Божьих во имя человечества достигает своего кульминационного момента в данном отрывке: в ст. 1−4 описывается новое творение, когда Бог и Его народ будут пребывать в тесном единении; в ст. 5−8 подтверждается истинность этого описания и раскрывается его смысл. Его назначение — укрепить веру, надежду и решимость Церкви на пути ее последнего испытания.

Ст. 1 О сотворении нового неба и новой земли говорится в Ис 65:17 и 66:22 (ср.: Мф 5:18; Мк 13:31; 2Пет 3:12). Иудейские учителя по-разному толковали Ис. 65−66. Одни считали, что Бог обновит творение для Своего царства, другие — что Он заменит его совершенно новым. Видение Иоанна вмещает в себя оба эти толкования; тот факт, что 20:11 описывает теофанию, то есть красочную картину отклика творения грядущему на суд Богу, может скорее свидетельствовать в пользу первой точки зрения. В любом случае выражение моря уже нет в меньшей степени связано с водами, чем с нечестием: дьявол, антихрист и царство антихриста — все они изображаются морскими чудовищами; ничто из этого не найдет своего места в новом порядке.

Ст. 2 Изображение святого города здесь и в 21:9 — 22:9 разделяется на два образа: город-невеста в смысле жизни в царстве Божьем и город братского единения искупленных с Богом.

Ст. 3 Эта последняя особенность появляется как первое и самое большое благословение вечного царства. Термин обитать происходит от греческого слова «палатка, или скиния», и тем самым ретроспективно относит нас ко времени скинии в пустыне, святилища, которое сопровождал огненный столп и облако, символизировавшие собой присутствие и явление славы Господней. Тот же самый язык ассоциаций использован в Ин 1:14; в новом творении исполнилось навеки все, что означает имя Эммануил («с нами Бог»).

Ст. 4 Ср.: 7:17; Ис 25:8. 5 Фраза се, творю все новое относится к деяниям Бога по отношению к новому творению, но начало всего этого восходит к воскресению Христа и к опыту всех верующих в настоящее время (2Кор 5:17).

Ст. 6 Совершилось перекликается с восклицанием Христа на кресте (Ин 19:30); это же произнес голос, исходящий от престола (16:17). Бог есть Альфа и Омега; Его характер гарантирует нам истину Его откровения. Дополнительное обетование вызывает ассоциации с Ис 55:1 (ср. также: 22:17; Ин 7:37−38).

Ст. 7 Последнее обетование дано христианину-победителю: благословение святого города в наследство ему.

Ст. 8 В отличие от побеждающих, все другие категории людей не получают этого наследства. Боязливые — те, кто не приняли или отвергли Христа и поклонились антихристу. Все остальные характеристики в целом указывают на неверующих, чья жизнь демонстрирует собой отвержение Бога.

21:9 — 22:5 Город Бога

По поводу предположения, что в данном фрагменте описывается город Божий, связанный с тысячелетним царством Христа и новым творением, см. примеч. к гл. «Тысячелетнее царство».

Ст. 9 Появление образа невесты предсказывалось в 19:7−9. Здесь же невеста служит метафорой города; аналогичная трансформация образа происходит в Ис 54:4−8 и 11:12.

Ст. 10 Язык этого стиха настолько схож с Иез 40:2, что мы можем предположить преднамеренность; город спускается с неба на гору, на которой он стоял. Небеса сходят на землю в царстве Божьем!

Ст. 11 Внешний облик города сравним с красотой ясписа (видимо, алмаза), а слава его сопоставима со славой Творца (см.: 4:3).

Ст. 12−13 Он имеет большую и высокую стену; здесь сокрыто ее двоякое назначение — оградить город от тех, кому нет доступа в него (21:27; 22:14−15), и обеспечить навек безопасность находящихся внутри. На каждом из его двенадцати ворот написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых, а на его двенадцати основаниях — имена двенадцати Апостолов Агнца. Этим обозначается единство старого и нового заветов; вместе они образуют Израиль Божий, который объединяет все народы во Христе.

Ст. 14 Двенадцать оснований стены города, вероятно, не являются вертикальными, но представляют собой непрерывную цепь, располагаясь вокруг города ступенчато; и разделены они двенадцатью воротами.

Двенадцать Апостолов соответствуют двенадцати коленам в ст. 12; подобно последним, они обозначают коллективное целое и не являются перечнем имен. Поэтому нет необходимости спрашивать, включено ли имя Павла в их число, а если да, то чье имя исключено; такой вопрос просто не возникает.

Ст. 16 Город расположен четвероугольником, но поскольку его ширина, длина и высота одинаковы, то он имеет форму куба. Такая кубической формы структура известна нам из Ветхого Завета — это святая святых в храме (3Цар 6:20); в данном случае форма куба означает, что весь город представляет собой святилище и ему присуща святость древнего алтаря. Двенадцать тысяч стадий составляют приблизительно 1400 миль. Перевод в современные линейные меры сразу же лишает нас возможности увидеть здесь символизм, то есть кратность числу 12. Иоанн, возможно, хотел сказать, что город Божий простирается с небес до земли, соединяя все в единое целое.

Ст. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя (216 футов), вероятно, высоты, а не толщины; и снова получилось число, кратное числу 12. В данном контексте нет необходимости подчеркивать различие между размерами города и его стены; последняя достаточно велика, чтобы служить своему назначению!

Ст. 18−21 Символическим языком Иоанн продолжает описывать материал, из которого построен город. Он уже говорил, что светило в городе подобно драгоценному камню яспису, славе Божьей (11); он заявляет, что стена города целиком построена из ясписа. Чистое золото может указывать на святилище в храме Соломона, которое было целиком покрыто золотом (3Цар 6:20−22), или отсылает к мысли, выраженной в ст. 3:18. Перечень драгоценных камней, которые украшают основания, впечатляет. Несмотря на некоторые неопределенности, связанные с переводом, вероятнее всего, речь идет о тех же камнях, что и на наперснике первосвященника, на которых записывались имена двенадцати колен (Исх 28:15−21). Филон и Иосиф Флавий обращают внимание на тот факт, что эти камни также отвечают двенадцати знакам зодиака. Если взять за основу древнюю корреляцию драгоценных камней и знаков зодиака, то список Иоанна представляет не прямое, а обратное прохождение солнца через двенадцать знаков зодиака! Возможно, он хотел отделить святой город от языческих представлений о городе как о городе богов на небесах; или, напротив, этот обратный ход солнца — реальность, и Иоанн показывал, что та реальность, о которой мечтали язычники, явлена откровением Бога во Христе (на камнях в основании были написаны имена апостолов Агнца — Его свидетелей!).

Ст. 22−27 В городе, построенном по модели святая святых, нет необходимости в храме; он святой, и в нем повсюду прославляется Бог (ср.: Ин 4:20−23). Ст. 23 вызывает четкие ассоциации с Ис 60:19−20. Речь идет не о том, что солнце или луна перестали существовать как небесные тела, но что их сияние затмила превосходящая все слава Самого Бога.

Ст. 24−26 В этих стихах, по существу, воспроизводится мысль, высказанная в Ис 60:3−11, с той лишь разницей, что у Исайи все народы преклонятся перед иудеями, принося им всевозможные дары, здесь же народы принесут славу и честь Богу и Агнцу, и тем самым исполнится сказанное в 15:4. Язык всего этого фрагмента особенно подходит для описания тысячелетнего царства Христа, но может быть применен и в менее прямом смысле к царству Бога в новом творении.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.