От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Открытый перевод

 
 

В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.
 
В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.

И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,
 
Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,

И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.
 
а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,

И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.
 
и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.

Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.
 
Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.

Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.
 
Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.

Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.
 
Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.

Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.
 
А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.

Имеющий уши да слышит.
 
Пусть имеющий уши услышит!»

И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?
 
Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»

И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;
 
Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.

ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
 
Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.

и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
 
Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.

ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».
 
Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
 
Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.

ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.
 
Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.

Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.
 
Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.

Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.
 
Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.

А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;
 
Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,

но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.
 
но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.

А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.
 
Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.

А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.
 
А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;
 
Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,

когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
 
а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.

а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.
 
Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.

И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»
 
Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”

Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»
 
Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”

Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
 
Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!

Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».
 
Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.
 
Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.

Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.
 
Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».

Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».

Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,
 
Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,

дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.

Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.
 
Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».

И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;
 
Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,

поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.
 
поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,

Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.
 
тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.

Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:
 
И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:

пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,

и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.

Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.
 
А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!

Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.
 
И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,

Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
 
вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.

Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.
 
И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.

Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.
 
Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.

Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных
 
Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,

и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.

Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!
 
Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».

И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.
 
И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».

И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
 
Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.

И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?
 
Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?

Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?

И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?
 
И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»

И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.
 
И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».

И не сотворил там многих чудес по неверию их.
 
Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.

Примечания:

 
 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.