От Иоанна 7 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый русский перевод

 
 

И после этого ходил Иисус по Галилее; ибо по Иудее Он не хотел ходить, потому что Иудеи искали Его убить.
 
После этого Иисус ходил по Галилее. В Иудею Он не шёл, так как иудеи хотели убить Его.

А был близко Иудейский праздник Кущей,
 
Когда приближался иудейский праздник Шалашей[47],

Сказали Ему тогда братья Его: пойди отсюда и иди в Иудею, чтобы и ученики Твои увидели дела Твои, которые Ты творишь;
 
братья Иисуса сказали Ему: — Не оставайся здесь, иди в Иудею, чтобы и Твои ученики увидели чудеса, которые Ты совершаешь.

ибо никто ничего не делает втайне, а хочет сам быть на виду: если Ты это делаешь, яви Себя миру.
 
Ведь никто, стремящийся к известности, не действует втайне. Если Ты делаешь такое, покажи Себя миру. —

Ибо и братья Его не верили в Него.
 
Даже Его братья не верили Ему.

Говорит им на это Иисус: время Мое еще не пришло; а для вас всегда время.
 
Иисус сказал им: — Мое время ещё не подошло, для вас же подходит любое время.

Не может мир ненавидеть вас. Меня же ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его лукавы.
 
Вас мир[48] не может ненавидеть, Меня же он ненавидит, потому что Я свидетельствую о том, что его дела злы.

Вы пойдите на праздник. Я еще не пойду на этот праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
 
Идите на праздник, Я же пока не пойду, потому что Мое время ещё не подошло. —

И сказав им это. Он остался в Галилее.
 
И Иисус остался в Галилее.

Когда же пошли братья Его на праздник, тогда и Он Сам пошел: не явно, а как бы втайне.
 
Но когда Его братья пошли на праздник, Он тоже пошел, только не открыто, а так, чтобы никто не знал.

Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
 
На празднике иудеи искали Его и спрашивали: «Где Он?»

И толков было много о Нем в народе. Одни говорили: Он добр; другие говорили: нет, но вводит народ в заблуждение.
 
В народе об Иисусе шло много перешептываний. Некоторые говорили, что Он хороший человек, другие — что Он обманывает народ.

Однако, никто открыто не говорил о Нем из страха перед Иудеями.
 
Однако открыто никто о Нем ничего не говорил из страха перед иудеями.

Когда праздник был уже на половине, вошел Иисус в храм и учил.
 
Первая половина праздника уже прошла, когда Иисус пришёл в храм и стал учить.

Удивлялись Иудеи, говоря: каким образом Он знает Писания, не пройдя учения?
 
Иудеи удивлялись и спрашивали: — Откуда у Него такая ученость, ведь Он нигде не учился?

Ответил им Иисус и сказал: Мое учение не Мое, но Пославшего Меня.
 
Иисус ответил: — Учение Мое не от Меня, но от Того, Кто послал Меня.

Если кто хочет творить волю Его, он узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я от Себя говорю.
 
И кто действительно хочет исполнять волю Бога, тот узнает, от Бога Мое учение или же Я говорю Сам от Себя.

Говорящий от себя ищет собственной славы: но Ищущий славы Пославшего Его, Тот истинен, и неправды в Нем нет.
 
Тот, кто говорит от себя, ищет славы самому себе, Тот же, Кто ищет славы Пославшему Его, истинен, и нет неправды в Нем.

Не Моисей ли вам дал Закон? И никто из вас не исполняет Закона. Почему Меня ищете убить?
 
Разве Моисей не дал вам Закон? Однако ни один из вас не соблюдает Закона. Зачем вы хотите убить Меня?

Ответил народ: бес в Тебе, кто Тебя ищет убить?
 
— Да Ты не одержим ли демоном? Кто хочет Тебя убить? — отвечал народ.

Ответил Иисус и сказал им: одно дело Я сотворил, и вы все удивляетесь ему.
 
