От Луки 1 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый русский перевод

 
 

Так как уже многие взялись за составление повествования о совершившихся среди нас событиях,
 
Поскольку уже многие принялись составлять описание произошедших среди нас событий[1]

как передали нам те, кому от начала довелось быть очевидцами и служителями слова,
 
на основе сведений, переданных нам людьми, которые с самого начала были очевидцами и служителями Слова,

решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил,
 
то и я решил, тщательно исследовав всё от начала, описать тебе, достопочтеннейший Феофил, всё по порядку,

чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был наставлен.
 
чтобы ты мог убедиться в достоверности того, чему был научен.

Был в дни Ирода, царя Иудейского, некий священник по имени Захария, из чреды Авиевой, и жена у него из дочерей Аароновых, имя ее Елисавета.
 
Во время правления Ирода[2], царя Иудеи, был священник по имени Захария, из смены Авии[3]. Его жена тоже была потомком Аарона, её звали Елизавета.

Были же праведны они оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безукоризненно.
 
Оба они были праведны перед Богом, живя непорочно и строго соблюдая все заповеди и установления Господа.

И были они бездетны, ибо Елисавета была неплодна, и оба достигли преклонного возраста.
 
Но у них не было детей, потому что Елизавета была бесплодна. Они оба были уже в преклонном возрасте.

Было же: когда священнодействовал он в порядке чреды своей пред Богом, по обычаю священного служения,
 
Однажды, когда была очередь служить смене, к которой принадлежал Захария, он нес службу перед Богом.

выпал ему жребий воскурить фимиам, войдя в храм Господень;
 
В соответствии с установленным для священников порядком ему выпало по жребию войти в храм Господа и возжигать благовония[4].

а все множество народа молилось вне во время каждения,
 
Во время возжигания благовоний множество народа молилось снаружи.

Явился же ему ангел Господень, став по правую сторону жертвенника кадильного.
 
Захарии же явился ангел Господа. Он стоял справа от жертвенника, где возжигались благовония.

И смущен был Захария этим видением, и страх напал на него.
 
Увидев его, Захария был чрезвычайно поражен и испуган.

Сказал же ему ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн.
 
Ангел сказал ему: — Не бойся, Захария, твоя молитва услышана. Твоя жена Елизавета родит тебе сына, и ты назовёшь его Иоанном.

И будет радость тебе и ликование, и многие о рождении его возрадуются;
 
Твое сердце наполнится счастьем и ликованием, и многие будут радоваться его рождению,

ибо он будет велик пред Господом, и вина и хмельного не будет пить, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей,
 
потому что он будет великим перед Господом. Он никогда не будет пить вина и других хмельных напитков. Ещё до своего рождения он будет исполнен Святым Духом.

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.
 
Многих израильтян он обратит к Господу, их Богу.

он будет идти перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокорным образ мыслей праведных, представить Господу народ приготовленный.
 
Он будет предшествовать Ему в духе и силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям, а непокорных — к мудрости праведных, приготовляя народ к приходу Господа[5].

И сказал Захария ангелу: по какому знаку узнаю я это? Я ведь стар, и жена моя достигла преклонного возраста.
 
Захария спросил ангела: — Как мне узнать, что это сбудется? Ведь я уже стар, и жена моя в преклонных годах.

И ответил ему ангел: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить тебе и благовествовать тебе это.
 
Ангел ответил: — Я — Гавриил, стоящий перед Богом, и я послан, чтобы сообщить тебе эту радостную весть.

И вот, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, когда сбудется это, за то, что ты не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время.
 
Но сейчас за то, что ты не поверил моим словам, которые обязательно исполнятся в своё время, ты лишишься дара речи и не будешь говорить до того дня, пока это не сбудется.

И ожидал народ Захарию и удивлялся промедлению его в храме.
 
Между тем люди ждали Захарию и удивлялись, почему он так долго не выходит из храма.

А выйдя, он не мог с ними говорить, и поняли они, что он имел видение в храме; и сам он делал им знаки и оставался нем.
 
Захария, выйдя, не мог говорить и вынужден был общаться с ними жестами. Все поняли, что в храме ему было видение.

И было: когда окончились дни служения его, ушел он в дом свой.
 
Срок служения Захарии закончился, и он возвратился домой.

После же этих дней зачала Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех, говоря:
 
Вскоре его жена Елизавета забеременела и пять месяцев не выходила из дома[6].

так мне сотворил Господь в дни, когда Ему угодно было снять с меня поношение среди людей.
 
Она говорила: — Вот что сделал для меня Господь, по милости Своей сняв с меня позор перед людьми!

В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, по имени Назарет,
 
На шестом месяце беременности Елизаветы, Бог послал ангела Гавриила в галилейский город Назарет,

к деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова; и имя девы — Мариам.
 
