От Луки 16 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Аверинцев: отдельные книги

 
 

Сказал Он и ученикам: был богатый человек, у которого был домоправитель, и на него донесли ему, что он расточает его имущество.
 
А ученикам Своим Он сказал: «Был некий богач, который имел управляющего; и ему донесли, что тот проматывает его имение.

И призвав его, он сказал ему: «что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь больше управлять».
 
"И он его вызвал и сказал: "Что это я слышу про тебя? Дай отчет в управлении, потому что оставаться управляющим ты больше не можешь".

И сказал себе самому домоправитель: «что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление. Работать лопатой не могу, просить милостыню стыжусь.
 
"А управитель сказал себе: "Что мне делать? Мой хозяин отнимает у меня место. Работать лопатой не могу, просить подаяние стыжусь"

Знаю, что сделаю, чтобы приняли меня в дома свои, когда буду отставлен от управления».
 
"Знаю, что сделать, чтобы когда лишусь места, меня бы приютили".

И призвав отдельно каждого из должников господина своего, говорит первому: «сколько ты должен господину моему?»
 
"И вызвав для разговора наедине одного за другим должников хозяина своего, говорит он первому: "Сколько ты должен моему хозяину?"

Он сказал: «сто мер масла». И он сказал ему: «возьми твою расписку и садись, скорее напиши: пятьдесят».
 
"Тот сказал: "Сто бочек масла". И он сказал тому: "Бери твою расписку, садись и скорее пиши — пятьдесят!"

Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Тот сказал: «сто мер пшеницы». Говорит ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».
 
"Потом он сказал другому: "А ты сколько должен?" Тот сказал: "Сто мешков жита". Он говорит тому: "Бери твою расписку и пиши — восемьдесят!"

И похвалил господин домоправителя неправедного за то, что умно поступил, потому что в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света.
 
И похвалил хозяин нечестного управителя за то, что тот умно поступил; ибо сыны века сего в делах с подобными себе умнее, чем сыны света.

И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители,
 
И вот, Я говорю вам: спешите приобретать себе друзей на счет лукавой маммоны, чтобы после, когда она от вас уйдет, они бы приняли вас в жилища вечные.

Верный в малом — и во многом верен, и неправедный в малом — неправеден и во многом,
 
Кто достоин доверия в самом малом — достоин веры и во многом, а кто лукав в самом малом — лукав и во многом.

Итак, если вы в неправедном богатстве не оказались верны, кто вверит вам то, что истинно?
 
Итак, если вы в делах лукавой маммоны [1] не показали себя достойными доверия, кто доверит вам благо истинное?

И если вы в чужом не оказались верны, кто вам даст ваше?
 
И если вы не показали верности в обращении с чужим, кто даст вам ваше собственное?

Никакой раб не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству.
 
Никакой слуга не может служить двум господам: или первого возненавидит, а другого возлюбит, или первого предпочтет, а другим пренебрежет. Вы не можете служить Богу и маммоне».

И слышали это всё фарисеи, которые были сребролюбивы, и высмеивали Его.
 
Услышали все это фарисеи, которые были привержены к деньгам, и стали Его высмеивать; и

И Он сказал им: вы выставляете себя праведными пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо высокое у людей — мерзость пред Богом.
 
Он сказал им: «Вы хотите выставить себя праведными перед людьми, но Бог знает ваши сердца; а то, что превозносится у людей, перед Богом мерзость.

Закон и Пророки — до Иоанна: с того времени Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
 
Закон и Пророки — до Иоанна; с тех пор возвещается Царство Божие, и всякий прилагает усилие войти в него.

Но легче пройти небу и земле, чем одной черте пропасть в Законе.
 
Однако легче прейти небу и земле, чем потерять силу хоть одной черте Закона.

Всякий, отпускающий жену свою и женящийся на другой, прелюбодействует, и женящийся на отпущенной мужем прелюбодействует.
 
Каждый, кто разводится с женой своей, совершает прелюбодеяние, и каждый, кто женится на разведенной, совершает прелюбодеяние.

Некий человек был богат, и одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно.
 
Один человек был богат, и одевался в пурпурные наряды и тончайший лен, и каждый день у него проходил в изысканной роскоши

Нищий же некий по имени Лазарь лежал у ворот его, покрытый язвами;
 
А один нищий, по имени Лазарь, весь в язвах, лежал у его ворот,

и хотел он насытиться тем, что падало со стола богача, и собаки приходили и лизали язвы его.
 
желая прокормиться тем, что падало у богача со стола; и сбежавшиеся псы лизали его язвы.

И случилось, что умер нищий, и отнесли его ангелы на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его;
 
И вот нищий умер, и отнесли его ангелы к Аврааму на грудь. Умер и богач, и был погребен;

и в аду, пребывая в мучениях, поднял он глаза свои и видит издали Авраама и Лазаря на лоне его.
 
и в аду, терпя мучения, поднял он свои глаза и видит вдалеке Авраама и Лазаря на груди его.

И воззвал он со всей силой: «отец Авраам, смилуйся надо мной, и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в этом пламени».
 
"И закричал он: "Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли ко мне Лазаря, пусть он окунет кончик пальца в воду и прохладит мне язык, а то мне мочи нет терпеть это пламя!"

Но Авраам сказал: «дитя мое, вспомни, что, как ты получил благое твое в жизни твоей, так и Лазарь злое. Теперь же он здесь утешается, а ты мучишься.
 
"Но Авраам сказал: "Сын, вспомни, как ты в жизни своей получил свою долю благ, а Лазарь соответственно свою долю зол; а теперь он здесь утешается, а ты мучишься."

И при всём том, между нами и вами утверждена великая пропасть, чтобы хотящие перейти отсюда к вам не могли, и оттуда к нам не переходили бы».
 
"К тому же между нами и вами установлена великая бездна, чтобы отсюда к вам при всем желании нельзя было перейти, как и оттуда — к нам".

И он сказал: «тогда прошу тебя, отец, послать его в дом отца моего,
 
"И сказал богач: "Тогда я прошу тебя, отец, пошли его в мой отеческий дом,"

ибо есть у меня пять братьев: пусть свидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения».
 
"а то у меня пять братьев; так пусть он принесет им свое свидетельство, чтобы хоть они не попали в это место истязания!"

И говорит Авраам: «есть у них Моисей и Пророки: пусть послушают их»,
 
"И говорит Авраам: "Есть у них Моисей и пророки".

Он же сказал: «нет, отец Авраам, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются».
 
"Но богач сказал: "Нет, отец Авраам; вот если бы кто из мертвых пришел к ним, тогда они покаются".

Но он сказал ему: «если Моисея и Пророков не слушают, то, когда бы и воскрес кто из мертвых, не убедятся они».
 
"А тот говорит ему: "Если они Моисея и пророков не слушают, то даже если кто из мертвых восстанет, это не убедит их"»."

Примечания:

 
 
Аверинцев: отдельные книги

11  [1] — Богатству — в подлиннике арамеизм «маммоне».

Евангелист сохраняет арамейское слово, означающее богатство; этимологически оно связано с понятием надежности, верности, доверия (и поэтому, как мы сказали бы, обеспеченности). Но кто доверяет маммоне, отделяет себя самого от доверия Бога и участия людей.

 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.