Иисус сказал: — Я совершил лишь одно дело[49], и вы так удивляетесь.

Моисей дал вам обрезание, — не то, чтобы оно было от Моисея, оно от отцов, — и в субботу вы обрезываете человека.
 
Моисей дал вам обрезание (хотя, конечно, обрезание идет не от Моисея, а от праотцев), и вы обрезаете детей даже в субботу.

Если обрезание принимает человек в субботу, чтобы не был нарушен Закон Моисеев, на Меня ли вы злобствуете, что Я всего человека сделал здоровым в субботу?
 
Так если человек может быть обрезан в субботу ради того, чтобы не был нарушен Закон Моисея, то почему вы злы на Меня за то, что Я исцелил всего человека в субботу?

Не по виду судите, но судите праведным судом.
 
Судите не по виду, а по справедливости.

Говорили тогда некоторые из Иерусалимлян: не Тот ли это, Кого ищут убить?
 
В это время некоторые жители Иерусалима стали спрашивать: — Не Тот ли это, Которого хотят убить?

И вот Он открыто держит речь, и ничего Ему не говорят. Неужели же воистину узнали начальники, что это — Христос?
 
Вот же Он открыто говорит перед народом, и Ему не запрещают. Может, начальники достоверно узнали, что Он Христос?

Но Этого мы знаем, откуда Он. А когда Христос придет, никто не будет знать, откуда Он.
 
Но мы знаем, откуда Он, а когда придет Христос, то никто не будет знать, откуда Он пришёл.[50]

Возгласил тогда в храме Иисус, уча и говоря: и Меня знаете, и знаете, откуда Я, и не от Себя Я пришел, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
 
Тогда Иисус, Который продолжал учить в храме, громко возгласил: — Так вы Меня знаете?! И вы даже знаете, откуда Я?![51] Ведь Я не Сам от Себя пришёл. И истинен Тот, Кто послал Меня, но вы Его не знаете.

Я знаю Его, потому что Я — от Него, и Он Меня послал,
 
Я же знаю Его, потому что Я от Него пришёл и потому что Он послал Меня!

Искали Его схватить, и никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.
 
Они хотели схватить Иисуса, но никто не поднял на Него руки, потому что Его время ещё не настало.

Из толпы же многие уверовали в Него и говорили: Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем Этот сотворил?
 
Многие же из толпы поверили в Него. Они говорили: — Неужели когда придет Христос, Он совершит больше знамений, чем Этот Человек?

Услышали фарисеи эти толки о Нем в толпе, и послали первосвященники и фарисеи служителей, чтобы схватить Его.
 
Фарисеи услышали, что шепчут об Иисусе в толпе, и поэтому первосвященники и фарисеи послали храмовую стражу, чтобы арестовать Его.

Тогда сказал Иисус: еще малое время Я с вами, и иду к Пославшему Меня;
 
Иисус сказал: — Ещё не долго Мне быть с вами, и потом Я возвращусь к Пославшему Меня.

будете искать Меня, и не найдете; и, где Я, туда вы не можете пойти.
 
Вы будете искать Меня, но не найдете, и туда, где Я буду, вы прийти не сможете.

Сказали тогда друг другу Иудеи: куда Он собирается идти, что мы не найдем Его? Не в рассеяние ли среди Еллинов собирается Он идти и учить Еллинов?
 
Иудеи стали спрашивать друг друга: — Куда это Он собирается идти, что мы не сможем прийти туда? Может, Он намерен пойти туда, где наш народ живет рассеянным среди греков, чтобы учить греков?

Что это за слово, которое Он сказал: вы будете искать Меня, и не найдете; и, где Я, туда вы не можете пойти?
 
Что Он имел в виду, когда говорил: «Вы будете искать Меня, но не найдете» и «Туда, где Я буду, вы прийти не сможете»?

В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет.
 
