Деяния 19 глава

Деяния святых апостолов
Перевод Еп. Кассиана → Русского Библейского Центра

 
 

И было, что в то время, как Аполлос был в Коринфе, Павел, пройдя горные области, пришел в Ефес и нашел неких учеников.
 
Пока Аполлос оставался в Коринфе, Павел, обойдя верхние земли, пришел в Эфес. Он разыскал учеников

И он сказал им: приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали? А они ему: мы даже и не слышали, есть ли Дух Святой,
 
И спрашивает их: «Вы со Святым ли Духом принимали веру?». Они говорят: «Мы, в общем, и не слыхали, что существует Святой Дух».

А он сказал: во что же вы были крещены? Они сказали: в крещение Иоанново.
 
Он спросил: «Тогда чьим же крещением вы крестились?». Они отвечали: «Иоанновым».

И сказал Павел: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря народу, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть в Иисуса.
 
Павел сказал: «Иоанн крестил покаянным крещением и говорил народу, чтобы верили в Того, кто придет после него, то есть в Иисуса».

И услышали они, и были крещены во имя Господа Иисуса.
 
Узнав об этом, они приняли крещение именем Господа Иисуса.

И когда Павел возложил на них руки, пришел на них Дух Святой, и они начали говорить языками и пророчествовать.
 
Павел возложил на них руки, и на них сошел Святой Дух. Они заговорили иными языками и пророчествовали.

Было их всех человек около двенадцати.
 
Всего их было, пожалуй, человек двенадцать.

И войдя в синагогу, он дерзновенно проповедовал в течение трех месяцев, споря и убеждая о Царстве Божием.
 
Павел пришел в синагогу и там в течение трех месяцев в проповедях и дискуссиях с жаром излагал суть Божьего Царства.

Но когда некоторые начали ожесточаться и не верить, злословя этот Путь перед собранием, то он, отстав от них, отделил учеников и каждый день вел беседы в училище Тиранна.
 
Но там были и упрямцы — отказывались верить и открыто чернили Путь. Тогда Павел отделился и увел учеников к Тиранну. Его школу он сделал местом своих ежедневных бесед.

Так было в течение двух лет, так что все населяющие Асию услышали слово Господне, как Иудеи, так и Еллины.
 
Минуло два года, и все жители Азии, иудеи и эллины, услышали Слово Господне.

Силы же необычайные Бог творил руками Павла,
 
Невиданные чудеса совершал Бог руками Павла.

так что и на больных переносили с тела его платки и опоясания, и их покидали болезни, и злые духи выходили.
 
У Павла брали платок или фартук, прикладывали к немощным — и от болезни не оставалось следа и из одержимых выходили злые духи.

А некоторые и из бродячих Иудейских заклинателей попытались призывать над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаю вас Иисусом, Которого проповедует Павел.
 
Даже некоторые из бродячих иудейских знахарей норовили воспользоваться именем Господа Иисуса для изгнания злых духов из одержимых и говорили: «Заклинаем вас Иисусом, которого возвещает Павел».

Делали это семь сыновей некоего Скевы, Иудейского первосвященника.
 
Этим делом занялись семь сыновей некоего иудейского первосвященника Скевы.

Но злой дух сказал им в ответ: Иисуса я знаю, и Павел мне знаком, а вы кто?
 
Однако злой дух ответил: «Иисуса знаю, Павел мне тоже знаком, а вы кто такие?».

И бросился на них человек, в котором был злой дух, одолел их всех, и взял над ними такую силу, что они нагие и израненные, выбежали из того дома.
 
И набросился на них человек, в котором был злой дух, и одолел их такой превосходящей силой, что они, израненные, оборванные донага, выбежали вон из дому.

Это сделалось известным всем Иудеям и Еллинам, живущим в Ефесе, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
 
Об этом стало известно в Эфесе всем жителям, иудеям и эллинам. Их пронял страх. Высочайшим именем стало для них имя Господа Иисуса.

И многие из уверовавших приходили, исповедуя и объявляя дела свои.
 
С открытой душой шли и шли на исповедь верующие.

А из занимавшихся колдовством довольно многие снесли в кучу свои книги и жгли перед всеми; и подсчитали их цены, и оказалось пятьдесят тысяч серебром.
 
Многие из практиковавших искусство магии снесли в кучу свои книги и публично сожгли. Подсчитали всю стоимость книг: вышло пятьдесят тысяч драхм.

С такой силой Господне слово возрастало и укреплялось.
 
Сила Слова Господня все больше повсюду давала о себе знать.

Когда это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, говоря: побывав там, надо мне видеть и Рим.
 
Дело завершилось, и Дух подал Павлу мысль: кружным путем через Македонию и Ахайю идти в Иерусалим. Павел сказал: «После этого я должен наведаться в Рим».

И послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.
 
Он послал в Македонию двух своих помощников, Тимофея и Эраста, а сам на некоторое еще время задержался в Азии.

Произошел в то время мятеж немалый из-за Пути.
 
И тут началась нешуточная смута из-за Пути.

Ибо некто, по имени Димитрий, серебряных дел мастер, делавший серебряные храмы Артемиды, доставлял художникам немалый заработок.
 
Был некий серебряных дел мастер, по имени Деметрий. Он промышлял серебряными храмами Артемиды и обеспечивал постоянную занятость других ремесленников.

Собрав их и работников, занятых таким же делом, он сказал: люди, вы знаете, что от этого заработка зависит наше благосостояние.
 
Деметрий собрал прочих таких же умельцев и сказал: «Мастера! Надо ли говорить, что источник нашего благосостояния — наше ремесло?

И вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии Павел этот своими внушениями совратил немало народа, говоря, что делаемое руками — не боги.
 
А между тем вы видите и слышите, как не только в Эфесе, но и чуть ли не во всей Азии Павел своими разговорами совратил тьму народа. Он утверждает, что рукотворные боги — не боги.

И опасность для нас не только в том, что это ремесло станет презренным, но что и святилище великой богини Артемиды будет считаться ни во что, и окажется лишенной своего величия и та, которую почитает вся Асия и вселенная.
 
Это серьезная угроза не только нашему пока еще уважаемому ремеслу, но и храму великой богини Артемиды: сводится на нет его значение, принижается величие самой богини. А ведь перед ней преклоняется вся Азия, весь мир».

Услышав это и исполнившись ярости, они начали кричать: велика Артемида Ефесская!
 
Выслушав это, люди пришли в неистовство и стали кричать: «Велика Артемида Эфесская!».

И город исполнился смятением, и все, как один, устремились в театр, потащив с собой Гайя и Аристарха, Македонян, спутников Павла.
 
Взбунтовался весь город. Толпа кинулась к театру, таща туда спутников Павла — македонцев Гая и Аристарха.

Когда же Павел хотел войти в толпу, ученики его не пускали.
 
Павел хотел было выйти к народу, но его не пустили ученики.

Некоторые же и из асиархов, будучи ему друзьями, послали просить его не ходить в театр.
 
В Азии были у него друзья и в верхах общества. От них тоже пришла просьба, чтобы не показывался у театра.

Итак, одни кричали одно, другие другое; ибо собрание было беспорядочное, и большинство не знало, чего ради они собрались.
 
Между тем одни кричали одно, другие другое. Ничего нельзя было понять. Многие из собравшихся не знали, зачем пришли.

Тогда выдвинули из толпы Александра, выставленного Иудеями. И Александр, дав знак рукой, хотел защищаться перед народом.
 
Из толпы, по подсказке иудеев, вытолкнули Александра. Показав рукой, что будет говорить, Александр хотел было все объяснить народу.

Когда же узнали, что он Иудей, то все в один голос закричали, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
 
Но сообразив, что он иудей, все закричали в один голос и около двух часов кричали: «Велика Артемида Эфесская!».

Тогда грамматевс, успокоив толпу, сказал: мужи Ефесяне, кто из людей не знает, что город Ефес есть страж великой Артемиды и с неба упавшего образа?
 
Успокоил толпу городской распорядитель. Он сказал: «Эфесяне! Кто не знает, что город Эфес — верный страж храма великой богини Артемиды и Диопета?

Итак, раз это непререкаемо, надо вам быть спокойными и ничего сгоряча не делать.
 
Отрицать это невозможно. Поэтому вам надо прийти в себя и не творить безумств.

Ибо привели вы этих мужей, не виновных ни в кощунстве, ни в хуле на нашу богиню.
 
Вы привели сюда людей, которые ни храма не ограбили, ни богини нашей не оскорбили.

Итак, если Димитрий и другие с ним художники имеют на кого-нибудь жалобу, — то суды действуют, и есть проконсулы: пусть приносят жалобы друг на друга.
 
Если же Деметрий и другие ремесленники хотят подать жалобу, то для этого есть суды и есть проконсулы: пусть жалуются им.

Если же вы ищете чего-нибудь еще, то это будет решено в законном собрании.
 
А если у вас возникнет желание пойти дальше, то дело будет решаться законным собранием.

Ибо мы не сможем оправдаться в этом сборище и подвергаемся опасности быть обвиненными в восстании за то, что без всякого основания произошло сегодня. И сказав это, он распустил собрание.
 
Нам грозит опасность быть обвиненными в развязывании сегодняшних беспорядков. Это сборище просто-напросто нечем оправдать». С этими словами он распустил собрание.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.