Римлянам 2 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Новый русский перевод

 
 

Поэтому нет у тебя извинения, о человек судящий, кто бы ты ни был, ибо, судя другого, ты себя осуждаешь; ибо делаешь то же самое ты, судящий.
 
Поэтому нет тебе извинения, судящий другого, кто бы ты ни был. Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же.

А мы знаем, что суд Божий на делающих таковое согласен с истиной,
 
Мы знаем, что тех, кто так поступает, ждет Божий суд, и суд этот согласен с истиной.

И ты на то рассчитываешь, о человек, который судишь делающих таковое и сам то же творишь, что ты избежишь суда Божия?
 
Так неужели же ты надеешься избежать Божьего суда, осуждая других за то, что делаешь сам?

Или ты пренебрегаешь богатством благости Его и незлобием и долготерпением, не зная, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
 
Или ты пренебрегаешь великой добротой Божьей, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию?

Но по ожесточению твоему и нераскаянному сердцу ты накапливаешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия.
 
Своим упрямством и нераскаявшимся сердцем ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда свершится Его праведный суд.

Он воздаст каждому по делам его:
 
Бог воздаст каждому по его делам[4].

жизнь вечную — ищущим, с постоянством в делании добра, славы и чести и нетления;
 
Тем, кто, постоянно творя добро, ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь.

самовольным же и непослушным истине, но покоряющимся неправде — гнев и ярость.
 
Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость.

Скорбь и теснота на душу каждого человека, делающего злое: как Иудея, первого, так и Еллина.
 
Каждого, делающего зло, ожидают горе и беда, во-первых, иудея, потом и грека.

Слава же и честь и мир — каждому делающему доброе: как Иудею, первому, так и Еллину.
 
А каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, во-первых, иудея, а потом и язычника,

Ибо нет лицеприятия у Бога.
 
потому что Бог не отдает предпочтения никому.

Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены.
 
Кто грешит, не имея Закона, тот вне Закона и погибнет, а кто грешит, зная Закон, тот по Закону и будет судим.

Ибо не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона оправданы будут —
 
Бог признает праведными не тех, кто слушает Закон, а тех, кто его исполняет.

ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон:
 
(Да, у язычников нет Закона, но когда они интуитивно делают то, чего требует Закон, они этим показывают, что и без Закона знают, что нужно делать, а что нет.

они показывают, что дело Закона написано в сердцах их: о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая, —
 
Они показывают тем самым, что требования Закона записаны у них в сердце[5], и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие их, то обвиняющие.)

в тот день, когда будет судить Бог сокровенное людей по Евангелию моему чрез Иисуса Христа.
 
Это сделается явным в тот день, когда Бог, через Иисуса Христа, будет судить тайные дела и мысли людей в согласии с Радостной Вестью, которую я возвещаю.

Если же ты именуешься Иудеем и полагаешься на Закон, и хвалишься Богом,
 
Вот ты называешь себя иудеем, полагаешься на Закон и хвалишься тем, что близок к Богу;

и знаешь волю Его и различаешь превосходнейшее, научаясь из Закона,
 
ты знаешь Его волю и можешь определить согласно Закону, что хорошо, а что нет.

и уверен, что ты путеводитель слепых, свет для ходящих во тьме,
 
Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме,

наставник неразумных, учитель младенцев, имеющий выражение знания и истины в Законе, —
 
что ты наставник глупцов и учитель невежд, потому что обладаешь Законом — воплощением знания и истины.

вот ты, который учишь другого, себя самого не учишь: проповедуешь не красть — и крадешь;
 
Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь самого себя? Ты проповедуешь против воровства[6], а сам крадешь;

говоришь не прелюбодействовать — и прелюбодействуешь; гнушаешься идолов — и грабишь их храмы!
 
ты порицаешь супружескую неверность[7], а сам изменяешь супруге; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь языческие храмы;

Ты, который хвалишься Законом, преступлением Закона бесчестишь Бога!
 
ты гордишься Законом, а бесчестишь Бога, нарушая Закон.

Ибо имя Божие из-за вас в поношении между язычниками, как написано.
 
Написано: «Из-за вас бесчестится имя Божье среди язычников».[8]

Ибо и обрезание приносит пользу, если ты исполняешь Закон: если же ты — преступник Закона, обрезание твое стало необрезанием.
 
В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь Закон, но если ты Закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла.

Поэтому, если необрезанный исполняет предписания Закона, необрезание его не вменится ли в обрезание?
 
Ведь если язычники соблюдают Закон, то разве они не будут считаться обрезанными?

И необрезанный по естеству, исполняющий Закон, осудит тебя, преступника Закона при Писании и обрезании.
 
И тот, кто лишен телесного обрезания, но исполняет Закон, осудит тебя, обрезанного и имеющего писаный Закон, но не исполняющего его.

Ибо Иудей не тот, кто по виду Иудей, и обрезание не то, что видимо на плоти;
 
Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание — не то, которое на теле.

но тот Иудей, кто в сокровенности Иудей, и обрезание сердца — в духе, не по букве. И похвала его — не от людей, но от Бога.
 
Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание — это обрезание сердца по Духу, а не по букве Закона. Такому человеку похвала не от людей, а от Бога.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
6 [4]Пс 61:13; Прит 24:12.
15 [5] — См. Иер 31:32-33.
21 [6] — См. Исх 20:15; Втор 5:19.
22 [7] — См. Исх 20:14; Втор 5:18.
24 [8]Ис 52:5; Иез 36:20-23.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.