к деве по имени Мария[7], которая была обручена с Иосифом, потомком Давида.

И войдя к Ней, ангел сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!
 
Ангел пришёл к ней и сказал: — Приветствую тебя, получившая милость! С тобой Господь!

Она же была смущена этой речью и размышляла: что же это за приветствие?
 
Марию эти слова очень удивили, и она размышляла, что бы значило такое приветствие.

И сказал Ей ангел: не бойся, Мариам, ибо Ты обрела благодать у Бога.
 
Ангел продолжал: — Не бойся, Мария, потому что Бог проявил к тебе благодать!

И вот. Ты зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус.
 
Ты забеременеешь и родишь Сына, и назовешь Его Иисусом[8].

Он будет велик, и Сыном Всевышнего будет назван, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его,
 
Он станет великим, и Его будут называть Сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Его предка Давида,

и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
 
и Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Его Царству не будет конца.

Сказала же Мариам ангелу: как же будет это, раз Я мужа не знаю?
 
— Как это может быть? — спросила Мария. — Ведь я ещё не была с мужчиной.

И ответил Ей ангел: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое названо будет Сыном Божиим.
 
Ангел ответил: — Святой Дух сойдет на тебя, и тебя осенит сила Всевышнего. Поэтому Ребёнок, Который родится у тебя, будет свят — Он будет зваться Сыном Бога.

И вот Елисавета, родственница Твоя, и та зачала сына в старости своей, и этот месяц уже шестой для нее, которую называют неплодной,
 
Вот и твоя родственница Елизавета тоже родит сына в её преклонные годы. О ней говорили, что она бесплодна, но она уже на шестом месяце беременности.

ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
 
Для Бога нет ничего невозможного.

Сказала же Мариам: вот — раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее ангел.
 
— Я служанка Господа, — ответила Мария, — пусть всё произойдёт со мной так, как ты сказал. И ангел оставил её.

В эти дни Мариам, отправившись в путь, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин,
 
Вскоре после этого Мария собралась и поспешила в город, расположенный в нагорьях Иудеи.

и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету.
 
Она вошла в дом Захарии и поприветствовала Елизавету.

И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, вострепетал младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Духа Святого,
 
Как только Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок внутри у неё встрепенулся; Елизавету наполнил Святой Дух,

и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!
 
и она громким голосом воскликнула: — Благословенна ты среди женщин, и благословен Ребенок, Которого ты носишь!

И откуда это мне, что Мать Господа моего пришла ко мне?
 
Чем я заслужила такую милость, что ко мне пришла мать моего Господа?

Ибо когда прозвучал голос приветствия Твоего в ушах моих, вострепетал в ликовании младенец во чреве моем,
 
Как только я услышала твое приветствие, ребенок во мне так и встрепенулся от радости.

и блаженна Поверившая, что совершится сказанное Ей от Господа.
 
Блаженна поверившая в исполнение того, что сказал Господь!

И сказала Мариам: Величает душа Моя Господа,
 
Мария ответила: «Душа моя славит Господа,

и возликовал дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
 
и дух мой радуется о Боге, Спасителе моем,

что призрел Он на малость рабы Своей; ибо отныне будут называть Меня блаженной все роды;
 
потому что Он увидел смирение Своей служанки[9]. Отныне все поколения будут называть меня благословенной,

что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его,
 
потому что Всемогущий совершил для меня такое великое дело! Его имя свято![10]

и милость Его в роды и роды боящимся Его;
 
Из поколения в поколение Он проявляет милость к боящимся Его![11]

соделал Он сильное рукою Своею, рассеял гордых в помышлениях сердца их;
 
Его рукой совершены великие дела: Он рассеял гордых в надмении сердца их,

низложил властителей с престолов и возвысил смиренных;
 
сверг правителей с их престолов и возвысил смиренных!

алчущих преисполнил благ; и богатых отослал ни с чем;
 
Он насытил благами голодных, а богатых отослал ни с чем.

поддержал Израиля, отрока Своего, в память о милости —
 
Он помог Своему слуге Израилю, помня о милости,

как Он сказал отцам нашим, — милости к Аврааму и семени его вовек.
 
которую обещал нашим предкам — Аврааму и его семени вовеки».

Пробыла же Мариам с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.
 
Мария погостила у Елизаветы около трех месяцев и затем возвратилась домой.

Елисавете же настало время родить, и она родила сына,
 
Елизавете подошло время родить, и родила она сына.

и услышали соседи и родственники ее, что умножил Господь милость Свою к ней, и радовались с нею.
 
Её соседи и родственники услышали о том, что Господь явил ей великую милость, и радовались вместе с ней.

И было: в день восьмой пришли обрезать дитя, и хотели назвать его, по имени отца его, Захарией.
 
На восьмой день[12] они пришли, чтобы совершить над ребенком обряд обрезания, и хотели назвать его в честь отца Захарией.

