От Иоанна 3 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый русский перевод

 
 

Был человек из фарисеев, имя ему Никодим, начальник Иудейский.
 
Среди фарисеев был один человек, которого звали Никодим. Он был одним из иудейских вождей.

Он пришел к Нему ночью и сказал Ему: Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним.
 
Однажды ночью он пришёл к Иисусу и сказал: — Рабби, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, потому что никто не может творить таких знамений, какие Ты творишь, если Бог не с ним.

Ответил Иисус и сказал ему: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия.
 
В ответ Иисус сказал: — Говорю тебе истину, никто не сможет увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден[20].

Говорит Ему Никодим: как может человек родиться, будучи стар? Может ли он вторично войти в утробу матери своей и родиться?
 
— Как это человек может быть рожден ещё раз, когда он уже стар? — удивился Никодим. — Не может же он опять войти в утробу своей матери и снова родиться!

Ответил Иисус: истинно, истинно говорю тебе: если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.
 
Иисус ответил: — Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа[21].

Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
 
От плоти рождается плоть, а Дух[22] рождает дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: нужно, чтобы вы родились свыше.
 
Не удивляйся тому, что Я сказал: вы должны быть заново рождены.

Ветер, где хочет, веет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так — каждый рожденный от Духа.
 
Ветер[23] дует, где хочет. Ты слышишь его шум, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа.

Ответил Никодим и сказал Ему: как может это быть?
 
— Как это может быть? — спросил Никодим.

Ответил Иисус и сказал ему: ты — учитель Израильский, и этого не знаешь?
 
Иисус ответил: — Ты — учитель Израиля, и ты этого не понимаешь?

Истинно, истинно говорю тебе: что мы знаем, о том говорим, и что видели, о том свидетельствуем, и свидетельства нашего вы не принимаете.
 
Говорю тебе истину: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете нашего свидетельства.

Если Я о земном сказал вам, и вы не верите, — как поверите, если скажу вам о небесном?
 
Если Я сказал вам о земных вещах, и вы не верите, то как же вы поверите, если Я буду говорить вам о небесном?

И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе.
 
Никто не поднимался на небо, кроме Того, Кто сошел с неба, то есть Сына Человеческого[24].

И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесён быть Сын Человеческий,
 
И как Моисей поднял змея в пустыне[25], так будет поднят[26] и Сын Человеческий,

чтобы каждый верующий имел в Нем жизнь вечную.
 
чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную[27].

Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
 
Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.

Ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.
 
Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти мир через Него.

Верующий в Него не судится; неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
 
Верующий в Него не будет судим. Кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил во имя единственного Сына Бога.

А это есть суд, что свет пришел в мир, и возлюбили люди больше тьму, чем свет; ибо были лукавы дела их.
 
Суд заключается в том, что в мир пришёл Свет, но люди полюбили тьму больше, чем Свет, потому что их дела были злы.

Ибо каждый, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не были изобличены дела его.
 
Ведь каждый, кто делает зло, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обнаружились его дела.

А творящий истину идет к свету, чтобы были явлены дела его, что они в Боге соделаны.
 
Но кто живет по истине, тот, наоборот, идет к Свету, чтобы было ясно видно, что его дела совершены в Боге.

После этого пришел Иисус и ученики Его в Иудейскую землю и там оставался с ними и крестил.
 
После этого Иисус с учениками пошли в Иудею. Там Иисус пробыл с ними некоторое время и крестил.

Крестил и Иоанн в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили и крестились;
 
Иоанн тоже продолжал крестить в Еноне, у Салима, потому что там было много воды. Люди постоянно приходили к нему креститься.

ибо не был еще ввергнут в тюрьму Иоанн.
 
Это было ещё до того, как Иоанна заключили в темницу.

Возник спор у учеников Иоанна с Иудеями по поводу очищения,
 
Между некоторыми из учеников Иоанна и одним иудеем возник спор об обрядовом очищении.

и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, Который был с тобой по ту сторону Иордана, о Котором ты засвидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
 
Они пришли к Иоанну и сказали: — Рабби, Тот Человек, Который был с тобой на другой стороне реки Иордан и о Котором ты свидетельствовал, сейчас Сам крестит, и все идут к Нему.

Ответил Иоанн и сказал: не может человек брать на себя ничего, если не дано ему с неба.
 
Иоанн ответил: — Человек может делать только то, что ему дано Небом.

Вы сами о мне свидетельствуете, что я сказал: «я не Христос, но я послан перед Ним».
 
Вы сами свидетели тому, что я говорил: «Я не Христос, но я послан, чтобы идти впереди Него».

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется голосу жениха. Эта радость моя теперь полна.
 
Невеста принадлежит жениху. Друг же жениха стоит рядом, слушает его радостный голос и сам радуется его счастью. В этом и моя радость, и сейчас она исполнилась.[28]

Ему должно расти, а мне умаляться.
 
Ему предстоит возвеличиваться, а мне умаляться.

Свыше Приходящий — выше всех; сущий от земли — земной и от земли говорит. С неба Приходящий — выше всех.
 
Тот, Кто свыше приходит, выше всех. Земной принадлежит земле и говорит по-земному, но Пришедший с небес — превыше всех!

Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто не принимает.
 
Он свидетельствует о том, что Он Сам видел и слышал, но никто не принимает Его свидетельства.

Принявший Его свидетельство печатью своею заверил, что Бог истинен.
 
Тот же, кто принимает, свидетельствует, что Бог истинен.

Ибо Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи; ибо не мерою дает Бог Духа.
 
Посланный Богом говорит слова Божьи, и Бог дает Ему Своего Духа без всякого ограничения.

Отец любит Сына, и всё дал в руку Его.
 
Отец любит Сына и всё отдал в Его руки.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не покоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
 
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, тот же, кто отвергает Сына, не увидит жизни, и его ожидает Божий гнев.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
3 [20]Заново рожден. В оригинале это выражение также имеет значение: рожден свыше (так же в ст. 7).
5 [21] — См. Иез 36:25-27.
6 [22] — Или: дух.
8 [23] — На языке оригинала это слово означает и ветер, и дух.
13 [24] — В некот. древн. рукописях за этими словами следует: сущего на небесах.
14 [25] — См. Чис 21:4-9.
14 [26]Поднят. Предсказание Иисуса о Своем распятии на кресте за наши грехи (см. Ин 19:17-24). Данное греч. слово также означает: превознесен по правую руку Отца.
15 [27] — Или: чтобы каждый, кто поверит, имел жизнь вечную в Нем.
29 [28] — Здесь в аллегорической форме, Иоанн уподобляет Иисуса жениху, себя — Его другу, а всех верующих в Иисуса — невесте.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.