От Луки 14 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый русский перевод

 
 

И было: когда Он пришел в субботу в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, они наблюдали за Ним.
 
Однажды в субботу, когда Иисус пришёл на обед к одному из самых начальствующих фарисеев, те внимательно следили за Ним.

И вот, перед Ним человек, больной водянкой,
 
Напротив Иисуса сидел человек, больной водянкой.

И обратился Иисус к законникам и фарисеям, говоря: дозволяется ли уврачевать в субботу, или нет?
 
Иисус спросил учителей Закона и фарисеев: — Разрешено исцелять в субботу или нет?

Они промолчали. И прикоснувшись, Он исцелил его и отпустил.
 
Они молчали. Тогда Иисус, коснувшись человека, исцелил его и отпустил.

А им Он сказал: разве кто из вас, у кого сын или вол упадет в колодец, не тотчас вытащит его в день субботний?
 
Затем Он сказал им: — Если у кого-то из вас сын[100] или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его немедленно, даже если это будет в субботу?

И не смогли возразить на это.
 
Им нечего было ответить на это.

И говорил Он приглашенным притчу, замечая, как они выбирали себе первые места:
 
Иисус заметил, как гости выбирали почетные места за столом, и рассказал им притчу:

когда позовет тебя кто-нибудь на брачный пир, не садись на первое место; как бы не оказалось среди приглашенных им кого-нибудь почетнее тебя,
 
— Если тебя приглашают на свадебный пир, не садись на почетное место, ведь может случиться так, что среди приглашенных окажется кто-то знатнее тебя,

и не пришел бы позвавший тебя и его и не сказал тебе: «дай ему место», и тогда ты займешь со стыдом последнее место.
 
и тогда хозяин, пригласивший и тебя, и его, подойдет к тебе и скажет: «Уступи место этому человеку». И тебе придется со стыдом занять самое последнее место.

Но когда тебя позовут, пойди, и сядь на последнее место, чтобы, когда придет пригласивший тебя, он сказал тебе: «друг, передвинься повыше»: тогда будет тебе честь перед всеми возлежащими с тобою,
 
Итак, когда тебя пригласили, пойди и сядь[101] на самое последнее место, чтобы хозяин подошел к тебе и сказал: «Друг, перейди на лучшее место». Тогда тебе будет оказан почет перед всеми гостями.

потому что всякий возносящий себя смирён будет, и смиряющий себя вознесён будет.
 
Так что каждый возвышающий себя будет унижен, и принижающий себя будет возвышен.

Говорил же и пригласившему Его: когда ты устраиваешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых; как бы и они в ответ тебя не позвали, и не получил бы ты воздаяния.
 
Затем Он сказал хозяину: — Устраивая званый обед или ужин, не приглашай своих друзей, братьев, родственников или богатых соседей, чтобы они не пригласили тебя в ответ и тем не отплатили тебе.

Но когда делаешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых;
 
Устраивая пир, приглашай на него бедных, калек, хромых, слепых.

и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздается тебе в воскресение праведных.
 
Вот тогда ты будешь блажен, потому что они не смогут отблагодарить тебя, и ты получишь награду в воскресение праведных.

Услышав это, некто из возлежащих сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царстве Божием.
 
Один из обедавших услышал это и сказал Иисусу: — Блажен тот, кто будет пировать в Царстве Божьем.

Он же сказал ему: сделал человек большой ужин и позвал многих.
 
Иисус ответил ему: — Один человек приготовил большой пир и пригласил много гостей.

И послал раба своего в час ужина сказать приглашенным: «приходите, уже готово».
 
Подошло время пира, и он послал своего слугу сказать приглашенным: «Приходите, уже всё готово».

И начали все как один извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня».
 
Но один за другим приглашенные начали извиняться. Первый сказал: «Я купил землю и мне надо пойти и посмотреть её. Извини меня, пожалуйста».

И другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня».
 
Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их, извини меня, пожалуйста».

И третий сказал: «я женился, и потому не могу придти».
 
Третий сказал: «Я женился и поэтому не могу прийти».

И придя, раб сообщил это господину своему. Тогда, разгневавшись, сказал хозяин дома рабу своему: «выйди поскорее на улицы и переулки города и введи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых».
 
Слуга вернулся и рассказал всё хозяину. Тогда хозяин дома рассердился и приказал слуге: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда бедных, калек, слепых и хромых».

И сказал раб: «господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место».
 
«Господин, — сказал слуга, — то, что ты повелел, выполнено, но ещё есть место».

И сказал господин рабу: «выйди на дороги и к изгородям, заставь людей войти, чтобы наполнился мой дом.
 
Тогда хозяин сказал слуге: «Пройди по дорогам и вдоль изгородей и уговори всех, кого встретишь, прийти на пир, чтобы дом мой был полон гостей.

Ибо говорю вам, что никто из мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина».
 
Говорю вам, что из прежних приглашенных никто не попробует моего обеда».

С Ним шло много народа, и обернувшись, Он сказал им:
 
С Иисусом шло множество людей, и Он, повернувшись к ним, сказал:

если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а также и души своей, не может быть Моим учеником.
 
— Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей[102], тот не может быть Моим учеником.

Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.
 
Тот, кто не несет свой крест и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.

Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек: может ли он довести до конца?
 
Предположим, кто-то из вас хочет строить башню. Разве он не сядет вначале и не подсчитает все расходы, чтобы знать, хватит ли ему денег для завершения строительства?

Чтобы, когда он положит основание и не будет в силах завершить, все видящие не начали бы смеяться над ним,
 
Ведь если он заложит фундамент и будет не в состоянии закончить постройку, то все видящие это будут над ним смеяться:

говоря: «этот человек начал строить и не был в силах завершить».
 
«Начал строить, а закончить не может».

Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
 
Или, предположим, царь собирается на войну против другого царя. Разве он не сядет вначале и не подумает, в силах ли он с войском в десять тысяч человек отразить того, кто идет на него с войском в двадцать тысяч?

Если же — нет, то пока тот еще далеко, он отправляет посольство и спрашивает об условиях мира.
 
Если нет, то пока противник ещё далеко, он пошлет посольство просить о мире.

Так и всякий из вас, если не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
 
Итак, тот из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Поэтому: соль хороша: но если и соль станет пресной, чем вернуть ей силу?
 
Соль — хорошая вещь, но если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать её соленой?

Ни в землю, ни в навоз она не годится. Ее бросают вон. Имеющий уши слышать да слышит.
 
Ни в землю она уже не годится, ни в навозную кучу, её остается лишь выбросить вон. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
5 [100] — В некоторых рукописях: осел.
10 [101] — Букв.: пойди и возляг.
26 [102] — Ср. Мф 10:37.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.