От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Синодальный перевод

 
 

В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.
 
Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,
 
И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.
 
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.
 
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.
 
иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.
 
Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.
 
иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.
 
иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Имеющий уши да слышит.
 
Кто имеет уши слышать, да слышит!

И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?
 
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;
 
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
 
ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
 
и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,

ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».
 
ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
 
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.
 
ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.
 
Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.
 
ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;
 
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.
 
но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.
 
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.
 
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;
 
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;

когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
 
когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;

а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.
 
когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»
 
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»?

Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»
 
Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их»?

Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
 
Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».
 
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.
 
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём,

Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.
 
которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,
 
Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.
 
да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».

Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.
 
Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;
 
Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.
 
поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;

Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.
 
враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:
 
Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:

пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.
 
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.
 
Ещё: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
 
который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.

Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.
 
Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.
 
который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных
 
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,

и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!
 
И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!

И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.
 
Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
 
И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда.

И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?
 
И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?
 
и сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.
 
И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.

И не сотворил там многих чудес по неверию их.
 
И не совершил там многих чудес по неверию их.

Примечания:

 
 
Синодальный перевод
30 связки — в новых редакциях может использоваться — снопы, как минимум в изданиях 1968, 1976, 1988 года, а так же версии «Свет на востоке», библиях с комментариями МакАртура и Женевской. В ранних изданиях 1876, 1917, 1926 (Проханова), 1956 годов используется слово «связки».
39 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.