От Марка 12 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый русский перевод

 
 

И начал говорить им притчами: насадил человек виноградник и обнес стеной, и выкопал точило, и построил башню, и сдал его виноградарям, и уехал.
 
И Он стал говорить с ними притчами: — Один человек посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни[68] и построил сторожевую башню[69]. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края.

И послал к виноградарям в свое время раба, чтобы взял у виноградарей от плодов виноградника;
 
Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы тот забрал у них причитающуюся ему часть урожая.

и те, взяв его, прибили и отослали ни с чем.
 
Но виноградари схватили слугу, избили и отослали ни с чем.

И снова послал к ним другого раба, и того ранили в голову и обесчестили.
 
Тогда хозяин послал к ним другого слугу; но они разбили ему голову и издевались над ним.

И другого послал, и того убили; и многих других — кому наносили побои, кого убивали.
 
Хозяин послал ещё одного слугу; его виноградари убили. Он посылал ещё многих слуг, но виноградари одних избивали, других убивали.

Еще один у него был: сын возлюбленный; послал он его последнего к ним, говоря: «устыдятся сына моего».
 
В конце концов у хозяина остался только его единственный любимый сын. Он послал его к ним последним. «Сына-то моего они устыдятся», — думал он.

Но виноградари те сказали друг другу: «это наследник: давайте, убьем его, и наследство будет наше».
 
Но виноградари сказали друг другу: «Это наследник. Давайте убьем его, и наследство будет нашим».

И взяв, убили его и выбросили его вон из виноградника.
 
Они схватили его, убили и выбросили его из виноградника.

Что же сделает господин виноградника? Придет и предаст виноградарей смерти, и отдаст виноградник другим.
 
Что же сделает хозяин виноградника? Конечно же, он придет и убьет виноградарей, а виноградник отдаст другим.

Неужели вы и этого Писания не читали: «Камень, который отвергли строители, он сделался главою угла:
 
Разве вы не читали в Писании: «Камень, Который отвергли строители, стал краеугольным.

от Господа это, и удивительно в глазах наших»?
 
Это совершил Господь, и как это удивительно в глазах наших!»[70]?

И намеревались Его схватить, но побоялись народа; ибо поняли, что о них сказал Он притчу; и оставив Его, ушли.
 
Когда предводители народа поняли, что эту притчу Иисус рассказал о них, они хотели арестовать Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.

И посылают к Нему некоторых из фарисеев и из иродиан, чтобы поймать Его на слове.
 
Потом они подослали к Нему фарисеев и сторонников Ирода, чтобы те поймали Его на слове.

И те, придя, говорят Ему: Учитель, мы знаем, что Ты истинен и не считаешься ни с кем; ибо не смотришь на лицо людей, но воистину учишь пути Божию; можно ли платить подать кесарю, или нет? Платить нам, или не платить?
 
Подойдя к Иисусу, они сказали: — Учитель! Мы знаем, что Ты Человек честный и не стремишься никому угодить. Ты беспристрастен и истинно учишь пути Божьему. Следует ли платить налог[71] кесарю или нет? Платить нам или не платить?

Он же, зная их лицемерие, сказал им: что Меня искушаете? Принесите Мне посмотреть динарий.
 
Иисус, зная их лицемерие, сказал: — Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть динарий.

Они принесли. Говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаря.
 
Ему принесли монету, и Он спросил: — Кто на ней изображен и чье на ней имя? — Кесаря, — ответили они.

А Иисус сказал им: кесарево отдавайте кесарю, а Божие Богу. И очень удивлялись Ему.
 
— Отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу, — сказал Иисус. Они были поражены Его ответом.

И приходят к Нему саддукеи, которые утверждают, что воскресения нет; и стали спрашивать Его:
 
К Иисусу подошли саддукеи[72], которые утверждают, что нет воскресения. Они спросили Его:

Учитель, Моисей написал нам: «Если у кого брат умрет и оставит жену и не оставит детей, да возьмет брат его жену и восстановит семя брату своему».
 
— Учитель, Моисей написал, что если у кого-либо умрет брат, оставив жену, но не оставив детей, то он должен жениться на вдове и восстановить род[73] своему брату[74].

Было семь братьев: и первый взял жену, и умирая, не оставил семени;
 
Было семь братьев. Первый женился и умер, не оставив потомства.

и второй взял ее и умер, не оставив семени. И третий также.
 
На вдове женился его брат и тоже умер, не оставив потомства. То же самое произошло и с третьим.

И все семеро не оставили семени. После всех и жена умерла.
 
Никто из семерых не оставил после себя сына. После всех умерла и женщина.

В воскресение, когда воскреснут, кого из них будет она женой? Ибо все семеро имели ее женой.
 
Чьей женой будет эта женщина после воскресения[75]? Ведь все семеро были женаты на ней.

Сказал им Иисус: не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете Писаний, ни силы Божией?
 
Иисус ответил им: — Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни силы Божьей?

Ведь, когда из мёртвых воскреснут, не женятся, и замуж не выходят, но пребывают, как ангелы на небесах.
 
Воскресшие из мертвых не будут ни жениться, ни выходить замуж, а будут как ангелы на небесах.