И мать его ответила: нет, но будет он назван Иоанном.
 
Но мать ребенка возразила: — Нет! Его будут звать Иоанном.

И сказали ей: никого нет из родни твоей, кто назывался бы этим именем;
 
Ей стали говорить: — Но ведь среди ваших родственников нет никого с таким именем!

и начали знаками задавать отцу его вопрос, как хотел бы он, чтобы называли его.
 
Они стали жестами спрашивать отца, как бы он хотел назвать сына.

И попросив дощечку, он написал так: Иоанн — имя ему. И удивились все.
 
Захария попросил табличку для письма и, к удивлению всех, написал: «Его имя Иоанн».

И тотчас открылись уста его и язык, и он говорил, благословляя Бога.
 
В тот же миг к нему вернулась речь, и он начал говорить, прославляя Бога.

И был страх у всех живущих вокруг них, и по всей горной стране Иудейской шла молва о всём этом.
 
Всех соседей объял страх, и весть о случившемся разнеслась по всем нагорьям Иудеи.

И все слышавшие положили это на сердце свое и говорили: что же будет дитя это? Ибо рука Господня была с ним.
 
Все, кто слышал об этом, с удивлением спрашивали: «Кем же станет этот ребенок?» — потому что рука Господа была с ним.

И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, говоря:
 
Святой Дух наполнил Захарию, отца Иоанна, и он начал пророчествовать:

Благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему,
 
«Благословен Господь, Бог Израиля[13], Который посетил Свой народ и искупил его!

и воздвиг нам рог спасения в доме Давида, отрока Своего, —
 
Он воздвиг нам рог спасения[14] из дома Своего слуги Давида,

как Он сказал устами святых древних пророков Своих, —
 
как Он издавна и обещал через Своих святых пророков,

спасение от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас:
 
что Он спасет нас от врагов и от рук тех, кто ненавидит нас.

сотворить милость отцам нашим и вспомнить завет Свой святой,
 
Так Он проявил милость к нашим предкам, помня Свой святой завет,

клятву, которою Он клялся Аврааму, отцу нашему,
 
клятву, которой Он поклялся нашему предку Аврааму:

чтобы безбоязненно, избавившись от руки врагов,
 
избавить нас от рук наших врагов, чтобы мы могли без страха служить Ему,

служили мы Ему в святости и праведности, все дни наши пред Ним.
 
живя перед Ним в святости и праведности во все дни нашей жизни!

И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред Ним, чтобы приготовить пути Ему,
 
И ты, дитя, будешь назван пророком Всевышнего, потому что будешь идти перед Господом, чтобы приготовить Ему пути[15],

дать народу Его познать спасение в отпущении грехов их,
 
возвестить Его народу спасение через прощение грехов,

по глубине милосердия Бога нашего, которым с высоты посетит нас Восходящее Светило,
 
по глубочайшему милосердию нашего Бога, Который пошлет нам Утреннюю Зарю свыше,

воссиять сидящим во тьме и тени смерти, направить ноги наши на путь мира.
 
чтобы дать свет живущим во тьме и тени смертной[16] и направить наши стопы на путь мира!»

Дитя же возрастало и укреплялось духом. И был он в пустынях до дня явления его пред Израилем.
 
Ребенок рос и укреплялся в духе[17]. Он жил в пустыне до того времени, когда открыто явился Израилю.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
1 [1] — Или: описание событий, представляющих для нас истину.
5 [2] — Ирод Великий, был царем Иудеи в 40-4 гг. до н. э. Кроме Иудеи, в его владения входили также Самария и Галилея.
5 [3] — Служение в Иерусалимском храме было разделено между 24 сменами священников, потомков Аарона (см. 1Пар 24:1-19).
9 [4] — См. Исх 30:6-8.
17 [5] — См. Мал 4:5-6.
24 [6] — Букв.: скрывала себя.
27 [7] — Греч. Мариа́м — так в оригинале по всей книге, за исключением ст. 41.
31 [8] — Имя Иисус на языке иудеев звучит как Йешу́а и означает: Господь [ЙГВГ, Яхве] спасает.
48 [9] — См. 1Цар 1:11; 1Цар 2:1.
49 [10] — См. Пс 110:9.
50 [11] — См. Пс 102:17.
59 [12] — По Закону Божьему обрезание производилось на восьмой день (см. Быт 17:12).
68 [13] — См. Пс 40:14; Пс 71:18; Пс 105:48.
69 [14]Рог спасения. В знач.: «могучий Спаситель»; (см. Пс 17:3). Рог был символом могущества, власти и силы (см. напр., 1Цар 2:10; Иер 48:25; Мих 4:13).
76 [15] — См. Ис 40:3; Мал 3:1.
79 [16] — См. Ис 9:2.
80 [17] — Или: в Духе.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.