В последний и самый торжественный день праздника Иисус встал и громко возгласил: — Кто хочет пить, пусть приходит ко Мне и пьет.[52]

Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой.
 
Кто верит в Меня, как говорит Писание, у того из сердца[53] потекут реки живой воды.

Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен.
 
Иисус имел в виду Духа, Которого поверившие в Него должны были позже получить. Дух ещё не был дан верующим, так как Иисус ещё не был прославлен.

Некоторые из толпы, услышав эти слова, говорили: это, воистину, пророк.
 
Некоторые люди в толпе, услышав слова Иисуса, сказали: — Он действительно Тот Самый Пророк!

Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи придет Христос?
 
Другие говорили: — Он — Христос! Третьи говорили: — Разве из Галилеи Христос придет?

Не Писание ли сказало, что от семени Давидова и из Вифлеема, того селения, где был Давид, придет Христос?
 
Разве не сказано в Писании, что Христос будет из рода Давида[54] и из Вифлеема[55], того селения, откуда был Давид?

И произошло тогда из-за Него разделение в толпе:
 
Народ разделился во мнениях об Иисусе.

некоторые из них хотели схватить Его, но никто не наложил на Него рук.
 
Некоторые хотели схватить Его, но никто не поднял на Иисуса руки.

Итак, пришли служители к первосвященникам и фарисеям, и те им сказали: почему вы не привели Его?
 
Когда стражники храма возвратились к первосвященникам и фарисеям, те спросили их: — Почему вы не привели Его?

Ответили служители: никогда еще так не говорил человек, как говорит Этот Человек.
 
Стражники ответили: — Никто ещё так не говорил, как Этот Человек.

И ответили им фарисеи: неужели и вас ввели в заблуждение?
 
— Он что, и вас тоже обманул? — спросили фарисеи. —

Разве кто-нибудь из начальников уверовал в Него, или из фарисеев?
 
Разве хоть один из начальников или из фарисеев Ему поверил?

Но толпа эта, не знающая Закона: прокляты они.
 
А что эта толпа понимает в Законе? Эти люди прокляты.

Говорит им Никодим, приходивший к Нему раньше (был он один из них):
 
Никодим, один из фарисеев, который как-то раньше приходил к Иисусу, спросил:

разве Закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает?
 
— Разве наш Закон дает право судить человека, не выслушав его вначале и не узнав, что он делает?

Ответили и сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Исследуй и убедись, что из Галилеи пророк не приходит.
 
Они ответили: — Ты что, тоже из Галилеи? Исследуй Писание, и ты увидишь, что ни один пророк[56] из Галилеи не приходит.

И отправились каждый в свой дом.
 
После этого все разошлись по домам.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [47] — См. Лев 23:33-43; Чис 29:12-39; Втор 16:13-17.
7 [48] — Здесь и во многих местах этой книги, данный термин подразумевает людей, погрязший во зле и грехе, которые противятся Богу и которыми правит сатана, повелитель демонов.
21 [49] — См. Ин 5:1-9.
27 [50] — В то время было несколько мнений о месте рождения Христа: одни считали, что Он должен родиться в Вифлееме, как было предсказано в Пророках (см. Мих 5:2; Ин 7:42), другие — что Его место рождения будет неизвестно.
28 [51] — Или: 8:14. Или: « Да, вы Меня знаете, и вы знаете, откуда Я!»
37 [52] — Вода играла определенную роль на празднике Шалашей. На седьмой день праздника священник в сопровождении торжествующей процессии верующих наполнял золотой кувшин водой из Силоамской купальни. Возвратясь в храм, он возливал эту воду на подножие жертвенника. На восьмой день праздник завершался торжественным собранием.
38 [53] — Букв.: из живота.
42 [54] — См. 2Цар 7:12; Иер 23:5; Пс 131:11.
42 [55] — См. Мих 5:2.
52 [56] — Или: обещанный Пророк.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.