О мёртвых же, что они восстают, разве не читали вы в книге Моисея, в повествовании о купине, как сказал ему Бог: «Я Бог Авраама, и Бог Исаак, и Бог Иакова»?
 
А о том, что мертвые воскресают, разве вы не читали в книге Моисея, в том месте, где говорится о кусте, как Бог сказал Моисею: «Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»[76]?

Он не есть Бог мёртвых, но живых. Вы весьма заблуждаетесь.
 
Он Бог не мертвых, а живых. Вы глубоко заблуждаетесь.

И подойдя, один из книжников, услышав, как они спорят, зная, что Он хорошо ответил им, спросил: какая заповедь первая из всех?
 
Один из учителей Закона, слушая этот спор, заметил, как хорошо ответил Иисус, и спросил у Него: — Какая из заповедей самая важная?

И ответил Иисус: первая есть: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
 
Иисус ответил: — Самая важная заповедь — это: «Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, — единый Господь.

и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумом твоим, и всею крепостию твоею».
 
Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, всей душой своей, всем разумом своим и всеми силами своими»[77].

И вот вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нет другой заповеди большей этих.
 
Вторая заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя».[78] Нет заповедей важнее этих двух.

И сказал Ему книжник: хорошо, Учитель. Истинно Ты сказал, что Он един, и нет другого, кроме Него;
 
Учитель Закона сказал: — Хорошо сказано, Учитель. Ты прав, говоря, что Бог один, и нет другого Бога, кроме Него.

и любить Его всем сердцем, и всем разумением, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, — больше всех всесожжений и жертв.
 
Любить Его всем сердцем, всем разумом, всеми силами и любить ближнего, как самого себя, — это важнее, чем все всесожжения и жертвы.

И Иисус, увидев, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царства Божия. И никто больше не смел спрашивать Его.
 
Иисус, видя, как разумно ответил учитель Закона, сказал ему: — Недалеко ты от Божьего Царства. С тех пор никто больше не решался задавать Ему вопросы.

И снова говорил Иисус, уча в храме: как говорят книжники, что Христос есть сын Давидов?
 
Продолжая учить в храме, Иисус сказал: — Почему учители Закона говорят, что Христос — Сын Давида?

Сам Давид сказал в Духе Святом: «Сказал Господь Господу моему: сядь по правую сторону Мою, доколе Я не положу врагов Твоих под ноги Твои».
 
Сам Давид сказал, вдохновляемый Святым Духом: «Сказал Господь Господу моему: „Сядь по правую руку от Меня, пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“».[79]

Сам Давид говорит, что Он — Господь: откуда же Он — сын его? И многолюдная толпа слушала Его охотно.
 
Сам Давид называет Его Господом. Как же в таком случае Он может быть ему Сыном? Большая толпа слушала Иисуса с радостью.

И в учении Своем Он говорил: берегитесь книжников, любящих длинные одежды и приветствия на площадях,
 
А Он учил: — Остерегайтесь учителей Закона. Они любят наряжаться в длинные одежды и любят, когда их приветствуют на площадях.

и первые сиденья в синагогах, и первые места на званых обедах.
 
Они сидят на самых почетных местах в синагогах и на званых обедах.

Поедающие дома вдов и для вида долго молящиеся, эти примут большее осуждение.
 
Они разоряют дома вдов и напоказ долго молятся. Таких ждет очень суровое наказание.

И сев напротив сокровищницы, Он смотрел, как народ кладет медь в сокровищницу. И многие богатые клали много.
 
Сев напротив сокровищницы храма, Иисус смотрел, как люди кладут в неё деньги. Многие богачи бросали помногу.

И пришла одна бедная вдова и положила две лепты, то есть кодрант.
 
Но вот подошла бедная вдова и бросила две медные монетки[80].

И призвав учеников Своих, Он сказал им; истинно говорю вам, вдова эта бедная положила больше всех клавших в сокровищницу;
 
Иисус подозвал учеников и сказал им: — Говорю вам истину, эта бедная вдова положила больше всех, кто клал в сокровищницу,

ибо все от избытка своего положили, она же от скудости своей всё, что имела, положила: всё, что у нее было на жизнь.
 
потому что все давали от своего избытка, а она от своей нищеты положила всё, что у неё было на жизнь.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
1 [68] — В скале высекалось котлообразное углубление, в котором давили виноград, а сок вытекал через специально проделанное отверстие.
1 [69] — См. Ис 5:1-2.
10 [70]Пс 117:22-23.
14 [71] — Особый налог, которым облагались подчиненные народа, в отличие от римских граждан.
18 [72] — Религиозная группа иудеев, состоящая преимущественно из священников и иерусалимских аристократов. Саддукеи отрицали устное предание фарисеев и не верили в воскресение мертвых, а так же в существование ангелов и демонов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.
19 [73] — Букв.: семя. Также в ст. 22.
19 [74] — См. Втор 25:5-6.
23 [75] — В некоторых рукописях: « …воскресения, когда люди воскреснут из мертвых?»
26 [76]Исх 3:6.
29 [77]Втор 6:4-5.
31 [78]Лев 19:18.
36 [79]Пс 109:1.
42 [80] — Букв.: две лепты, что составляет один кодрант. Это была просто мизерная сумма.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.